УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПЕЛЬГОРСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Пельгорское торфопредприятие было создано в начале 1950-х годов. Одновременно с торфопредприятием был построен посёлок Пельгорское (он почти вплотную примыкает к посёлку Рябово, расположенному на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва), и узкоколейная железная дорога.

http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3993 — заметка о посёлке Пельгорское, опубликованная в издании «Вести».

Первоначально протяжённость дороги была сравнительно небольшой (около 8 километров). Торф добывался только на ближайших к посёлку Пельгорское торфомассивах. Крайняя южная точка дороги располагалась в посёлке Рябово, вблизи одноимённой станции Октябрьской железной дороги. Там вывезенный торф перегружался на широкую колею. Локомотивное депо было построено на главной станции узкоколейной железной дороги — в Пельгорском.

Недалеко от перегруза была также построена путевая машинная станция (ПМС-88 Октябрьской железной дороги).

В начале 1980-х годов появился новый участок узкоколейной линии, ведущий на Ушаковский торфомассив. Протяжённость путей существенно возросла. На новом торфомассиве был построен производственный участок (полевая база) №1. Ранее производственный участок с таким же номером находился на старом торфомассиве, к северо-востоку от посёлка Пельгорское.

Во второй половине 1990-х годов участок Пельгорское — Рябово был частично разобран, перегрузочная станция была ликвидирована. Однако между посёлками Пельгорское и Рябово действует так называемый «экспортный торфозавод». С северной стороны к нему подведён путь узкой колеи, с юга, от станции Рябово — ширококолейный подъездной путь.

По состоянию на июль 2000 года, узкоколейная железная дорога действовала. Она являлась одной из пяти сохранившихся узкоколейных железных дорог торфовозного назначения в Ленинградской области (другие дороги — в Гладком, Тёсово 4, Красаве, Волошово).

На момент поездки автора движение было редким (тепловоз следовал до 1-й полевой базы утром и вечером, иногда — только утром, торф временно не добывался). Магистральный путь на многих участках был едва заметен среди травы, его состояние представлялось далёким от идеального. Но планы ликвидации узкоколейной железной дороги не рассматривались.



По состоянию на 2004 год, узкоколейная железная дорога продолжает работать. Торфяная продукция поставляется главным образом в Нидерланды, и в другие страны Западной Европы — в качестве удобрения и для других целей (торфяные горшочки используются для выращивания цветов).

Среди подвижного состава узкоколейной железной дороги — три мотовоза-электростанции ЭСУ2А (в том числе ЭСУ2А-507), тепловоз ТУ6А, тепловоз-дрезина ТУ8Г.







Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:200 000 (при сканировании
изображение увеличено вдвое).







«Экспортный торфозавод». Вид со стороны станции Рябово.
07.2000







Главная станция узкоколейной железной дороги в посёлке Пельгорское.
Справа — пассажирская платформа, здание диспетчерской.
07.2000






Участок магистрального пути, расположенный приблизительно в 2 километрах
от главной станции. Снимок сделан из тепловоза.
07.2000







Впереди — 1-я полевая база, расположенная на Ушакинском торфомассиве.
Снимок сделан из тепловоза.
07.2000

















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












23.04.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика