Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.












УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РАМОНСКОГО САХАРНОГО КОМБИНАТА







Узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината являлась последней действовавшей в Российской Федерации узкоколейной железной дорогой сахарной промышленности.

Сахарный завод в Рамони действует с 1840 года. В первые годы ХХ века вблизи посёлка Рамонь появилась железнодорожная станция, но непосредственно до завода рельсовый путь проведён не был.

Первоначально все грузы между заводом и станцией возили конными подводами. В 1916 году (либо немногим позднее) между станцией и заводом была сооружена узкоколейная железная дорога.

По некоторым (весьма сомнительным) данным, в качестве эксперимента на узкоколейной железной дороге какое-то время использовалась электрическая тяга. Более подробной информации об этом нет.

В середине 1930-х годов завод был реконструирован, на его территории появились новые пути. В 1941 году оборудование завода было эвакуировано в Куйбышев (Самара). После освобождения Воронежской области завод и узкоколейная железная дорога вновь стали работать.

Узкоколейная железная дорога являлась не только «сахарной», но и торфовозной — по ней вывозился торф с Берёзовского торфомассива, расположенного приблизительно в 8 километрах к северо-востоку от Рамони. В первые послевоенные годы торф был основным топливом на сахарном заводе.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной
в 1982 году (условно нанесена линия к Берёзовскому торфомассиву).

По состоянию на начало 1950-х годов, развёрнутая протяжённость путей узкой колеи достигала 6 километров (без учёта торфовозной линии). С учётом торфовозной линии протяжённость составляла не менее 15 километров.

Среди подвижного состава насчитывалось не менее 7 паровозов Гр, ПТ4, ВП4 и Кч4, а также полувагоны, платформы, крытые вагоны, цистерны (платформы с закреплённым котлом). В стандартном грузовом поезде обычно было по 7–10 вагонов, нередко его вели два паровоза — в голове и в хвосте.

В сезон (с начала сентября до конца зимы, иногда — до конца апреля) завод работал круглосуточно, без выходных дней. По узкой колее перевозились грузы, традиционные для предприятий сахарной промышленности — свёкла, известь, уголь, патока, готовая продукция.

В 1960-е годы здесь появился мотовоз ДМ54, затем — тепловозы ТУ4. К 1976 году паровая тяга была окончательно ликвидирована.

В 1990-е годы от станции Рамонь МПС (РЖД) на завод доставлялась свёкла, поступавшая по широкой колее из Колодезянского свеклопункта (станция Колодезная, Каширский район Воронежской области).

В 2003 году узкоколейная железная дорога действовала с сентября до конца декабря. Возили сахар, патоку, по некоторым данным, иногда и свёклу. Но массовой перевозки свёклы, со слов работников завода, уже не было — её предпочитают доставлять автомобилями.

Вне сезона (во все остальные месяцы) узкоколейная железная дорога, как правило, не действовала. Было возможно лишь редкое, «эпизодическое» движение.

В октябре 2004 года я застал узкоколейную железную дорогу действующей. Я успел проехать по узкоколейной железной дороге. Я ехал в кабине тепловоза ТУ7А-3314.



В 2005 году Рамонский сахарный комбинат был остановлен. С этого момента движения по узкоколейной железной дороге не было. В 2006 году часть подвижного состава была продана и вывезена из Рамони. Известно о том, что тепловоз ТУ7А-3312 был перевезён на узкоколейную железную дорогу Лидского торфопредприятия (Республика Беларусь, Гродненская область, посёлок Первомайский).

По информации от А. Максимова, тепловозы ТУ7А-3301 и ТУ7А-3314 были вывезены из Рамонского сахарного завода в Атбасар (Казахстан).

По состоянию на начало 2007 года, Рамонский сахарный комбинат не работал. Его будущее оставалось неопределённым. Ещё сохранялись надежды, что комбинат будет реконструирован, и его деятельность возобновится.

Представлялось вероятным, что в случае возобновления деятельности сахарного комбината все перевозки будут осуществляться автомобильным транспортом. Следовательно, окончательная ликвидация узкоколейной железной дороги была неизбежна.

10 апреля 2009 года я приехал в Рамонь. Узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината, по состоянию на этот момент, была полностью разобрана. Запомнив её действующей (в октябре 2004 года), я с трудом узнал это место.

Впечатление такое, что здесь была поставлена цель не оставить никаких следов узкоколейной железной дороги: вывезены не только рельсы, но и большая часть шпал, весь прицепной подвижной состав. Не осталось не только вагонов, но и их фрагментов.

Рамонский сахарный завод, действовавший с 1840 года, полностью разграблен и представляет собой скопление развалин — весь металлолом уже вывезли. Никаких шансов на возобновление деятельности завода нет. Здесь происходит только одно: разграбление, разрушение, уничтожение.

Единственное, что оставалось от узкоколейной железной дороги — тепловоз ТУ7А-3307, стоящий на безрельсовой площадке вблизи станции Рамонь ЮВЖД (конечного пункта железнодорожной линии Графская — Рамонь). Тепловоз кем-то куплен либо ждёт покупателя.











Состояние узкоколейной железной дороги на 2004 год

По данным на октябрь 2004 года, узкоколейная железная дорога активно работала. Движение между станцией и заводом производилось по рабочим дням, приблизительно с 8 до 16 часов. За это время проходило 5 или 6 пар поездов.

19 октября, в день приезда автора, работал тепловоз ТУ7А-3314. На территории завода находились тепловозы ТУ7А-3307, ТУ4-2107, ТУ4-2118, ТУ7А-3301, ТУ7-2223, в депо стоял тепловоз ТУ7А-3312, на территории топливозаправочного пункта имелась кабина тепловоза ТУ4-1345.

Со слов работников предприятия, пригодны для эксплуатации 4 тепловоза ТУ7 (ТУ7А), и 1 тепловоз ТУ4. Используются платформы для перевозки сахара, 20 полувагонов для свёклы (почти все они уже на протяжении года стояли в тупике на перегрузочной станции).

Известно, что когда-то здесь были также тепловозы ТУ4-701, ТУ4-1780, ТУ4-2107, ТУ4-2118, ТУ4-2128, ТУ4-3081.

Перевалка происходила с сентября по декабрь, переваливали сахар. Ширококолейная дрезина на перевалочном комплексе использовалась как локомотив.

На магистральном участке узкоколейной железной дороги, в основном, уложены «тяжёлые» рельсы. Встречается маркировка THYSSEN 1941. Рядом с цистерной, стоящей в тупике к югу от перегрузочной станции, уложены рельсы Р18.

Помимо основной линии, соединяющей завод с перегрузочной станцией (протяжённостью около 1700 метров), здесь имеется также участок пути, подводящий к «бурячной». «Бурячная» — это сооружение, предназначенное для кратковременного складирования свёклы, с целью создания её запаса для бесперебойной работы завода.

Путь к «бурячной» огибает территорию завода полукольцом. Его протяжённость составляет около 1 километра. Движения по нему нет с 2003 года, после прекращения перевозки свёклы.



С 2004 года, после разборки карьерной узкоколейной железной дороги в Подклетном (вблизи города Семилуки), узкая колея в Рамони осталась последней «промышленной» узкоколейной железной дорогой на территории Воронежской области. Кроме неё, действует лишь детская железная дорога в городе Лиски.

Узкоколейная железная дорога, находящаяся в посёлке Рамонь Воронежской области, по состоянию на 2004 год — единственная сохранившаяся на территории Российской Федерации узкоколейная железная дорога предприятия сахарной промышленности. Одна из двух узкоколейных железных дорог предприятий сахарной промышленности, сохранившихся на пространстве бывшего СССР. Вторая узкоколейная железная дорога является достоянием Украины, находится в посёлке Низы Сумской области.

Будущее узкоколейной железной дороги на 2004 год — туманно и непредсказуемо.

Многие убеждены, что вскоре узкая колея будет заменена подъездным путём широкой колеи. Однако стоит вспомнить и о том, что планы замены узкоколейной железной дороги линией широкой колеи обсуждаются на протяжении последних девяноста лет. Но за эти девяносто лет ничего не изменилось.

На всех известных автору топографических картах узкоколейная железная дорога Рамонского сахарного комбината показана как железная дорога дорога широкой колеи. К счастью, ошибочно…








Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000 (обозначена автором, в оригинале
карты была показана как железнодорожная
линия широкой колеи).










Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1982 году (обозначена автором, в оригинале карты была
показана как железнодорожная линия широкой колеи).










Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000,
изданной в 1982 году (обозначена автором, в оригинале карты была
показана как железнодорожная линия широкой колеи).

















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












05.04.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Воронежской области»

на главную страницу