Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ГЮМРИ — МАРАЛИК









Железнодорожная линия Гюмри — Маралик находится в марзе Ширак Республики Армения. Железнодорожная линия входит в состав железнодорожной сети общего пользования (Южно-Кавказская железная дорога). Протяжённость железнодорожной линии составляет 38 километров, из которых 32 километра — действующий участок Гюмри — Пемзашен, 6 километров — недействующий (по состоянию на 2010 год) участок Пемзашен — Маралик. Линия находится в высокогорной местности (около 1500 метров над уровнем моря).

Железнодорожная линия полностью однопутная, электрифицирована на постоянном токе. Линия начинается в городе Гюмри (прежние названия — Александрополь, Ленинакан), втором по величине городе Армении, пролегает через город Артик, посёлок городского типа Пемзашен и заканчивается в посёлке городского типа Маралик. На линии имеется несколько высоких платформ, однако платформы в Артике, Пемзашене и Маралике — низкие.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), на участке Ленинакан — Артик линия была введена в эксплуатацию в 1929 году, на участке Артик — Маралик — в 1974 году. Линия строилась главным образом для вывоза полезных ископаемых — туфа и пемзы, а также для обслуживания местных предприятий и воинских частей в Артике.

Линия была электрифицирована в 1972 году на участке Ленинакан — Артик. Участок Артик — Маралик вводился в эксплуатацию электрифицированным.




Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).




Пассажирское движение на участке Пемзашен — Маралик существовало сравнительно недолго, оно прекратилось в 1980-х годах. Причина этого — сложный профиль пути (имеется резкий уклон недалеко от станции Пемзашен). Такой профиль был признан непригодным для пассажирского движения по нормам безопасности.

По информации от И. Лапшова, основанной на архивных расписаниях, в 1980 году на линии были в ходу две пары поездов: Ленинакан — Маралик 5:10 — 6:32, 16:00 — 17:22, Маралик — Ленинакан 6:48 — 8:10, 17:38 — 19:00. По состоянию на 1988 год, утром был в ходу поезд сообщением Ленинакан — Пемзашен — Ленинакан, вечером — сообщением Ленинакан — Артик — Ленинакан. По состоянию на 1989 год, утром был в ходу поезд сообщением Ленинакан — Пемзашен — Ленинакан, вечернего поезда не было (возможно, его график забыли напечатать).

По состоянию на февраль 2001 года, на линии было пассажирское движение, представленное двумя парами электропоездов Гюмри — Пемзашен.

По состоянию на октябрь 2010 года, ситуация практически не изменилась. По-прежнему в ходу две пары ежедневных электропоездов Гюмри — Пемзашен. Грузового движения почти нет, изредка возможен завоз каких-либо грузов на станцию Артик. По станции Пемзашен грузовая работа не осуществлялась уже около 20 лет.




Расписание движения поездов с 8 ноября 2009 (скопировано 7 октября 2010 года на вокзале Гюмри).




На линии работал четырёхвагонный электропоезд ЭР2-909, переданный из депо Санкт-Петербург-Балтийский. Стоимость проезда от Гюмри до Пемзашена составляла 250 драм (примерно 22 рубля).




Стоимость проезда (скопировано 7 октября 2010 года на вокзале Гюмри).




Билет Гюмри — Пемзашен, проданный на станции Гюмри.
07.10.2010




На участке Пемзашен — Маралик лежат рельсы и сохраняется контактная сеть, однако движения нет. Участок может быть пригоден для проезда лёгкого подвижного состава (дрезины, автомотрисы) после минимальных работ по расчистке от травы и ремонта некоторых опасных мест. Для возобновления грузового движения потребуется более серьёзная реконструкция.

На станции Маралик имеется действующее станционное здание, выходит на работу дежурный по станции. Однако поездов здесь не видели уже много лет. Все 4 станционных пути — ржавые и заросшие, ни одного вагона нет. Подъездных путей нет, как и сохранившихся промышленных предприятий в Маралике.

Теоретически, станция Маралик могла бы использоваться для завоза топлива — иное назначение ей найти трудно, учитывая полное отсутствие промышленности. Будущее станции неясно. Периодически упоминается как о планах полного закрытия станции и перегона Пемзашен — Маралик, так и о надеждах на возрождение станции. Последние железнодорожники Маралика упорно продолжают приходить на своё рабочее место на «мёртвой» станции, не дают окончательно её уничтожить и надеятся на лучшее...







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ АРТИК, СТАНЦИЯ ПЕМЗАШЕН, ЭЛЕКТРОПОЕЗД В ПЕМЗАШЕНЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (О.П. ПОСЁЛОК ПЕМЗАШЕН, СТАНЦИЯ ПЕМЗАШЕН)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПЕМЗАШЕН, ПЕРЕГОН ПЕМЗАШЕН — МАРАЛИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПЕМЗАШЕН — МАРАЛИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПЕМЗАШЕН — МАРАЛИК, СТАНЦИЯ МАРАЛИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ МАРАЛИК)    










04.11.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу