УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЛИХОСЛАВЛЬСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Лихославльское (первоначально Осиновогрядское) торфопредприятие находилось в посёлке Осиновая Гряда Лихославльского района Тверской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла свыше 35 километров.

Информация, касающаяся истории узкоколейной железной дороги, получена от С. Костыгова

Массовая добыча торфа вблизи посёлка Осиновая Гряда началась в 1910-х годах. В 1937 году была построена линия узкоколейной железной дороги Осиновая Гряда (торфомассив) — станция Перегрузочная, расположенная в непосредственной близости от станции Крючково на железнодорожной линии Поварово — Лихославль (Москва — Ленинград). Торф стал перегружаться в вагоны широкой колеи и использоваться в качестве топлива на ТЭЦ в городе Калинине (Твери).

Вплоть до начала 1960-х годов года торф добывался только вблизи посёлка Осиновая Гряда. В 1962 году была открыта линия на Васильковский и Полустовские торфомассивы (находятся примерно в 10 километрах к югу от посёлка Осиновая Гряда), в конце 1960-х годов — на Троицкий торфомассив (находится западнее посёлка Осиновая Гряда). Был освоен также относительно небольшой торфомассив Бели (ветвь к нему отходила между Осиновой Грядой и Перегрузочной).

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, с 1970-х годов — тепловозы ТУ6А, самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1 и ЭСУ2А. Торф в основном перегружался на широкую колею. У пересечения с автодорогой Медное — Лихославль (7-й километр линии Перегрузочная — Осиновая Гряда) находился разъезд Перевалка, где сельскохозяйственный торф (предназначенный для использования в качестве удобрения) перегружался на автомобили.

В 1985 году перегрузка торфа в вагоны широкой колеи была прекращена. С этого времени торф вывозился на котельную посёлка Осиновая Гряда и на Перевалку (7 километр). После 1990 года объёмы движения сократились до минимума.

Осенью 1993 года движение по узкоколейной железной дороге было окончательно прекращено. На протяжении нескольких последующих лет лежали ржавые рельсы, дорога постепенно разбиралась. При этом использовались трактора.

Ориентировочная дата демонтажа пути на участке Перегрузочная — Осиновая Гряда — 1995 год. В 1999 году, когда автор побывал в Крючково, там уже не было сохранившихся участков узкоколейной железной дороги.

Последние участки пути на торфомассивах, по информации от С. Костыгова, были разобраны в 2001 году.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












20.12.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика