Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПРОНИНСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Пронинский шпалопропиточный завод находится в сельском населённом пункте Пронино Клявлинского района Самарской области, вблизи станции Пронино на магистральной железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.

В ведении завода находится узколейная железная дорога, стандартная для любого крупного шпалопропиточного завода.

По состоянию на 2014 год, наиболее вероятным представляется, что завод закрыт, узкоколейная железная дорога разобрана.

Разъезд Пронино появился в 1920-е годы, первоначально назывался Хатаевич (имени Хатаевича). Как считают многие жители посёлка Пронино, название было дано в честь первого дежурного по разъезду. В действительности разъезд был назван в честь М. М. Хатаевича — советского государственного деятеля, на тот момент — первого секретаря Средневолжского крайкома ВКП(б).

В 1937 году М. М. Хатаевич был арестован и расстрелян. Тогда же разъезд Хатаевич был переименован в Пронино в честь М. В. Прониной — общественного деятеля, убитой 11 декабря 1936 года в Мелекессе (ныне Димитровград).

В 1952 (?) году началось строительство железнодорожной линии Пронино — Серные Воды, которая должна была стать частью крупной транзитной магистрали Куйбышев (Самара) — Серные Воды — Альметьевск — Агрыз. Из незначительного разъезда Пронино должно было превратиться в железнодорожный узел. Здесь началось строительство паровозного депо и других объектов, необходимых для будущей магистрали.

Строительство железнодорожной линии Серные Воды — Пронино было прекращено в 1954 либо 1955 году, участвовавшая в работах техника и коллектив строителей был перемещён в районы освоения целинных и залежных земель. По воспоминаниям одного из жителей посёлка Пронино, к моменту ликвидации стройки в сторону Серных Вод было уложено 5 километров пути, далее — отсыпана насыпь.

Строившиеся на станции Пронино паровозное депо, электростанция, дом отдыха локомотивных бригад и некоторые другие объекты были частично введены в эксплуатацию и использовались на действующей линии Ульяновск — Чишмы. С середины 1950-х годов в течение некоторого времени на станции Пронино осуществлялась смена локомотивных бригад. В здании паровозного депо был налажен ремонт тепловозов. На территории, где сейчас хранятся шпалы, был размещён угольный склад.

В 1964 году на станцию Пронино было перевезено оборудование закрывшегося шпалопропиточного завода в Елюзани (Пензенская область). Из Елюзани в Пронино переехали и многие семьи рабочих Елюзанского шпалопропиточного завода (по состоянию на 2007 год, никого из бывших работников Елюзанского шпалопропиточного завода уже не было в живых). Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги Пронинского шпалопропиточного завода — конец 1964 года.

Первоначально на узкоколейной железной дороге имелся один паровоз, который называли «кукушкой» (предположительно Кч, был привезён из Елюзани). Имелся также один ширококолейный паровоз, использовавшийся в качестве парогенератора. Здание бывшего паровозного депо было превращено в пропиточный цех, в нём установили два пропиточных цилиндра.

Через несколько лет на узкоколейную железную дорогу поступили тепловозы. В 1975 году было построено новое здание ремонтного цеха.

До 2003 года завод являлся подразделением Куйбышевской железной дороги. В марте 2003 года было образовано ОАО «Пронинский шпалопропиточный завод». В последующие годы завод работал нестабильно. Имущество завода неоднократно выставлялось на продажу с аукциона.

http://old.samara.ru/paper/41/2457/35521/ «По шпалам к выживанию» (2000 год)

http://www.gudok.ru/index.php/print/41335 «Никто не хотел покупать» (2006 год)


По данным на лето 2007 года, Пронинский шпалопропиточный завод работал, однако объём производства был минимальным. Со слов работников завода, движение по узкоколейной железной дороге осуществляется в те дни, когда есть заказ на пропитку шпал и своевременно подвезено «масло» (антисептик). Иногда его нет и цилиндры остаются пустыми. При наличии заказа работа ведётся и в выходные дни.

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги, по состоянию на 10 августа 2007 года, был представлен тепловозом ТУ7-2717 (находился на ремонте, был необычно раскрашен по случаю юбилея одного из работников завода, предположительно машиниста), неустановленным тепловозом ТУ6А, тепловозом ТУ6А-2??8 (возможно, 2528, но вторая и третья цифры номера практически не читались). Главной ценностью дороги был тепловоз ТУ2МК — один из двух сохранившихся в мире локомотивов серии ТУ2М и ТУ2МК. Машина была «экзотически» переделана в щёточный снегоочиститель, установлена кабина предположительно от тепловоза ТУ4.

Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом «трёхниточных» участков, составляла не менее 5 километров. Некоторые пути были заросшими и выглядели непригодными для движения.




Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.
Обозначена автором, показана не полностью.



Зимой шпалопропиточный завод чаще всего не работает. Находящаяся на его территории котельная, тем не менее, продолжает работать для отопления некоторых домов в посёлке.

В отличие от большинства шпалопропиточных заводов России, территория Пронинского шпалопропиточного завода не огорожена. В период длительного простоя остро стоит проблема воровства оборудования.

Жители посёлка Пронино сохраняют оптимизм. Возможно, худшие времена Пронинского шпалопропиточного завода остались в прошлом — производство продукции за первую половину 2007 года увеличилось. Помимо пропитки шпал, организовано лесопиление, вблизи завода работают две лесопилки. Их основная продукция — переводной брус (брусья, предназначенные для укладки на стрелочных переводах).

Одной из проблем в деятельности завода является нарушение экологических норм. Несколько лет назад завод было предписано закрыть на реконструкцию для устранения негативного воздействия на окружающую среду. Однако в то же самое время предполагается строительство в Пронино нефтеперерабатывающего завода.





За годы, прошедшие с момента поездки автора в 2007 году, положение резко изменилось в худшую сторону. По состоянию на 2014 год, скорее всего, завод закрыт и разрушен.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    










16.04.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Самарской области»

на главную страницу