Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ОПАРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Опаринской узкоколейной железной дороги является посёлок Опарино — центр Опаринского района Кировской области. Посёлок расположен вблизи станции Опарино на железнодорожной линии Киров — Котлас.

Владельцем Опаринской узкоколейной железной дороги является Опаринский комплексный леспромхоз. По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога находилась в числе самых крупных и активно работающих лесовозных узкоколейных железных дорог России. Она пролегает по территории двух регионов — Кировской области и республики Коми.



История

Опаринский леспромхоз основан в 1929 году. Вскоре в нём появилась конно-рельсовая узкоколейная дорога. Ширина колеи составляла 600 мм, протяжённость — пять-семь километров. Впоследствии на дороге стал работать мотовоз, не имевший реверс-редуктора («назад — одна передача, вперёд — несколько»).

Дорога проходила в направлении, отличном от направления сегодняшней узкоколейной железной дороги (на север от посёлка Опарино, через «заготскот», в сторону реки Кувож).

Возможно, аналогичная небольшая узкоколейная железная дорога существовала и по другую сторону от ширококолейной Вятско-Двинской железнодорожной магистрали.

В 1952 году начинается строительство новой, современной узкоколейной железной дороги с шириной колеи 750 мм. 5 августа 1955 года машинист паровоза Гурьев с помощником Павлом Платоновичем Подволоцким привели первый состав с лесом от 12 километра в Опарино.

Вскоре магистраль узкоколейной железной дороги была значительно продлена в северо-восточном направлении. В 33-х километрах от Опарино в 1957 году возник лесной посёлок Ула (официальное название — Чурсья). Посёлок расположен на территории республики Коми. В 1969 году он был передан в административное подчинение Кировской области. На 12 километре появился посёлок 25 квартала (Лесорубовский), на 18 километре — посёлок Лесное.

Первоначально на дороге работали паровозы Вп, Кч, Гр (он был доставлен с Уржумской узкоколейной железной дороги), а также неизвестные паровозы польского производства. В 1966 году поступили первые тепловозы ТУ4. Последний паровоз был погашен в 1972 году.

Наивысшую протяжённость магистральная линия узкоколейной железной дороги имела в 1970-е годы — 87 километров. С учётом всех остальных веток, общая протяжённость дороги составляла свыше 150 километров. Казалось — пройдёт ещё немного времени, и она превысит расстояние от Опарино до Кирова (184 километра). Однако продление магистральной линии на север приводило к значительному повышению себестоимости древесины, ввиду большого большого плеча перевозки.

К началу 1980-х годов посёлки Лесорубовский и Лесное уже оказались выселены. Ула (Чурсья), напротив, считалась перспективным посёлком, в развитие которого по-прежнему вкладывались немалые средства.

Велись работы по созданию «южной ветки» (от 17 километра, где проходит граница регионов — в сторону реки Луза, и далее). Мост через Лузу был построен в 1986 году. В последующие годы он не использовался.

В 1990-х годах положение дороги значительно ухудшилось, но она продолжала действовать. Тем не менее, был разобран самый дальний участок магистрали («крайней точкой» стал 70-й километр), а также многие неиспользуемые «боковые» ветки.

Вплоть до июня 2001 года, вывозка леса велась с ветки, отходившей на 60-м километре. В 2000 году «южная ветка» была отремонтирована и продлена до 11 — 12 километров. Мост через реку Луза, успевший прийти в негодность, пришлось фактически возводить заново. На 9-м километре (за мостом) был обустроен разъезд и балластный карьер. Первые составы с хлыстами отправлены с «южной ветки» в марте 2001 года.

Весь участок дороги севернее путевого треугольника на 32 километре (рядом с посёлком Ула) с 2001 года законсервирован. В 2002 году «разбиральщики» вновь поработали на дальнем участке магистрали. Теперь она обрывается на 64 километре. Но разборка его оставшейся части не запланирована: в перспективе, вывоз леса оттуда может быть возобновлён.






Раздельные пункты магистральной линии
Опаринской узкоколейной железной дороги
(по состоянию на 1998 год):
Опарино разъезд 7 км (по состоянию на 2004 год — действует) разъезд 12 км стрелка 17 км (отходит «Южная ветка») разъезд 18 км (Лесное) Осиновка разъезд 26 км 32 километр (отходит линия до станции Ула) разъезд 38 км разъезд 43 км разъезд 47 км разъезд 51 км разъезд 55 км разъезд 56 км разъезд 63 км разъезд 64 км разъезд 70 км







Ситуация Опаринской узкоколейной железной дороги на июль 2004 года

Дорога работает стабильно. Каждый рабочий день на нижний склад леспромхоза в Опарино прибывает по несколько составов с хлыстами. Активные лесозаготовки ведутся на 12-м километре «южной ветки». Там же строится новый «ус». Дважды в день курсирует пассажирский поезд от Опарино до посёлка Ула (Чурсья).





Расписание движения пассажирских поездов сообщением Опарино — Ула (на лето 2004 года):


Опарино — Ула 5:00 — 6:20 (по рабочим дням), 6:00 — 7:20 (по выходным дням — *), 16:00-17:20 (по рабочим дням — всегда, по выходным дням — *).

Ула — Опарино 7:00 — 8:30 (по рабочим дням), около 8:00 (по выходным дням — *), 17:40 (по рабочим дням — всегда, по выходным дням — *).

* — на станции в Опарино указано, что 17 и 18 июля, а также во все выходные дни до 1 августа пассажирский поезд на Улу отправляется утром в 6:00, днём в 16:00. Позднее движения по выходным дням может не быть.








За проезд в поезде периодически берут плату (по неподтверждённым данным, 25 рублей), периодически он становится бесплатным ввиду протеста населения. По состоянию на июль 2004 года — проезд бесплатный (возможно, только в рабочие дни).




Рабочие-лесозаготовители, в основном, проживают не в Опарино, а в Уле. Поэтому к пассажирскому поезду, следующему утром из Улы в Опарино, прицепляется «рабочий вагон». Он идёт вместе с поездом до 17 километра, там отцепляется. Затем другой тепловоз, прибывающий из Опарино, ведёт его на «южную ветку».

Сейчас в Уле (Чурсье) насчитывается не менее двухсот постоянных жителей, там находится контора Центрального лесопункта Опаринского леспромхоза. Посёлок стал знаменит в Кировской области — он является предметом территориального спора. Ула содержится за счёт бюджета Опаринского района, но все налоговые поступления от работающих там организаций в настоящее время идут в республику Коми, где тоже считают этот посёлок своим.

Диспетчерская железной дороги находится на её главной станции в Опарино. Здание одновременно выполняет функцию конторы Опаринского лесопункта Опаринского комплексного леспромхоза. Ведутся графики исполненного движения поездов.

Во всех тепловозах действует радиосвязь с диспетчерской. Скрещение встречных поездов производится на разъездах по устным приказаниям диспетчера. Дежурных и иного персонала на раздельных пунктах (за исключением станции Опарино) в настоящее время нет.

Согласно официальным документам, скорость движения гружёного состава на прямых участках пути должна составлять 20 км/час, в кривых — 15 км/час. Скорость пассажирских поездов на прямых участках пути — 25 км/час, в кривых — 15 км/час. При транспортировке сучкорезки ЛП33 и крана ЛТ65-Б разрешённая скорость — 6 км/час.





Подвижной состав

По состоянию на июль 2004 года, на Опаринской узкоколейной железной дороге работало 6 тепловозов. Общее количество локомотивов — значительно большее. Некоторые тепловозы находятся в ремонте. Кроме замены дизелей, практикуется также замена в тепловозах ТУ7 гидравлической передачи на механическую. Местная «самодеятельность» — присвоение переделанным тепловозам ТУ7 (ТУ7А) вымышленных номеров, по образцу «ТУ8-0???»

Установленные номера тепловозов: ТУ7-2351, ТУ7-2761, ТУ7А-2763 (гидравлическая передача заменена механической, тепловоз «переименован» в ТУ8), ТУ7А-3308 (гидравлическая передача заменяется механической, тепловоз, возможно, будет «переименован»), ТУ8-0493, ТУ8-0514.

Известно о наличии в 2001 году тепловоза ТУ8-0?74.

Среди недействующего тягового подвижного состава — ЭСУ2А-485 (осталась кабина), ТУ6А-?5?38, ТУ7А-3308, ТУ6Д-0347.

Со слов ветеранов Опаринской узкоколейной железной дороги, ранее здесь работали тепловозы ТУ4-1007, ТУ4-1071, ТУ4-1072, ТУ4-1075, ТУ4-2263(???). Последним из «четвёрок» поступил ТУ4-2576. С 1997 года тепловозы ТУ4 не используются.

Близ станции Ула в качестве сарая стоит кабина самоходной электростанции СЭП2М-081. Утверждается, что ещё одна кабина СЭП находится у разъезда 64 километр.

На станции Опарино имеется несколько кузовов вагонов Pafawag, две кабины ЭСУ, большое количество кабин от ТУ6А.

На бывшем разъезде 70 километр, по слухам, до сих пор можно обнаружить остатки мотовоза МД54-4. Как сообщили железнодорожники, в одной из котельных посёлка Опарино стоит котёл от паровоза Гр.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












09.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу