Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛИХОСЛАВЛЬСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Лихославльское (первоначально Осиновогрядское) торфопредприятие находилось в посёлке Осиновая Гряда Лихославльского района Тверской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла свыше 35 километров.

Информация, касающаяся истории узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова

Массовая добыча торфа вблизи посёлка Осиновая Гряда началась в 1910-х годах. В 1937 году была построена линия узкоколейной железной дороги Осиновая Гряда (торфомассив) — станция Перегрузочная, расположенная в непосредственной близости от станции Крючково на железнодорожной линии Поварово — Лихославль (Москва — Ленинград). Торф стал перегружаться в вагоны широкой колеи и использоваться в качестве топлива на ТЭЦ в городе Калинине (Твери).

Вплоть до начала 1960-х годов года торф добывался только вблизи посёлка Осиновая Гряда. В 1962 году была открыта линия на Васильковский и Полустовские торфомассивы (находятся примерно в 10 километрах к югу от посёлка Осиновая Гряда), в конце 1960-х годов — на Троицкий торфомассив (находится западнее посёлка Осиновая Гряда). Был освоен также относительно небольшой торфомассив Бели (ветвь к нему отходила между Осиновой Грядой и Перегрузочной).

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, с 1970-х годов — тепловозы ТУ6А, самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1 и ЭСУ2А. Торф в основном перегружался на широкую колею. У пересечения с автодорогой Медное — Лихославль (7-й километр линии Перегрузочная — Осиновая Гряда) находился разъезд Перевалка, где сельскохозяйственный торф (предназначенный для использования в качестве удобрения) перегружался на автомобили.

В 1985 году перегрузка торфа в вагоны широкой колеи была прекращена. С этого времени торф вывозился на котельную посёлка Осиновая Гряда и на Перевалку (7 километр). После 1990 года объёмы движения сократились до минимума.

Осенью 1993 года движение по узкоколейной железной дороге было окончательно прекращено. На протяжении нескольких последующих лет лежали ржавые рельсы, дорога постепенно разбиралась. При этом использовались трактора.

Ориентировочная дата демонтажа пути на участке Перегрузочная — Осиновая Гряда — 1995 год. В 1999 году, когда автор побывал в Крючково, там уже не было сохранившихся участков узкоколейной железной дороги.

Последние участки пути на торфомассивах, по информации от С. Костыгова, были разобраны в 2001 году.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












20.12.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу