Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРЛОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Орловское торфопредприятие находится в посёлке Орловское Сюмсинского района Удмуртской республики. По состоянию на конец 2009 года, в ведении торфопредприятия находилась единственная сохранившаяся в республике торфовозная узкоколейная железная дорога.

Не следует путать Орловское торфопредприятие ОАО «Удмуртторф», расположенное в Сюмсинском районе Удмуртской республике, с Орловским торфопредприятием, находившимся в южной части посёлка Мезиновский Гусь-Хрустального района Владимирской области. Орловское торфопредприятие в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области также имело узкоколейную железную дорогу.

Официально признанная дата основания Орловского торфопредприятия — 1 октября 1956 года. Началось освоение торфомассива, строительство посёлка торфопредприятия в 1 километре южнее села Орлово и строительство транспортной артерии, необходимой для вывоза торфа — линии узкоколейной железной дороги от Орловского до станции Сюрек на железной дороге широкой колеи Люкшудья — Кильмезь, длиной около 20 километров.

Строительство велось одновременно с двух сторон — от Сюрека и от Орловского. На небольшом участке вблизи Сюрека к тому времени уже действовала узкоколейная железная дорога, предназначавшаяся для вывоза леса. Самым сложным объектом на узкоколейной железной дороге Орловское — Сюрек являлся мост через реку Кильмезь. Движение по капитальному бетонно-металлическому мосту было открыто в конце 1958 года (до этого существовал временный деревянный мост).

В 1950-1960-х годах на южном участке узкоколейная железная дорога совместно эксплуатировалась Орловским торфопредприятием и Сюрекским леспромхозом, она была лесовозной и торфовозной. Существовали «боковые» ветки, которые вели в лес. Не позднее чем в начале 1970-х годов вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена, она стала использоваться исключительно торфопредприятием.

Основным потребителем торфа, добытого Орловским торфопредприятием, являлась Ижевская ТЭЦ. Перегруз на станции Сюрек был довольно примитивным. Механизированных торфоперегрузочных устройств на нём не было. Торф высыпался из вагонов узкой колеи в караван, из каравана грузился в вагоны широкой колеи.

До 1980-х годов на узкоколейной железной дороге было регулярное пассажирское движение. Расписание движения пассажирских поездов из посёлка Орловское (станция Орловская) на Сюрек было согласовано с расписанием пассажирского поезда широкой колеи Ижевск — Кильмезь — Ижевск.

Среди известных локомотивов, работавших на узкоколейной железной дороге: тепловозы ТУ4-2677, ТУ4-2379, ТУ7-0184, ТУ7-1267, неустановленный МД54-4. Подвижной состав был оборудован автосцепкой.

В начале 1990-х годов перегрузка торфа на широкую колею прекратилась. Приблизительно в 1995 году линия узкоколейной железной дороги Орловская — Сюрек была разобрана. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократилась во много раз, действующим остался небольшой участок на торфомассиве. Протяжённость путей на торфомассиве также постепенно снижалась.

Известный исследователь объектов рельсового транспорта Павел Кашин в своём материале, написанном в 2006 году, оценил вероятность того, что узкоколейная железная дорога на Орловском торфопредприятии сохранилась, «менее чем в 1 процент». Последней действующей узкоколейной железной дорогой в Удмуртии он посчитал узкоколейную железную дорогу стекольного завода «Факел».

Поразительно — но узкоколейная железная дорога вошла в этот «1 процент вероятности»! По состоянию на октябрь 2009 года, узкоколейная железная дорога действовала. Узкоколейная железная дорога Орловского торфопредприятия являлась последней сохранившейся узкоколейной железной дорогой среди множества узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, находившихся когда-то в ведении ОАО «Удмуртторф» (ранее — треста «Удмуртторф»). Последними среди них в 2005-2006 годах были разобраны узкоколейные железные дороги на торфопредприятии «Дзякино» и на Поломском торфопредприятии.

Узкоколейная железная дорога действует только в отопительный сезон. Осуществляется исключительно доставка торфа на котельную. Узкоколейную железную дорогу уже давно могли бы заменить тракторной вывозкой, мешает этому лишь то, что торфоприёмный бункер котельной рассчитан на приём торфа из вагонов. Для приёма торфа из безрельсовых транспортных средств его пришлось бы коренным образом реконструировать.

Движение на узкоколейной железной дороге осуществлялось только в отопительный сезон. Единственным используемым локомотивом был тепловоз ТУ6А-2548. Кроме него, имелись ТУ6Д-0188 (последняя цифра под сомнением) и ЭСУ2А-507. Их на тот момент пытались продать компании «Вяткаторф». Также имелся плужный снегоочиститель, вагоны ТСВ, платформы. Сохранялся фрагмент тепловоза ТУ4.

Протяжённость узкоколейной железной дороги была поразительно малой, по меркам торфовозных узкоколейных железных дорог: без временных путей — менее одного километра, с учётом «времянок» — в пределах двух километров.

Предполагалось, что отопительный сезон 2009/2010 годов будет последним для узкоколейной железной дороги. Посёлок Орловское должен быть газифицирован, котельная должна быть переведена на газ. При этом узкоколейная железная дорога гарантированно будет разобрана. Орловское торфопредприятие продолжит добычу сельскохозяйственного торфа, но сельскохозяйственный торф здесь уже давно вывозится тракторами, без использования узкоколейной железной дороги.

В конце 2010 года стало известно, что планы газификации осуществились, котельная в Орловском переведена на газ. Следовательно, узкоколейная железная дорога разобрана.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КОТЕЛЬНАЯ ПОСЁЛКА ОРЛОВСКОЕ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ВБЛИЗИ ДЕПО, ЗДАНИЕ ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПУТЬ К ТОРФОРАЗГРУЗОЧНОМУ БУНКЕРУ, КОТЕЛЬНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
   










11.02.2011 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу