Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!



 



ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МАКЛЕЦ — НОВОМОСКОВСКАЯ I — БОБРИК-ДОНСКОЙ








Город Новомосковск расположен в Тульской области, в 70 километрах от Тулы и в 210 километрах от Москвы. Он является одним из немногих городов на пространстве бывшего СССР, в котором одним из видов городского транспорта являются электропоезда.

Электрифицированный участок Маклец — Новомосковская I — Бобрик-Донской является «островным» — он не связан с другими электрифицированными железнодорожными линиями. Его называют «Новомосковское кольцо», хотя на самом деле это не кольцо, а линия между станциями Маклец и Бобрик-Донской (ранее имевшая два ответвления).





Простейшая схема участка обращения электропоездов
в Новомосковске (по состоянию на 2004 год).






Участки обращения электропоездов в Новомосковске, по состоянию на 2001 год
(на основе топографической карты масштаба 1:200 000).





История

До 1930-х годов на месте центральной части нынешнего Новомосковска находилось село Бобрики. В годы первых пятилеток здесь были построены промышленные предприятия. В 1930 году посёлок Бобрики получил статус города. В 12 километрах к северу от него развернулось строительство гигантского химического комбината. В 1934 году город был переименован в Сталиногорск.

В 1934 году началось регулярное движение пригородных поездов на паровой тяге между жилыми районами и промышленной зоной. Сеть маршрутов в то время отличалась от нынешней сети маршрутов электропоездов. В центре Сталиногорска находилась железнодорожная линия, частично пролегавшая по Московской улице, рядом с дорожным полотном (подобно выделенной трамвайной линии). На Московской улице находился главный городской вокзал. Пригородные поезда следовали от него в северном направлении (в промышленную зону), и в южном направлении, в сторону станции Бобрик-Донской.


Железнодорожная линия в центральной части Сталиногорска, существовавшая
до 1960-х годов, на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 2000 году (обозначена автором).


По неподтверждённым данным, в 1930-1950-х годах пригородные поезда курсировали по линии Ключёвка — Задонская (в течение некоторого времени она относилась к МПС), а также по некоторым ведомственным линиям к шахтёрским посёлкам.

Пригородный поезд, следующий по перегону Урванка — Сталиногорск (старая станция на Московской улице), и поезд детской железной дороги. 1950-е годы

По информации от Н. Семёнова, первоначальным проектом линии по улице Московской предусматривалось, что она будет пролегать в глубокой выемке, устроенной в центре улицы. Уже тогда, в 1930-е годы, предполагалось электрифицировать линию. Но это сделано не было. Поезда курсировали по Московской улице вровень с дорожным покрытием и создавали дымовое загрязнение. В результате этого линию по Московской улице было решено разобрать. Проработала она лишь около десяти лет.

В 1957 году город Сталиногорск с прилегающей территорией был передан из Московской области в Тульскую. Если бы подобный «территориальный обмен» решили произвести в более демократическое время — это вызвало бы негодование подавляющего большинства населения и стихийные акции протеста. Проживание в Московской области предоставляет гигантские преимущества. Но тогда идти против воли вождей было не принято. Вероятно, в качестве своебразной компенсации за утрату «близости к Москве» в 1961 году, когда производилась окончательная «десталинизация» страны и всем объектам, названным именем И.В. Сталина, придумывались новые названия, Сталиногорск был переименован в Новомосковск. «Изобретателей» этого названия не смутило, что такой город уже имелся в Днепропетровской области.

Неоднократно ставился вопрос о строительстве трамвайных линий для связи жилой части Сталиногорска с химическим комбинатом. Однако в конечном итоге было принято достаточно неординарное решение о пуске «внутренних» электропоездов.

В 1960 году была завершена электрификация участка Сборная — Северная, в 1961 году началось регулярное движение электропоездов. Одновременно с этим был открыт новый вокзал Новомосковская I, расположенный на современном месте, и ликвидирована линия, проходившая по Московской улице. В деревянном здании старого вокзала на Московской улице был открыт музей (позднее здание сгорело вместе со всеми экспонатами).

Начальный участок внутригородской «петли» (от станции Урванка до Московской улицы) был сохранён и электрифицирован. В 1961 году на нём была открыта новая конечная станция Московская, расположенная на незначительном удалении от старой трассы «петли». Станция Московская имела три пути и две платформы, с восточной стороны платформы почти вплотную подступали к Московской улице.

К началу 1970-х годов, когда были электрифицированы участки Северная — Маклец, Сборная — Бобрик-Донской, Урванка — Анилиновая, «Новомосковское кольцо» достигло наивысшего уровня развития. Существовали планы электрификации линии Ключёвка — Молодёжная — Задонская, но они не были реализованы.

С начала 1990-х годов объём пассажирских перевозок начал резко сокращаться. Частота движения электропоездов значительно уменьшилась. В связи с уменьшением объёмов движения в течение 1990-х годов был разобран второй путь на перегоне Новомосковская II — Ключёвка. Всюду, кроме участка в промышленной зоне (Северная — Новомосковская II), «Новомосковское кольцо» стало однопутным (на участке Ключёвка — Бобрик-Донской второго пути никогда не было).

В 2001 году было прекращено движение электропоездов на линии Урванка — Анилиновая. После этого был разобран перегон Урванка — Гипсовая (грузовое движение на Анилиновую сохраняется, но оно осуществляется через станции Ключёвка и Гипсовая). На всём протяжении линии до Анилиновой была демонтирована контактная сеть.

Вскоре после прекращения движения на Анилиновую на станции Московская была демонтирована одна из двух платформ и разобран один из трёх путей (во времена существования маршрута Московская — Анилиновая на станции Московская могли одновременно находиться 3 электропоезда).

По состоянию на июнь 2004 года, на самом оживлённом участке Урванка — Северная оставалось в ходу около 20 пар электропоездов по рабочим дням, около 15 пар — по выходным дням. Численность населения Новомосковска в этот период составляла 135 тысяч человек (за предшествующие 15 лет она сократилась на 10 процентов). Население агломерации, в которую входят города Донской, Узловая, Кимовск, Северо-Задонск, Сокольники и несколько посёлков городского типа — примерно в два раза больше.

«Новомосковское кольцо» явно переживало не лучшие времена. Объём пассажирских перевозок продолжал сокращаться. По сравнению с показателями 1980-х годов, он сократился во много раз.

Новомосковские электропоезда считались самыми убыточными на Московской железной дороге: многие пассажиры воспринимают их как бесплатный вид транспорта. Билеты практически никто не приобретает (за исключением тех редких моментов, когда на платформах организуется перронный контроль). В отличие от Московского узла, устройств автоматического контроля (турникетов) здесь нет.

Кроме электропоездов, на участке Бобрик-Донской — Урванка — Маклец курсировали 3—4 пары дизель-поездов (маршруты Узловая — Урванка — Ожерелье, Тула — Узловая — Урванка — Маклец), а также пассажирский поезд сообщением Новомосковская I — Узловая — Москва. На участке Урванка — Московская пассажирские перевозки выполнялись только электропоездами (в те времена, когда существовало движение на Анилиновую, по этой линии тоже курсировали лишь «электрички»).

После 2004 года упадок «Новомосковского кольца» продолжился — по мнению многих, стала вполне реальной угроза полного прекращения движения электропоездов. По состоянию на май 2009 года, в рабочие дни от станции Урванка до станций Северная и Маклец отправлялось 11 поездов (из них 3 — дизель-поезда), в выходные дни — 9 поездов (из них 2 — дизель-поезда). Дизель-поезд сообщением Узловая — Урванка — Ожерелье после ликвидации платформ и остановки по станции Новомосковская II не может использоваться для поездок из города в промышленную зону.

Летом 2009 года было прекращено движение электропоездов от Урванки до Московской. Вскоре был произведён демонтаж линии Урванка — Московская с целью ликвидации двух переездов и расширения автодороги за счёт трассы железнодорожной линии. Этот варварский акт наглядно демонстрирует безумную транспортную политику. Сравнимый идиотизм — убрать линию Московского метро (например, на Нагатинском мосту) для расширения автодороги.



Перспективы

О направлениях развития пассажирских железнодорожных перевозок в Новомосковской агломерации можно рассуждать бесконечно. Имело бы смысл электрифицировать участок Бобрик-Донской — Узловая — Маклец (тогда маршрут движения электропоездов действительно превратился бы в замкнутое кольцо), открыть пассажирское сообщение с городами Северо-Задонск и Сокольники, восстановить вторые пути на участке Урванка — Новомосковская II, перевести линию на переменный ток (одновременно с электрификацией на переменном токе железнодорожной магистрали Елец — Узловая — Ожерелье).

О реализации чего-либо из вышеперечисленного в обозримом будущем остаётся только мечтать. Перспективы развития железной дороги регулярно озвучиваются властями, а также вносятся в генплан развития города — однако, как показывает практика, не реализуются.

Наиболее вероятное будущее — полное или почти полное прекращение пассажирских перевозок в районе Новомосковска. Снятие контактной сети, ликвидация станций и остановочных пунктов.



Краткое описание (по состоянию на 2004-2009 годы)

Протяжённость главной линии Маклец — Урванка — Бобрик-Донской составляет 25 километров, протяжённость ветви Урванка — Московская — 2 километра. С момента прекращения движения на 8-километровом участке Урванка — Анилиновая протяжённость «Новомосковского кольца» сократилась почти на четверть.

По состоянию на июнь 2004 года, оставалось 13 станций и остановочных пунктов. Все они имеют высокие платформы.



Маклец

Станция находится на двухпутной неэлектрифицированной железнодорожной магистрали Ожерелье — Узловая (Москва — Донбасс). На станции электрифицирован один путь — крайний левый (по направлению от Ожерелья). Он заканчивается тупиком у посадочной платформы. Отсюда можно перейти по пешеходному мосту на другую сторону станции, где расположено здание вокзала. Рядом с ним останавливаются дизель-поезда Д1 депо Узловая, курсирующие в сообщении Узловая — Ожерелье (без захода на «Новомосковское кольцо»).



Северная

Крупная станция, расположена среди гигантской промзоны. К ней примыкают подъездные пути, относящиеся к ППЖТ Новомосковского химического комбината. Движение электропоездов в сторону станции Урванка становится более оживлённым.



ГРЭС

Остановочный пункт вблизи Новомосковской ГРЭС и почти вымершего «призаводского» жилого района. Две платформы, находятся в кривой.



Новомосковская II

Небольшая и малопримечательная станция, «южные ворота» промышленной зоны. Прибавляется ещё одна пара поездов (дизель-поезд сообщением Ожерелье — Урванка — Узловая).

Станция имела одну островную платформу. Её пассажирами были преимущественно жители немногочисленных жилых домов, расположенных по соседству с промышленной зоной (все эти дома подлежат расселению). В 2008 году платформа была снесена, остановка поездов ликвидирована. Названные причины ликвидации — близость остановочного пункта ГРЭС и почти полное завершение процесса переселения жителей домов, находящихся вблизи промышленной зоны.

Между станциями Новомосковская II и Ключёвка находится мост через Любовское водохранилище. Мост был построен вместе с железной дорогой, открыт для движения в 1931 году. Изначально мост был двухпутным. По состоянию на 2009 год, мост находится в аварийном состоянии. Поезда пропускаются по мосту с минимальной скоростью, через мост ограничен пропуск грузовых поездов. Состояние моста создаёт угрозу прекращения движения по линии. Предполагается строительство нового однопутного моста.



Ключёвка

Станция расположена в тихой, почти сельской местности, на берегу Любовского водохранилища. Имеется одна островная платформа. Станция используется для скрещения встречных поездов. В летнее время сюда едут из центра города многочисленные отдыхающие и рыболовы-любители.

Станция Ключёвка имеет важное значение для грузовых перевозок: отсюда отходит ветвь до станции Анилиновая (обслуживает гипсовый комбинат «КНАУФ-гипс» и другие предприятия), а также ведомственная ветвь к станциям Молодёжная и Задонская (по состоянию на 2009 год, находится под угрозой ликвидации).



Урванка

Главная станция «Новомосковского кольца». Здесь находится депо Новомосковск, к которому приписаны все работающие на нём электропоезда. После 2000 года в депо Новомосковск стали обслуживаться также дизель-поезда. Первоначально единственным из них был состав «псевдо-дизельпоезда» ДПМ1, представляющий собой вагоны от электропоезда между двумя секциями тепловоза 2М62. Поезд курсировал в сообщении Новомосковская I — Узловая — Москва, имел статус поезда дальнего следования. В 2005 году движение поезда сообщением Новомосковская I — Москва было прекращено, состав ДПМ1 стал использоваться на пригородном маршруте Урванка — Узловая — Тула. С 2008 года в депо Новомосковск передаются дизель-поезда Д1, ранее обслуживавшиеся депо Узловая, и поступают новые дизель-поезда РА2.

Остаётся загадкой, почему депо, находящееся на станции Урванка, официально называется «Новомосковск»…



Московская

Тупиковая станция (формально считалась остановочным пунктом в пределах станции Московская). Ранее имела три пути и две платформы, с 2002 года имела имела два пути и одну островную платформу. Платформа «упирается» в здание вокзала, за которым пролегает одна из главных магистралей города — Московская улица.

Ветка Урванка — Московская была лицом «Новомосковского кольца» и единственным наглядным свидетельством того, что электропоезда здесь являются видом городского транспорта (на линии Урванка — Московская имелось только движение электропоездов, грузовых перевозок не было, в то время как на всех остальных остальных участках курсируют как электропоезда, так и грузовые поезда).

Факт ликвидации линии, единственным назначением которой являлась перевозка пассажиров внутригородскими электропоездами, указывает на то, что электропоездов как вида городского транспорта больше нет.

Ещё одна уникальная особенность линии Урванка — Московская: линия частично проходила вдоль Новомосковской детской железной дороги — одной из главных достопримечательностей города.

Линия Урванка — Московская была варварски уничтожена в 2009 году.



Новомосковская I

Вокзал города Новомосковска (здание вокзала одновременно является автовокзалом). Станция Новомосковская I формально является остановочным пунктом в границах станции Урванка. Фактически станция представляет собой разъезд на однопутной линии. Насчитывается 4 стрелочных перевода, из которых 2 — сбрасывающие (предназначены для увода с железнодорожного пути неуправляемого подвижного состава). Имеются две высокие платформы и одна низкая платформа, однако используется только одна платформа (высокая, ближайшая к вокзалу).

Вокзал станции Новомосковская I — «ворота города» (для междугородних пассажирских перевозок имеет значение в первую очередь как автовокзал). Тем не менее, это небольшое одноэтажное строение, на редкость убогое по своей архитектуре и внешнему облику.



Бобрик-Донской

Станция расположена в городе Донской, на исторической Сызрано-Вяземской железной дороге. Она в чём-то напоминает противоположный конечный пункт, Маклец: здесь также имеется один тупиковый электрифицированный путь, а вокзал находится на противоположной стороне (пройти к нему можно по переходному мосту). По состоянию на 2004 год, в расписании было указано 12 электропоездов до станций Маклец, Урванка и Северная.














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ НОВОМОСКОВСКАЯ I)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ НОВОМОСКОВСКАЯ I, ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ МОСКОВСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ЛИНИЯ УРВАНКА — МОСКОВСКАЯ, СТАНЦИЯ УРВАНКА)    












17.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу