Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОЛОМСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Поломское торфопредприятие находится в посёлке Поломское (Полом) Кезского района Удмуртской республики. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.

Поломское торфопредприятие основано в начале 1950-х годов. Название происходит от близлежащего села Полом — центральный посёлок торфопредприятия строился в пяти километрах от него. На большинстве карт он значится как Поломское (в некоторых старых картах — «Посёлок Полом»). Все местные жители называют посёлок так же, как и село — Полом.

Максимальная протяжённость узкоколейной железной дороги Поломского торфопредприятия превышала 30 километров. Основная линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Полом в направлении станции Зилай на линии общего пользования (там торф перегружался в вагоны широкой колеи), и в противоположную сторону — на торфомассивы. Кроме, того, она обеспечивала сообщение с другими, менее крупными посёлками торфодобытчиков — Ключёвкой и Максимовкой.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги (от посёлка Поломское до станции Зилай на железнодорожной линии широкой колеи) — 1953 год. Первоначально на широкую колею перегружался торф, добытый на ближайшем к посёлку Полом (Поломское) торфомассиве Тугалуд.

Несколько позднее узкоколейная железная дорога была продлена от посёлка Полом в южном направлении. Появились другие, менее крупные посёлки торфопредприятия — Ключёвка и Максимовка.

На протяжении некоторого времени существовало соединение с лесовозной узкоколейной железной дорогой Верхнелюкского лесопункта, располагавшегося у станции Люк («РЖД», Горьковская железная дорога, участок Ижевск — Пибаньшур). Оно показано и поныне на многих картах. Достоверной информации касательно того, когда и зачем это соединение использовалось, автору получить не удалось. Но хорошо известно, что узкоколейная железная дорога Поломского торфопредприятия — это линия Зилай — Полом — Ключёвка — Максимовка с небольшими ветками. Линия к станции Люк, хотя и составляла с ней единую сеть, принадлежала иному ведомству.

В 1990-х годах добыча торфа была почти полностью прекращена. Не стало перегрузки торфа на широкую колею в Зилае, перегрузочную станцию разграбили и разрушили.

Ориентировочная дата разборки линии узкоколейной железной дороги от Полома до Максимовки — 1999 год.

По состоянию на 2002 год, протяжённость регулярно используемых путей узкоколейной железной дороги составляет 8,5 километров. Это участок от Полома до бывшей перегрузочной станции в Зилае. Он используется только для пассажирских перевозок.

Кроме того, в южном направлении из посёлка уходит неиспользуемая линия протяжённостью около четырёх километров, заканчивающаяся в том месте, которое здесь называют ГЭС (плотина недействующей гидроэлектростанции, расположенная у слияния рек Чепца и Лоза). Ветка находится в состоянии, непригодном для эксплуатации.

Самое удивительное обстоятельство в нынешнем положении узкоколейной железной дороги — тот факт, что перевозки торфа на ней нет. Торф добывается в крайне незначительном количестве, исключительно для нужд сельского хозяйства. Вывозят его автомобилями. Даже котельная в «торфяном» посёлке Полом теперь работает на угле!

Торфопредприятие занимается в основном деревообработкой. Главным предприятием посёлка можно считать пилораму. Однако узкоколейная железная дорога жива. Более того — она ремонтируется не хуже, чем в лучшие времена, путь обновляют, регулярно заменяются шпалы!

Местные жители расценивают это как «странность» руководства торфопредприятия. Есть мнение, что это делается только ради того, чтобы как можно большее количество людей было обеспечено работой. Если руководствоваться общепринятыми в наше время понятиями — то практической потребности в существовании путей узкоколейной железной дороги не найти.

Прекращение пассажирского движения по узкоколейной железной дороге, несомненно, ухудшило бы транспортную связь Полома с внешним миром. Но жизнь простых людей обычно никого не волнует. Поэтому можно очень сильно удивляться тому, что здесь изыскивают и расходуют немалые средства на содержание и ремонт линии.

Кроме пассажирского движения, каких-либо других перевозок на узкоколейной железной дороге нет (не считая «рабочих» поездов — бригады путейцев летом выезжают на линию почти каждый день, новых шпал за летний сезон 2002 года было уложено очень много). При всём при том, пассажирский поезд, по состоянию на сентябрь 2002 года, курсировал лишь три дня в неделю (по пятницам, субботам и воскресеньям).



Пассажирское движение было прекращено летом 2005 года. Единственным средством сообщения посёлка Полом с внешним миром стал автобус, трижды в неделю курсирующий до районного центра — посёлка Кез.



По состоянию на май 2006 года, узкоколейная железная дорога ещё не была разобрана. Скорее всего, тогда она сохранялась в надежде на возобновление пассажирского движения в будущем. Но вероятность того, что это произойдёт, представлялась крайне низкой.

По информации от М. Иванцова, узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана осенью 2006 года. Было разрушено всё, что поддавалось разрушению. Практически весь подвижной состав был порезан на металлолом.







____________________________________________________________________________________________________



поездка автора



В сентябре 2002 года осматриваю узкоколейную железную дорогу у станции Зилай, воспользовавшись длительной стоянкой поезда Ижевск — Балезино (56 минут).

Поначалу можно было быть уверенным в том, что дорога разобрана. Подъездной путь широкой колеи на перегрузочную станцию давно скрылся в непроходимых зарослях, а сама станция, казалось бы, полностью разрушена. Но вдруг среди травы появляется вполне укатанный рельсовый путь узкой колеи!

Решаю вновь приехать сюда примерно через неделю. В назначенный срок добираюсь до посёлка Полом.

Путевое развитие на линии узкоколейной железной дороги начинается за километр до первых домов посёлка. До сих пор путей и подвижного состава здесь осталось весьма немало!

В посёлке осматриваю локомотивное депо. Рядом с ним стоит пассажирский вагон. Как ни странно — все окна в нём оказались целы, а двери — заперты со всех сторон. Рядом находится лесоцех. Оказалось, что он работает круглосуточно. На территории лесоцеха имеется рельсовый путь колеи 550 мм. Его длина — не более ста метров, предназначен для перевозки древесины в съёмных вагонетках.

Безусловно, узкоколейная железная дорога представляет собой тот случай, который трудно осмыслить. Все убеждены, что никаких перспектив восстановления перевозок торфа нет. И при этом огромные средства вкладываются в ремонт линии — всё ради одного только пассажирского движения.

Посёлок Полом сейчас не имеет автобусного сообщения. Но дорога к нему есть, в любой момент автобусы можно пустить. На автобусе было бы возможно попасть лишь в Кез или Чепцу, а не на станцию Зилай (откуда гораздо проще добраться до ближайшего большого города, Ижевска, благодаря прямому маршруту пригородных поездов). Кто-то здесь очень заботится о людях. Ведь от пассажирского сообщения, казалось бы, гораздо проще и логичнее отказаться, а узкоколейную железную дорогу разобрать. Как сделали практически везде в стране, кроме Полома...

Выяснилось, что используется только один пассажирский вагон. Остальные стоят на дальних путях в разгромленном состоянии. Тянет его единственный исправный тепловоз (ТУ6А-2662). Другой тепловоз, который при необходимости торфопредприятие могло бы восстановить своими силами (ТУ8-0233) очень давно стоит в депо.

В Поломе и его окрестностях осталось немало ржавеющего грузового и специализированного подвижного состава. Разгромленных тепловозов можно насчитать почти десяток.

Приближается время отправления пассажирского поезда. Тепловоз заводят, он выезжает из депо, прицепляется к вагону. Появляется проводница, ключом отпирает двери. Оказалось, что вагон недавно отремонтирован. Его интерьер потрясает. Изнутри он обшит деревянными рейками, на окнах — занавески, ни единой посторонней надписи, никакого мусора!

Удовольствие поездки от Полома до Зилая стоит 8 рублей (0,26 €). В этот раз никто, кроме меня и проводницы, туда не ехал. Восемь с половиной километров преодолели за 35 минут.

Затерянные в траве остатки станции узкоколейной железной дороги в Зилае сохранили две стрелки и два пути. Вокруг них уже собрались пассажиры. Тепловоз обгоняется, готовясь вести поезд обратно, а я иду на станцию широкой колеи.







__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________











Станция узкоколейной железной дороги в Зилае. Вид с вышки в направлении
тупика узкоколейной железной дороги и станции широкой колеи.
16.09.2002








Станция узкоколейной железной дороги в Зилае. Вид с вышки на
линию узкоколейной железной дороги в сторону Полома.
16.09.2002








Недействующий участок Полом — ГЭС на южной окраине Полома. Вид в сторону центра посёлка.
27.09.2002








Участок Полом — ГЭС за пределами посёлка. Вид в сторону ГЭС.
27.09.2002








Рельсовый путь колеи 550 мм в посёлке Полом.
27.09.2002








Единственный исправный тепловоз ТУ6А-2662 рядом с депо.
27.09.2002








Переезд, находящийся в посёлке Полом, к северу от депо. Несколько далее — топливозаправочный пункт.
27.09.2002








Главное депо узкоколейной железной дороги.
27.09.2002








Пути узкоколейной железной дороги на северной окраине посёлка Полом. Вид в сторону Зилая.
27.09.2002








Платформа, загруженная новыми шпалами.
27.09.2002








Пассажирский вагон на станционных путях к северу от посёлка Полом.
27.09.2002








Линия Полом — Зилай к северу от посёлка Полом. Вид в сторону Зилая.
27.09.2002








Неиспользуемый подвижной состав на «боковых» путях к северу от посёлка Полом. Вид в сторону Зилая.
27.09.2002








В салоне пассажирского вагона, курсирующего по маршруту Полом — Зилай.
27.09.2002








Пассажирский поезд из Полома прибыл в Зилай.
27.09.2002






Билет, проданный в пассажирском
поезде узкоколейной
железной дороги.
27.09.2002






Билет, проданный в пассажирском
поезде узкоколейной
железной дороги.
27.09.2002















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












24.11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Удмуртии»

на главную страницу