Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ОМУТНИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Омутнинская (Чернохолуницкая) на протяжении длительного времени относилась к категории лесовозных, принадлежала Омутнинскому леспромхозу. Однако узкоколейная железная дорога строилась в первую очередь для сообщения с Чернохолуницким металлургическим заводом. На протяжении первых 15 лет работы узкоколейной железной дороги по ней перевозилась металлургическая продукция и другие грузы, не связанные с лесной промышленностью.

Чернохолуцкий чугунолитейный завод был основан в 1766 году генерал-прокурором из Санкт-Петербурга А. И. Глебовым. В 1933 году, практически сразу же после открытия железнодорожной линии широкой колеи Яр — Стальная (Омутнинск) — Фосфоритная, было начато строительство узкоколейной железной дороги Омутнинск — Чёрная Холуница, связывающей Чернохолуницкий металлургический завод с Омутнинским металлургическим заводом и создающей выход к широкой колее. В 1938 году узкоколейная железная дорога была сдана в эксплутацию. Протяжённость главной линии Омутнинск — Чёрная (посёлок Чёрная Холуница) составила 57 километров.

На линии узкоколейной железной дороги возникли лесные посёлки 12 километр, Потеринский (16 километр), 21 километр, 22 километр, Волковка, Васильевский, Крутой Лог, Новая Половинка. В них проживали в основном рабочие-лесозаготовители. От посёлков в лесные массивы были проложены лесовозные ветви.

Внутри территории металлургических заводов в Омутнинске и Чёрной Холунице по узкоколейной железной дороге выполнялись межцеховые грузовые перевозки. В период Великой Отечественной войны небольшой участок узкоколейной железной дороги в черте города Омутнинска использовался для доставки истопной древесины (дров), доставленных водным путём, от пристани на берегу Омутнинского пруда до металлургического завода.




Цитата из матераиала «Работник» потрудился на славу», опубликованного в омутнинской районной газете «Наша жизнь», номер за 28.09.2006 (http://omutninsk.com/life_old.htm):

На дне Омутнинского пруда лежит историческое судно

В.И. КОШУРНИКОВ, ветеран, проработавший на Омутнинском металлургическом заводе 64 года, с волнением рассказал нам о начале своей трудовой биографии в военные годы. А служил он тогда на памятном старым омутнинцам пароходике под названием «Работник». Судно еще с дореволюционных времен перевозило баржи и лес по омутнинскому пруду для нужд предприятия. И подростком Виталий Иванович был устроен сначала масленщиком (следил за машиной), а затем и кочегаром парохода. Всего экипаж корабля насчитывал четыре человека, включая капитана и штурмана. Работа нравилась, поломки случались редко. Длиной судно было примерно 13-15 метров с каютой, где можно было отдохнуть и пообедать. На корме находился запас дров для котла. Металлический корпус свидетельствовал о прочности и долговечности. Огромные колеса с лопастями по бокам осуществляли круговое движение.

Бессменно десятилетиями тянул «Работник» от Березовского лесоучастка по водной глади громадные баржи – по три сразу, в 100 кубометров древесины каждая. Или сформированный караван из плотов с шестиметровыми стволами – по 10 – 12 ячеек. После того, как старые баржи износились, в военную пору использовали для перевозок упрощенные баржи-«кошели» без дна, груженые дровами.

Десять километров пароход с тяжким грузом преодолевал за 18 часов (отплывали примерно в десять часов утра, причаливали к заводской плотине к четырем утра). Через плотину на завод была переброшена механическая «дровотаска», облегчавшая работу грузчиков. А основная пристань располагалась ближе к Заводской площади, куда подходили от завода узкоколейные поезда, на которые и перегружали дрова, доставленные пароходом.

С горечью вспоминает ветеран, виденную не раз страшную картину, как женщины, стоя по пояс в холодной воде разгружали «кошели» около больницы. (На плотине такая разгрузка была невозможной из-за большой глубины).




В ноябре 1956 года Чернохолуницкий металлургический завод был закрыт. С этого времени главным предприятием посёлка Чёрная Холуница являлся Чернохолуницкий леспромхоз (в 1960 году был преобразован в лесопункт Омутнинского леспромхоза). Узкоколейная железная дорога стала «полностью» лесовозной.

В 1960-70-х годах узкоколейная железная дорога продолжала развиваться и считалась образцово-показательной. В посёлке Чёрная Холуница в 1961-1997 годах находилась лесотехническая школа (среди прочих специальностей, в ней велось обучение по профессии машиниста тепловоза узкой колеи). Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике развития составляла около 150 километров. Существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Омутнинск — Чёрная.

В 1994 году было принято решение о закрытии узкоколейной железной дороги. По неподтверждённым данным, демонтаж пути продолжался до начала 1997 года. Находившиеся на магистрали узкоколейной железной дороги лесные посёлки частично были ликвидированы, частично — получили автомобильное сообщение по грунтовым дорогам.

В сентябре 1997 года автор побывал на бывшем переезде (пересечении узкоколейной железной дороги с автодорогой Киров — Афанасьево), расположенном к северу от станции Чёрная. Рельсов в этом месте не было, имелись признаки недавно произведённого демонтажа пути.



http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_Холуница — история посёлка Чёрная Холуница










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












17.03.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу