Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АЛЬЦЕВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Эта узкоколейная железная дорога начинается на расстоянии 1 километра от узкоколейной железной дороги Пижемского леспромхоза. Она отделена от неё железнодорожной магистралью Нижний Новгород – Котельнич. Соединения двух узкоколейных железных дорог никогда не было.



Проект создания в посёлке Пижма Альцевского торфопредприятия (название – по торфяному болоту «Альцевский Мох») и узкоколейной железной дороги был подготовлен в 1962 году. В 1964 году начались строительные работы. В архивных документах можно найти такую запись: «10.09.1964 г. директор строящегося торфопредприятия тов. Скрипкин приступил к своим обязанностям».

В 1965 году строящееся торфопредприятие было передано из подчинения тресту «Кирторф» в подчинение тресту «Горторф».

В 1966 году было открыто регулярное движение по узкоколейной железной дороге. В 1967 году по ней были вывезены первые тонны добытого предприятием торфа.

Первоначально на дороге работали «самодельные» мотовозы. Вскоре поступили тепловозы ТУ4, а также, скорее всего, мотовозы МД54-4.

До начала 1990-х годов дорога активно работала и развивалась. На торфомассиве действовало два производственных участка (1-й и 2-й). На станции Перегрузочная торф перегружался в вагоны широкой колеи. Он отправлялся на Горьковскую ГРЭС (г. Балахна), Кировскую ГРЭС и другие теплоэлектростанции. С 1986 по 1993 год торф регулярно поставлялся также на Шатурскую ГРЭС.

В феврале 1998 года на перегрузочную станцию прибыли последние вагоны широкой колеи. Фрезерный торф, со слов работников торфопредприятия, был отправлен в Элисту (Калмыкия), для использования в качестве удобрения. После этого перегрузочный комплекс уже не использовался.

По состоянию на 3 июня 1999 года, узкоколейная железная дорога работала. От локомотивного депо в посёлке Пижма до 2 участка (конечный пункт основной линии на торфомассиве) каждый рабочий день отправлялся пассажирский (рабочий) поезд.

Приблизительное расписание было таким: 6:30 - 7:05 (1 пассажирский вагон), 14:30 - 15:00 (тепловоз), обратно 7:10 - 7:40 (тепловоз), 15:00 - 15:30 (1 пассажирский вагон).

В 2001 году начал работать небольшой цех, выпускающий торфяные брикеты.

За сезон 2002 года Альцевским торфопредприятием было добыто 10,3 тысячи тонн торфа.

В 2003 году добыча составила 9,7 тысячи тонн. Всего, начиная с 1967 года, к тому моменту было добыто 4 653 800 тонн торфа, в том числе топливного – 2 647 800 тонн, сельскохозяйственного 1 983 000 тонн, кускового 23 000 тонн, брикетного (с 2001 года) – 200 тонн.

По состоянию на лето 2004 года, узкоколейная железная дорога работает. По-прежнему производится регулярное движение пассажирского (рабочего) поезда до 2 участка. Торф добывается для котельной посёлка Пижма, а также для сельскохозяйственных нужд.

К 21 июля 2004 года добыто 7000 тонн торфа (с начала сезона добычи). Действует лишь один производственный участок – 2-й. На 1-м участке оборудована пилорама.

Рядом с заброшенными перегрузочными устройствами на станции Перегрузочная начинается строительство более крупного торфобрикетного цеха. Его ввод в действие назначен на весну 2005 года. Возможно, в перспективе будет восстановлен перегруз торфа на широкую колею.







Подвижной состав

По состоянию на 30 июля 2004 года, действующие локомотивы – тепловоз ТУ8-0310, мотовоз-электростанция ЭСУ2А-671. Тепловоз ТУ4-1101 ремонтируется – на нём будет произведена замена дизеля.

Среди недействующих локомотивов - ЭСУ2А-487, 1982 года выпуска (разгромлен), ТУ4-1260 (разгромлен).

Кроме того, имеется кабина ЭСУ1А, рядом с пожарной частью стоит разгромленная автодрезина ПМД (?). Имеется несколько мотодрезин-«пионерок».

В рабочем состоянии находится несколько вагонов ПВ40, один из них - ПВ404-6738. Осталось около 50 вагонов ТСВ6А, некоторые из них оборудованы автосцепкой. Имеется также восьмиосный транспортёр.









________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________




Ворота территории механического цеха Альцевского торфопредприятия. Вид со стороны посёлка.
На территории механического цеха хранится подвижной состав узкоколейной железной дороги.
30.07.2004















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    












28.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу