Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЛАТЫШСКИЙ — МАРОМИЦА — РЕЧНОЙ








Эта сравнительно небольшая ведомственная железнодорожная линия расположена в Опаринском районе Кировской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 32 километра. По впечатлениям автора (2004 год), она заметно отличается от многих других лесовозных железных дорог неплохим состоянием пути и отсутствием «депрессивной» атмосферы в лесных посёлках.



История

Разъезд и посёлок Латышский появился на Вятско-Двинской железной дороге во времена «столыпинской» аграрной реформы (приблизительно в 1913 году). Название объясняется тем, что его первыми жителями оказались переселенцы-латыши.

Точная дата появления железнодорожной ветки Латышский — Речной автору не известна. Скорее всего, она была построена в довоенные годы, а основной рабочей силой на строительстве были заключённые. По некоторым данным, участок Латышский — Маромица был открыт в 1937 году.

До начала 1990-х годов здесь было регулярное пассажирское сообщение — на эту ветку шёл один из вагонов пассажирского поезда Киров — Котлас. По данным на 2004 год, «официального» пассажирского движения здесь нет. Но де-факто оно существует: из посёлка Речной утром каждого рабочего дня отправляется «рабочая» автомотриса. Как минимум, она доезжает до станции Маромица, нередко «продляется» и до Латышского (формально — для доставки на линию путейцев, производящих замену шпал). Вечером автомотриса возвращается назад, в Речной. Проехать в ней может любой желающий.

Регулярно (обычно не реже одного раза в сутки) с нижнего склада на 30-м километре и со станции Маромица вывозится лес.

Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2004 год, является П́aломицкий леспромхоз, находящийся в посёлке Речной, и входящий в состав ОАО «Лесной профиль». Прежний владелец — Волмангский леспромхоз (он «базируется» в посёлке Мaромица). По другим данным, Волмангскому леспромхозу принадлежала только часть ветки, а перегон Северный — 30 километр — Речной всегда относился к Паломицкому леспромхозу.







Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на июль 2004 года)

Латышский (0 км)

Небольшая станция на магистральном неэлектрифицированном однопутном участке Киров — Котлас (Кировское отделение Горьковской железной дороги). За стрелкой, где отходит линия на Маромицу, стоит табличка с надписью «ГРАНИЦА ПОДЪЕЗДНОГО ПУТИ». Привычной в таких случаях «станции примыкания» здесь не существует.

От Латышского до Маромицы никакого путевого развития не встретится. На девятом километре когда-то был лесной посёлок, но видимых следов от него не заметно.



М́аромица (15 км)

Расположена почти в центре железнодорожной линии, может претендовать на статус её главной станции. Здесь «прописано» не меньше двух тепловозов ТГК2.

В посёлке когда-то была лесовозная узкоколейная железная дорога (закрыта примерно в 1969 году). Действуют небольшие предприятия лесной промышленности. Существует автобусное сообщение с районным центром, посёлком Опарино (каждый вечер, после прибытия на станцию Опарино пассажирского поезда Киров — Луза, автобус отправляется до Речного, по пути заезжая в Маромицу).

Обозначенная на картах прямая автодорога Маромица — Опарино (длиной 16 километров) — плод фантазии картографов. На самом деле, расстояние до райцентра составляет 32 километра (нужно ехать на юг, в сторону села Дуванное, а через 12 километров свернуть налево). Дорога выложена бетонными плитами, и является «одноколейной». Разъезд встречных автомобилей может оказаться проблемой.



В́eрлюг (22 км)

Когда-то здесь была крупная станция и посёлок, до сих пор обозначенный на картах. От станции не осталось почти никаких следов, а место, где находился посёлок, угадывается лишь по безлесному пространству.



Северный (27 км)

Действующая станция, расположенная вблизи крупной исправительно-трудовой колонии, сохранившейся со сталинских времён (Учреждение ОР-216/9 Министерства Юстиции РФ). Обширное пространство к югу от станционных путей огорожено колючей проволокой. К северу от станции находятся жилые дома сотрудников колонии.

На заброшенных путях станции можно видеть несколько старых заржавевших пассажирских вагонов. На одном из вагонов удалось прочесть выцветшую надпись: «приписан ст. Латышская ГЖД Поломский ЛПХ». Скорее всего, она была сделана ошибочно — известно, что станция Латышский никогда не называлась Латышской (такая станция находится в Московской области), а леспромхоз всегда был Паломицким.



30 километр

На топографической карте здесь отмечена «казарма 30 км». В действительности на этом месте находится главный нижний склад Паломицкого леспромхоза, с многочисленными консольно-козловыми кранами. Путь к нижнему складу отходит на 29 километре.

Территория нижнего склада растянута в длину более чем на километр. Линия на Речной обходит её с левой стороны.



Речной (32 км)

Конечный пункт железнодорожной линии, сравнительно небольшой посёлок. Несмотря на его название, рек поблизости нет (за исключением крошечного ручья Маромица). В центре посёлка есть пруд. В застройке преобладают двухквартирные одноэтажные дома постройки 1950-х годов. Ни одного более или менее или менее значительного предприятия здесь нет.

Станция Речной функционирует как место приписки и отстоя подвижного состава. Погрузка здесь не ведётся. Имеется деревянное здание с табличкой «тепловозное депо». В нём содержится автомотриса («ДМка»), и тепловоз (предположительно, ТГМ23).

На путях можно видеть тепловоз ТГМ23Б-1762, подъёмный кран и снегоочиститель. Кроме того, здесь врастают в землю два «памятника» — остатки тепловоза ТГМ23Б-2310 и тендера от паровоза Эу-6047.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАЗНОЕ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    










14.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу