Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ПЯЛЬМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Пяльмской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Пяльма (Новая Пяльма), расположенный в Пудожском районе республики Карелия, на берегу Заонежского залива Онежского озера. Главная станция узкоколейной железной дороги, расположенная в посёлке Пяльма, носила название Остречь.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1938 году. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Пяльмскому леспромхозу (в 1990-х годах ОАО «Пяльмалес»). На протяжении длительного времени она была крупнейшей узкоколейной железной дорогой в республике Карелия. Вплоть до 2001 года по ней шёл огромный поток леса.

На узкоколейной железной дороге существовали лесные посёлки Набосельга (10 километров от Остречи), Тамбицы (17 километров от Остречи), Иссельга, Тамбичозеро. На пересечении узкоколейной железной дороги с автодорогой Пудож — Медвежьегорск (4 километра от Остречи) существовал посёлок Переезд.

По узкоколейной железной дороге регулярно курсировали пассажирские поезда, предназначенные для сообщения посёлка Пяльма с лесными посёлками Набосельга, Тамбицы, Иссельга, Тамбичозеро. Основным средством сообщения посёлка Пяльма с республиканским центром (Петрозаводском) и районным центром (Пудожем) в то время являлся воздушный транспорт. После появления автобусного сообщения авиарейс Петрозаводск — Пяльма — Пудож не закрылся — он существовал вплоть до 2001 года.

Лесные посёлки Набосельга и Иссельга были выселены в 1970-х годах. Посёлки Тамбицы и Тамбичозеро считались перспективными, их выселение не планировалось. Сохранялось пассажирское движение по маршрутам Остречь — Тамбицы и Остречь — Тамбичозеро.


Цитата из материала А. Соколова, составленного на основе архивных данных:

22 января 1985 года была авария с пасажирским поездом — ТУ6А-1810 перевозил школьников из Пяльмы и столкнулся с грузовым автомобилем. Упомянуто, что были в 15:00 ежедневные пассажирские поезда из Пяльмы. Ещё ТУ4-2722 с пассажирским вагоном ходил.

В 1991 году было небольшое происшествие с ТУ6П-0047 и тоже она ходила с пассажирским вагоном до Тамбичозера (в 6:00 ежедневный поезд), на котором ездили пассажиры.



В июне 1999 года я проехал почти по всем сохранявшимся тогда линиям Пяльмской узкоколейной железной дороги. Узкоколейная железная дорога впечатляла своим мощным развитием. Наиболее оживлённый участок от станции Остречь до станции Укшозеро находился в очень неплохом состоянии. За сутки по нему порой проходило больше десятка поездов. Скорости движения были высокими.

Станция Остречь, главная на Пяльмской узкоколейной железной дороге, расположена недалеко от берега Онежского озера, в посёлке Пяльма. Рядом — нижний склад леспромхоза, пристань.

Единственный поезд, значившийся как «пассажирский», отправлялся отсюда до станции Тамбица (лесной посёлок Тамбицы на 18 километре узкоколейной железной дороги) по понедельникам, средам и пятницам (7:20 — 8:00, 15:00 — 15:40, обратно 8:20 — 9:00, 16:10 — 17:00). Каждый рабочий день, рано утром, из Остречи уходил «рабочий поезд», состоявший из трёх либо четырёх пассажирских вагонов. Разные вагоны имели разные пункты назначения, расположенные на нескольких ветках, отходивших от магистрали. Вагон «дальнего следования» уходил на 60 километров в глубину лесов — на Нельмозерскую ветку.

Самой восточной точкой узкоколейной железной дороги являлся тупик близ реки Илексы и Колонж-озера, в 59 квартале (61 километр от Остречи). Недостроенная насыпь уходила оттуда ещё дальше на юго-восток.

В конце 1980-х годов планировалось объединить Пяльмскую узкоколейную железную дорогу с другой лесовозной узкоколейной железной дорогой — Кубовской. Почти на всём протяжении соединительного участка начались работы. Мост через реку Илекса построить не успели. К огромному сожалению, в 1991 году кем-то был придуман «Водлозерский национальный парк». По выражению жителей Пяльмы, «проклятые националисты из нац. парка всё загубили» — дальнейшее строительство было запрещено.

Линия от станции Набосельга (10-й километр магистрали) до посёлка Тамбичозеро к лету 1999 года уже была разобрана. Вместо неё проложили автодорогу. Посёлок Тамбичозеро имел автобусное сообщение.

«Дальняя» линия на Тамбичозеро (Укшозеро — Тамбичозеро) оставалась жива. Близ посёлка Тамбичозеро велась погрузка леса. Туда ежедневно следовал грузовой состав из Пяльмы (станция Остречь).

Рано утром я выезжаю из Остречи в локомотиве грузового поезда. Всего лишь через три часа (для состава порожних сцепов очень неплохая скорость), преодолев 62 километра, оказываюсь в точке погрузки. Рядом виднеется лесной посёлок Тамбичозеро. Рельсы к нему уже не подходят.

Еду назад, до станции Укшозеро — главного «узла» нынешней Пяльмской узкоколейной железной дороги. Здесь осталось во вполне приличном состоянии деревянное строение. Удалось искупаться в озере, походить по лесу. В этом же строении ночую.

Наутро продолжаю поездку по «Восточной линии». Большая её часть построена в 1980-е годы, не обозначена в современных топографических картах. У 53 километра от Остречи примерно на 8 км в северном направлении отходит ветка «Нельмозеро». До самого Нельм-озера остаётся ещё более 10 км — название ветки объясняется лишь перспективным планом строить её дальше.

Вагон рабочего поезда, в котором я ехал, следовал именно на ветку «Нельмозеро». Выяснилось, что ветка проходит по западной границе 68-го квартала, пересекает реку Нижняя Колонжа. Затем есть разветвление: один из усов идёт параллельно этой реке в её верховья, другой уходит в 60 квартал. По ветке вывозится не только лес, но и песок из карьера.

В поездке ко мне пришла уверенность, что Пяльмская узкоколейная железная дорога — одна из лучших и перспективных лесовозных узкоколейных железных дорог. Но впечатления часто бывают обманчивыми.

Через полтора года руководство АО «Пяльмалес» приняло решение о полном переходе на автомобильную вывозку леса, что означало ликвидацию узкоколейной железной дороги. 90 работников леспромхоза, занятых на узкоколейной железной дороге, оказались в тяжёлом положении.

Проклятые ублюдки безнаказанно погромили часть национального достояния России.

В 2002 году широко развернулись работы по уничтожению огромной узкоколейной железной дороги. К 2003 году они были закончены. Теперь в заонежских лесах лежат сто километров развороченного полотна.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












25.02.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Карелии»

на главную страницу