ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ГРАФСКАЯ — РАМОНЬ







Станция Графская на магистральном участке Грязи — Отрожка является не только начальным пунктом линии Графская — Анна. Здесь начинается и другая «второстепенная» ветвь — менее крупная (длиной 17 километров), но весьма необычная. Её неординарность выражается, прежде всего, в том, что этот небольшой тупиковый участок электрифицирован.


История

Железнодорожная линия Графская — Рамонь должна была вводиться в строй одновременно с участком Графская — Анна. Однако её строительство завершилось позднее, лишь в 1901 году. Одновременно в Рамони реконструировался сахарный завод, существовавший с 1840 года.

Станция Рамонь возникла на расстоянии около двух километров от сахарного завода и центра одноимённой слободы, ныне посёлка. Это было связано с тем, что дальше располагается периодически затопляемая пойма реки Воронеж — продление железной дороги до завода потребовало бы сооружения высокой насыпи и капитального моста через реку.

Строительство железнодорожного моста посчитали нецелесообразным. Вначале все грузы для сахарного завода перевозились от станции широкой колеи на лошадях. Спустя примерно 15 лет была открыта узкоколейная железная дорога, соединившая станцию с заводом.




Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).



В 1974 году железнодорожная линия Графская — Рамонь была электрифицирована. Открылось движение пригородных электропоездов в сообщении Воронеж — Рамонь.

В 2001 году по маршруту Рамонь — Графская — Хава были пущены опытные на тот момент автомотрисы РА1. Заявлялось о том, что контактная сеть здесь может быть снята. Но этого не произошло: в 2002 году всё «вернулось на круги своя» — автомотрисы исчезли, вместо них снова пошли электропоезда. Хотя вопрос о возможной «деэлектрификации» продолжает периодически возникать.


По состоянию на 2019 год, здесь сохраняется пассажирское движение в виде электропоездов Воронеж — Рамонь. В этом — отличие данной линии от подавляющего большинства тупиковых железнодорожных линий России, где пассажирское движение отменено.

Пассажирское движение нужно жителям посёлка Бор и заречной (пристанционной) части Рамони. Весной, в период максимального подъёма воды в реке Воронеж, заречная часть Рамони отрезана от остального посёлка. Мост через реку Воронеж является низководным и на несколько дней затапливается. В это время электропоезд — почти единственное средство сообщения с заречной частью Рамони. Альтернатива — лесные грунтовые дороги, которые могут быть труднопроезжими.





Состояние на 2004 год

По данным на октябрь 2004 года (первая поездка автора), линия Графская — Рамонь действует. На ней имеется грузовое и пассажирское движение. Ежедневно в ходу три пары электропоездов из Воронежа. Основные предприятия, производящие приём и отправку грузов — Рамонский элеватор и Рамонский сахарный комбинат. Грузовые вагоны доставляются маневровыми тепловозами ЧМЭ3.

Среди пассажиров, пользующихся электропоездами — жители посёлка Бор, сборщики грибов и ягод, туристы. Почти никто не ездит на электропоездах из Рамони в областной центр. Железнодорожный маршрут делает огромный «крюк», поэтому время в пути у электропоезда составляет почти два часа. Автобусом — вдвое быстрее.



4 километр. Остановочный пункт. На старых схемах железных дорог — Чистое. Обслуживает населённый пункт Чистое.



10 километр. Остановочный пункт, расположен рядом с жилой частью посёлка Бор.



Бор. Единственная на линии промежуточная станция. Рядом с ней находится исправительно-трудовая колония, где имеются небольшие промышленные объекты. В сторону колонии отходит подъездной путь, движения по нему почти нет.

На станции Бор находится «база запаса», предназначенная для хранения неиспользуемых локомотивов. Среди них — тепловозы ТЭП10, ТЭП60 (есть ТЭП60-1192), большое количество тепловозов ЧМЭ3.



14 километр. Остановочный пункт, на многих топографических картах отсутствует. Рядом, слева по ходу поезда, находятся садовые участки и небольшой посёлок Возрождение.



Рамонь. На станции пять путей, три из которых электрифицированы. Имеется деревянное здание, в котором работает дежурный по станции. Зала ожидания и билетной кассы на «вокзале» нет. Регулярное автобусное сообщение с посёлком отсутствует.

К северу от путей станции находится Рамонский элеватор, а западнее «вокзала» есть небольшой тупиковый участок путей, принадлежащий Рамонскому сахарному комбинату. На нём находится перегрузочная станция, где все поступающие в адрес комбината грузы переваливаются в вагоны узкоколейной железной дороги.

Обозначенный на некоторых картах участок широкой колеи от станции Рамонь к посёлку, пересекающий реку Воронеж по мосту — это плод воображения картографов. В действительности по мосту проходит узкоколейная железная дорога, а также автодорога. Путей широкой колеи на нём никогда не было.

Посёлок Рамонь (центр района, около 8 тысяч жителей) имеет давнюю и богатую историю. В конце 17 — начале 18 века в Рамонской слободе существовала корабельная верфь, где строились первые корабли российского флота. Основной достопримечательностью считается построенный в 19 веке замок принцессы Евгении Ольденбургской.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ РАМОНЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РАМОНЬ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА РАМОНЬ — БОР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕРЕГОН РАМОНЬ — БОР, ПЛАТФОРМА 14 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПЕРЕГОН РАМОНЬ — БОР, БАЗА ЗАПАСА, СТАНЦИЯ БОР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (СТАНЦИЯ БОР, УЧАСТОК БОР — 10 КМ, ПЛАТФОРМА 10 КМ)    










05.04.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика