Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРЛОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Орловское торфопредприятие находится в посёлке Орловское Сюмсинского района Удмуртской республики. По состоянию на конец 2009 года, в ведении торфопредприятия находилась единственная сохранившаяся в республике торфовозная узкоколейная железная дорога.

Состояние на 2017 год: узкоколейная железная дорога разобрана.

Не следует путать Орловское торфопредприятие ОАО «Удмуртторф», расположенное в Сюмсинском районе Удмуртской республике, с Орловским торфопредприятием, находившимся в южной части посёлка Мезиновский Гусь-Хрустального района Владимирской области. Орловское торфопредприятие в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области также имело узкоколейную железную дорогу.

Официально признанная дата основания Орловского торфопредприятия — 1 октября 1956 года. Началось освоение торфомассива, строительство посёлка торфопредприятия в 1 километре южнее села Орлово и строительство транспортной артерии, необходимой для вывоза торфа — линии узкоколейной железной дороги от Орловского до станции Сюрек на железной дороге широкой колеи Люкшудья — Кильмезь, длиной около 20 километров.

Строительство велось одновременно с двух сторон — от Сюрека и от Орловского. На небольшом участке вблизи Сюрека к тому времени уже действовала узкоколейная железная дорога, предназначавшаяся для вывоза леса. Самым сложным объектом на узкоколейной железной дороге Орловское — Сюрек являлся мост через реку Кильмезь. Движение по капитальному бетонно-металлическому мосту было открыто в конце 1958 года (до этого существовал временный деревянный мост).

В 1950-1960-х годах на южном участке узкоколейная железная дорога совместно эксплуатировалась Орловским торфопредприятием и Сюрекским леспромхозом, она была лесовозной и торфовозной. Существовали «боковые» ветки, которые вели в лес. Не позднее чем в начале 1970-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена, она стала использоваться исключительно торфопредприятием.

Основным потребителем торфа, добытого Орловским торфопредприятием, являлась Ижевская ТЭЦ. Перегруз на станции Сюрек был довольно примитивным. Механизированных торфоперегрузочных устройств на нём не было. Торф высыпался из вагонов узкой колеи в караван, из каравана грузился в вагоны широкой колеи.

До 1980-х годов на узкоколейной железной дороге было регулярное пассажирское движение. Расписание движения пассажирских поездов из посёлка Орловское (станция Орловская) на Сюрек было согласовано с расписанием пассажирского поезда широкой колеи Ижевск — Кильмезь — Ижевск.

Среди известных локомотивов, работавших на узкоколейной железной дороге: тепловозы ТУ4-2677, ТУ4-2379, ТУ7-0184, ТУ7-1267, неустановленный МД54-4. Подвижной состав был оборудован автосцепкой.

В начале 1990-х годов перегрузка торфа на широкую колею прекратилась. Приблизительно в 1995 году линия узкоколейной железной дороги Орловская — Сюрек была разобрана. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократилась во много раз, действующим остался небольшой участок на торфомассиве. Протяжённость путей на торфомассиве также постепенно снижалась.

Известный исследователь объектов рельсового транспорта Павел Кашин в своём материале, написанном в 2006 году, оценил вероятность того, что узкоколейная железная дорога на Орловском торфопредприятии сохранилась, «менее чем в 1 процент». Последней действующей узкоколейной железной дорогой в Удмуртии он посчитал узкоколейную железную дорогу стекольного завода «Факел».

Поразительно — но узкоколейная железная дорога вошла в этот «1 процент вероятности»! По состоянию на октябрь 2009 года, узкоколейная железная дорога действовала. Узкоколейная железная дорога Орловского торфопредприятия являлась последней сохранившейся узкоколейной железной дорогой среди множества узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, находившихся когда-то в ведении ОАО «Удмуртторф» (ранее — треста «Удмуртторф»). Последними среди них в 2005-2006 годах были разобраны узкоколейные железные дороги на торфопредприятии «Дзякино» и на Поломском торфопредприятии.

Узкоколейная железная дорога действует только в отопительный сезон. Осуществляется исключительно доставка торфа на котельную. Узкоколейную железную дорогу уже давно могли бы заменить тракторной вывозкой, мешает этому лишь то, что торфоприёмный бункер котельной рассчитан на приём торфа из вагонов. Для приёма торфа из безрельсовых транспортных средств его пришлось бы коренным образом реконструировать.

Движение на узкоколейной железной дороге осуществлялось только в отопительный сезон. Единственным используемым локомотивом был тепловоз ТУ6А-2548. Кроме него, имелись ТУ6Д-0188 (последняя цифра под сомнением) и ЭСУ2А-507. Их на тот момент пытались продать компании «Вяткаторф». Также имелся плужный снегоочиститель, вагоны ТСВ, платформы. Сохранялся фрагмент тепловоза ТУ4.

Протяжённость узкоколейной железной дороги была поразительно малой, по меркам торфовозных узкоколейных железных дорог: без временных путей — менее одного километра, с учётом «времянок» — в пределах двух километров.

Предполагалось, что отопительный сезон 2009/2010 годов будет последним для узкоколейной железной дороги. Посёлок Орловское должен быть газифицирован, котельная должна быть переведена на газ. При этом узкоколейная железная дорога гарантированно будет разобрана. Орловское торфопредприятие продолжит добычу сельскохозяйственного торфа, но сельскохозяйственный торф здесь уже давно вывозится тракторами, без использования узкоколейной железной дороги.

В конце 2010 года стало известно, что планы газификации осуществились, котельная в Орловском переведена на газ. Следовательно, узкоколейная железная дорога разобрана.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КОТЕЛЬНАЯ ПОСЁЛКА ОРЛОВСКОЕ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ВБЛИЗИ ДЕПО, ЗДАНИЕ ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПУТЬ К ТОРФОРАЗГРУЗОЧНОМУ БУНКЕРУ, КОТЕЛЬНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   










11.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу