ОМУТНИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Омутнинская (Чернохолуницкая) на протяжении длительного времени относилась к категории лесовозных, принадлежала Омутнинскому леспромхозу. Однако узкоколейная железная дорога строилась в первую очередь для сообщения с Чернохолуницким металлургическим заводом. На протяжении первых 15 лет работы узкоколейной железной дороги по ней перевозилась металлургическая продукция и другие грузы, не связанные с лесной промышленностью.

Чернохолуцкий чугунолитейный завод был основан в 1766 году генерал-прокурором из Санкт-Петербурга А. И. Глебовым. В 1933 году, почти сразу же после открытия железнодорожной линии широкой колеи Яр — Стальная (Омутнинск) — Фосфоритная, было начато строительство узкоколейной железной дороги Омутнинск — Чёрная Холуница, связывающей Чернохолуницкий металлургический завод с Омутнинским металлургическим заводом и создающей выход к широкой колее. В 1938 году узкоколейная железная дорога была сдана в эксплутацию. Протяжённость главной линии Омутнинск — Чёрная (посёлок Чёрная Холуница) составила 57 километров.

На линии узкоколейной железной дороги возникли лесные посёлки 12 километр, Потеринский (16 километр), 21 километр, 22 километр, Волковка, Васильевский, Крутой Лог, Новая Половинка. В них проживали в основном рабочие-лесозаготовители. От посёлков в лесные массивы были проложены лесовозные ветви.

Внутри территории металлургических заводов в Омутнинске и Чёрной Холунице по узкоколейной железной дороге выполнялись межцеховые грузовые перевозки. В период Великой Отечественной войны небольшой участок узкоколейной железной дороги в черте города Омутнинска использовался для доставки истопной древесины (дров), доставленных водным путём, от пристани на берегу Омутнинского пруда до металлургического завода.




Цитата из матераиала «Работник» потрудился на славу», опубликованного в омутнинской районной газете «Наша жизнь», номер за 28.09.2006 (http://omutninsk.com/life_old.htm):

На дне Омутнинского пруда лежит историческое судно

В.И. КОШУРНИКОВ, ветеран, проработавший на Омутнинском металлургическом заводе 64 года, с волнением рассказал нам о начале своей трудовой биографии в военные годы. А служил он тогда на памятном старым омутнинцам пароходике под названием «Работник». Судно еще с дореволюционных времен перевозило баржи и лес по омутнинскому пруду для нужд предприятия. И подростком Виталий Иванович был устроен сначала масленщиком (следил за машиной), а затем и кочегаром парохода. Всего экипаж корабля насчитывал четыре человека, включая капитана и штурмана. Работа нравилась, поломки случались редко. Длиной судно было примерно 13-15 метров с каютой, где можно было отдохнуть и пообедать. На корме находился запас дров для котла. Металлический корпус свидетельствовал о прочности и долговечности. Огромные колеса с лопастями по бокам осуществляли круговое движение.

Бессменно десятилетиями тянул «Работник» от Березовского лесоучастка по водной глади громадные баржи – по три сразу, в 100 кубометров древесины каждая. Или сформированный караван из плотов с шестиметровыми стволами – по 10 – 12 ячеек. После того, как старые баржи износились, в военную пору использовали для перевозок упрощенные баржи-«кошели» без дна, груженые дровами.

Десять километров пароход с тяжким грузом преодолевал за 18 часов (отплывали примерно в десять часов утра, причаливали к заводской плотине к четырем утра). Через плотину на завод была переброшена механическая «дровотаска», облегчавшая работу грузчиков. А основная пристань располагалась ближе к Заводской площади, куда подходили от завода узкоколейные поезда, на которые и перегружали дрова, доставленные пароходом.

С горечью вспоминает ветеран, виденную не раз страшную картину, как женщины, стоя по пояс в холодной воде разгружали «кошели» около больницы. (На плотине такая разгрузка была невозможной из-за большой глубины).




В ноябре 1956 года Чернохолуницкий металлургический завод был закрыт. С этого времени главным предприятием посёлка Чёрная Холуница являлся Чернохолуницкий леспромхоз (в 1960 году был преобразован в лесопункт Омутнинского леспромхоза). Узкоколейная железная дорога стала «полностью» лесовозной.

В 1960-70-х годах узкоколейная железная дорога продолжала развиваться и считалась образцово-показательной. В посёлке Чёрная Холуница в 1961-1997 годах находилась лесотехническая школа (среди прочих специальностей, в ней велось обучение по профессии машиниста тепловоза узкой колеи). Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике развития составляла около 150 километров. Существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Омутнинск — Чёрная.

В 1994 году было принято решение о закрытии узкоколейной железной дороги. По неподтверждённым данным, демонтаж пути продолжался до начала 1997 года. Находившиеся на магистрали узкоколейной железной дороги лесные посёлки частично были ликвидированы, частично — получили автомобильное сообщение по грунтовым дорогам.

В сентябре 1997 года автор побывал на бывшем переезде (пересечении узкоколейной железной дороги с автодорогой Киров — Афанасьево), расположенном к северу от станции Чёрная. Рельсов в этом месте не было, имелись признаки недавно произведённого демонтажа пути.



http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_Холуница — история посёлка Чёрная Холуница










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












17.03.2009 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика