Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОЛОКОНЦЕВО — МОХОВЫЕ ГОРЫ








Одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода является смотровая площадка на площади Минина и Пожарского, у памятника Валерию Чкалову. Отсюда открывается величественная панорама бескрайних заволжских далей. Среди многочисленных домов и заводских корпусов города Бор иногда можно разглядеть и вагоны на железнодорожной линии Толоконцево — Моховые Горы…



История

Город Бор появился на картах в 1938 году. Но первые поселения на его месте возникли в 14 веке. В 19 веке село Боровская слобода, «заволжский форпост» Нижнего Новгорода, уже было довольно крупным.

Появление железной дороги на Бору неразрывно связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Котельнич. Разработка проекта этой железной дороги началась в первые годы 20 века. В 1912 году первая изыскательская партия выдвинулась из Нижнего Новгорода в сторону Котельнича, с задачей определить наиболее подходящую трассу будущей магистрали. А в следующем, 1913 году со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича разворачивались строительные работы.

Строго говоря, начальным пунктом дороги стал вовсе не Нижний Новгород, а Боровская слобода. Первая станция новой железнодорожной магистрали была названа Моховые Горы. Такое название существовало издавна — в этой местности встречаются большие песчаные бугры, поросшие редкими хвойными деревьями, со сплошным покровом мхов и лишайников.

Любопытный и малоизвестный ныне факт: изначально переход через Волгу планировалось осуществить в виде тоннеля, а не моста. В 1914 году существовавшая тогда «Особая комиссия по устройству Нижегородского железнодорожного узла» рассмотрела оба варианта – мостовой и тоннельный. Отмечалось, что эксплуатация мостового перехода будет сопряжена с постоянным риском его разрушения при ледоходе. Вывод был таким: «Переход Волги по линии Нижний Новгород — Котельнич предпочтительнее устроить подводным тоннелем».

Однако столь необычному сооружению не суждено было появиться здесь: в 1914 году началась война, строительство железнодорожной магистрали было приостановлено. Оно возобновилось в 1918 году, уже при советской власти.

Стройка была объявлена «ударной коммунистической». Наиболее активные работы велись на южном участке будущей магистрали, со стороны Нижнего Новгорода. В летнее время необходимые для строительства грузы и железнодорожный подвижной состав перевозили через Волгу на пароходах. От проекта подводного тоннеля советская власть отказалась. Вместо него в 1920-е годы развернулось сооружение железнодорожного моста.

По официальным данным, железная дорога Нижний Новгород — Котельнич принята в эксплуатацию в 1927 году. Рабочее движение поездов на первых построенных участках началось значительно раньше. Согласно некоторым источникам, во второй половине 1920-х годов уже курсировал грузопассажирский поезд сообщением Моховые Горы — Котельнич. Он отправлялся от конечных станций один раз в неделю, время в пути составляло не менее пятнадцати часов.

Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданному НКПС СССР в 1928 году, с 1 октября 1928 года курсировал поезд сообщением Моховые Горы — Котельнич (отправление со станции Моховые Горы в 17:15 по вторникам, четвергам и субботам, прибытие на конечный пункт в 9:35 на следующий день). В остальные дни поезд следовал только до станции Ветлужская (Моховые Горы 17:15 — Толоконцево 17:38 — Ветлужская 22:39).

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата открытия станции Моховые Горы — 1929 год. Это не соответствует действительности.

В 1931 году строительство железнодорожного моста через Волгу завершилось, было открыто движение поездов на новом участке Нижний Новгород — Толоконцево. С этого момента, ситуация изменилась до неузнаваемости: станция Моховые Горы из начального пункта крупной железнодорожной магистрали превратилась в конечный пункт небольшой тупиковой ветки.

Напоминанием о далёких временах, когда не было железнодорожного моста через Волгу, является нумерация километровых знаков на участке Толоконцево — Моховые Горы: вопреки правилам, она начинается не от начального пункта тупиковой ветви (станции Толоконцево), а от её конечного пункта (станции Моховые Горы). На участке Толоконцево — Котельнич нумерация километровых знаков также велась от Моховых Гор (в настоящее время — от станции Москва-Курская). «В память» об этом во многих топографических картах до сих пор обозначается остановочный пункт 75 километр (его современное название — Захарово), находящийся на 515-м километре.

Пассажирское движение на участке Толоконцево — Моховые Горы после открытия моста сохранялось. Основным средством сообщения Боровской слободы и Нижнего Новгорода (в 1932 году переименован в Горький) стала железная дорога. Выбор был невелик: летом попасть из Горького в Боровскую слободу можно было на пригородном поезде или водным транспортом, зимой — только на поезде (единственная альтернатива — пешком по льду, в тот период, когда Волга полностью замерзала).

Согласно служебному расписанию движения пригородных поездов Горьковской железной дороги на лето 1962 года, курсировало 5 пар пригородных поездов сообщением Горький-Московский — Моховые Горы. В то время уже велась реконструкция мостового перехода через Волгу. Из железнодорожного однопутного он превращался в двухпутный железнодорожно-автомобильный.

В ноябре 1965 года было открыто автомобильное движение по верхнему ярусу моста. С того момента основным видом транспорта для поездок между Горьким и Бором стали автобусы.


Железнодорожно-автомобильный мост через Волгу у Нижнего Новгорода.
Снимок сделан с правого берега, к северу от моста.
26.07.2001




Процесс электрификации Горьковского узла, производившийся тогда же, в 1960-е годы, не затронул ветку на Моховые Горы. По неподтверждённым данным, пассажирское движение на ней спустя какое-то время было прекращено на неизвестный срок.

В начале 1990-х годов по маршруту Горький-Московский — Моховые Горы курсировали дизель-поезда Д1. К тому моменту на ветке были почти всюду поставлены опоры и частично смонтирована контактная сеть. Однако электрификация не была завершена.

Согласно расписанию на 1995—96 год, находилось в ходу пять пар поездов Горький-Московский — Моховые Горы, а по расписанию на 1996–97 год — четыре пары. Не было никаких упоминаний о том, что эти поезда — «особого назначения» или «отменены». Но почти в тот же самый момент, когда новая брошюра пригородных расписаний вышла из печати, движение поездов на Моховые Горы прекратилось. Причина была традиционной для этого времени: высокая убыточность маршрута. Уже сооружённая контактная сеть была снята.

Жители Бора свыклись с неизбежностью потери времени в автомобильных «пробках», которые очень часто образуются на подъезде к узкому мосту через Волгу. Ежедневно между Нижним Новгородом и Бором совершают поездку около десяти тысяч человек. Курсирующие на этом маршруте автобусы почти всегда переполнены — даже без «пробок» поездка в них малокомфортабельна.

В 2004 году руководство Горьковской железной дороги услышало голоса тех, кто призывал восстановить пассажирское движение. Спустя восемь лет в расписании на Московском вокзале Нижнего Новгорода снова стал значиться поезд до станции Моховые Горы. Это был первый в истории новой России случай восстановления пассажирских перевозок после многолетнего перерыва.

Первоначально (с 30 апреля по конец мая) поезд состоял из двух тепловозов ЧМЭ3, между которыми были «вставлены» три пассажирских вагона. Он курсировал лишь три раза в неделю, по пятницам, субботам и воскресеньям (отправление со станции Горький-Московский в 18:20, прибытие в Моховые Горы в 19:07, обратно 19:24 — 20:14). Два локомотива были необходимы для того, чтобы сократить время стоянки по станции Толоконцево, где меняется направление движения. Если ранее на ветке имелись три промежуточные остановки (Дружба, Юрасовская, Завод «Кварц»), то теперь их осталось только две: Дружба и Военный Городок.

После ввода в действие нового графика движения поездов (с 1 июня) маршрут стал ежедневным. А спустя ещё примерно месяц произошли значителные изменения: вместо одной пары поездов стало три или четыре (в зависимости от дня недели), а главное — специально для этого маршрута в депо Горький поступили отличные комфортабельные автомотрисы (дизель-поезда) АЧ2, прошедшие капитальный ремонт.

Некоторое время все рейсы дизель-поездов АЧ2 считались коммерческими, имели четырёхзначные номера, начинающиеся цифрой 7. В них не действовали льготы, и все без исключения пассажиры были обязаны приобретать билет. В вагонах работали проводники. Каждого пассажира они встречали, как гостя — здоровались, поясняли расписание движения поезда и остановки в пути, интересовались мнением о новом маршруте, подвижном составе и качестве обслуживания. Время следования было сокращено до 33 минут. Стоимость проезда составляла 11 рублей (столько же, сколько и в автобусе).



Билет для проезда в дизель-поезде сообщением
Горький-Московский — Моховые Горы.
18.07.2004



Примерно через полтора месяца в поездах стали действовать все предусмотренные законом льготы. Стало значительно больше пассажиров, но исчезло очарование первых поездок, когда чистейший поезд с мягкими сиденьями и вежливыми проводниками на полчаса уносил пассажиров из суровой повседневной действительности.

Согласно заявлениям пресс-службы Горьковской железной дороги, сделанным в 2004 году, «эксперимент был признан удачным». Размеры движения поездов на Моховые Горы могут быть увеличены. Рассматривается вопрос о восстановлении на ветке контактной сети для пуска электропоездов — более экономичных, чем дизель-поезда.

С 2005 года помимо автомотрис с прицепными вагонами (дизель-поездов) АЧ2 на маршруте Горький-Московский — Моховые Горы стали работать автомотрисы РА1, произведённые Мытищинским машиностроительным заводом. Число поездов было увеличено.

В 2006 году было принято решение об электрификации участка. Работы по монтажу контактной сети были произведены в достаточно сжатый срок. 27 апреля 2007 года в 12:34 от вокзала Горький-Московский отправился электропоезд ЭД9-191 до станции Моховые Горы.

В близкий период времени на участке Толоконцево — Моховые Горы была введена в действие автоблокировка, были построены новые остановочные пункты Неклюдово и Спортивная, а также новая платформа на станции Толоконцево.

На станции Моховые Горы контактная сеть была смонтирована только на первом пути, поэтому грузовые перевозки выполняются исключительно на тепловозной тяге. Используются тепловозы ЧМЭ3.

По состоянию на июль 2007 года, на участке Толоконцево — Моховые Горы в ежедневном обращении находилось 11 пар электропоездов. По насыщенности остановочными пунктами участок вышел на одно из первых мест в стране. При протяжённости 9 километров, здесь насчитывается 4 промежуточных остановочных пункта: Неклюдово, Дружба, Военный Городок, Спортивная. Остановочный пункт Военный Городок находится вблизи пересечения с улицей Толстого, остановочный пункт Спортивная — вблизи одноимённой улицы.





Железнодорожная линия Толоконцево — Моховые Горы на топографической карте масштаба 1:100 000.









Возможные перспективы

В том случае, если будет построен мост через Волгу, напрямую соединяющий город Бор с Нагорной частью Нижнего Новгорода, пассажирское движение на участке Толоконцево — Моховые Горы скорее всего будет прекращено. Расстояние от Бора до центра Нижнего Новгорода сейчас составляет 15 километров, тогда как по прямой города разделены лишь километром водного пространства.

Строительство моста по направлению Нагорная часть Нижнего Новгорода — Бор является делом далёкого будущего. Ранее 2020 года такой мост едва ли появится.







Краткое описание (по состоянию на 2004 год)

Начальный пункт железнодорожной линии — станция Толоконцево. Она расположена на магистрали Москва — Нижний Новгород — Котельнич — Пермь — Екатеринбург, которая в настоящее время является главным транзитным ходом, соединяющим столицу со Средним Уралом и Сибирью. Второй транзитный ход (Москва — Казань — Екатеринбург) короче по расстоянию, но пассажирских поездов по нему проходит меньше. «Исторический» ход (Москва — Ярославль — Котельнич) мало подходит для транзитного движения, ввиду значительного лишнего пробега и низкой пропускной способности однопутного участка Данилов — Буй.

Все пассажирские поезда дальнего следования (среди которых есть и такие «суперэкспрессы», как Москва — Владивосток и Москва – Пекин) проходят станцию Толоконцево без остановки. Однако пригородных поездов здесь достаточно много. Это электропоезда, следующие от станции Горький-Московский до станций Тарасиха, Семёнов, Керженец, Ветлужская, Шахунья и обратно, а также дизель-поезда Горький-Московский — Моховые Горы, вынужденные менять здесь направление движения. На станции имеется деревянный вокзал (зал ожидания закрывается на ночь).

Официальное название посёлка, в котором расположена эта станция — Неклюдово. На самом деле, здесь два посёлка — Неклюдово и Толоконцево (это отражено в указателях на автодороге).

Практически на всём протяжении ветки лежат железобетонные шпалы, но состояние пути не идеальное. Промежуточные остановочные пункты угадываются лишь по табличкам «остановка локомотива» (от платформ, которые были низкими, мало что осталось).

На станции Моховые Горы имеется деревянный вокзал и высокая пассажирская платформа (она была построена в те времена, когда предпринималась неудачная попытка электрификации этого участка). Впрочем, даже после возобновления пассажирских перевозок обслуживание пассажиров в нём не производится. Возможно, что вскоре здесь будет открыто «наружное» окно билетной кассы.

Рядом имеется новый, большой и комфортабельный автовокзал. Внутрирайонное автобусное сообщение здесь (в отличие от многих других районов Нижегородской области) развито очень хорошо. Узкоколейная железная дорога на посёлок Большое Пикино, действовавшая до середины 2002 года, уже полностью разобрана.

Население города Бора — около 60 тысяч жителей. Самым известным предприятием города является Борский стекольный завод, продукция которого (автомобильные стёкла) встречается повсюду. Кроме того, здесь имеется судостроительный завод (АО «Нижегородский теплоход») и предприятия лесной промышленности. От станции Моховые Горы к ним подведены подъездные пути.






Дизель-поезд «Борчанин» на первом пути станции Горький-Московский (Московский вокзал
Нижнего Новгорода). В хвосте состава — автомотриса АЧ2-017
(её кабина видна на снимке).
18.07.2004






Начальный участок ветки. Впереди — автомотриса АЧ2-017 (хвостовой вагон дизель-поезда).
18.07.2004






Дизель-поезд прибыл на станцию Моховые Горы. Заметна автомотриса АЧ2-023
и прицепной вагон АПЧ2-022-2
18.07.2004






Вокзал на станции Моховые Горы в праздничном убранстве по случаю восстановления
пассажирского движения. Слова «ДОБРОГО ПУТИ» образованы
из сотен разноцветных воздушных шариков.
18.07.2004






Станция Толоконцево. Вид со стороны Нижнего Новгорода в сторону вокзала.
18.07.2004






Дизель-поезд, следующий из Моховых Гор в Горький-Московский, у низкой платформы станции
Толоконцево. «Головным-хвостовым вагоном» является автомотриса АЧ2-023.
18.07.2004












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    












02.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу