Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЕДЧИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ









Редчинское торфопредприятие находится в посёлке Денисово Починковского района Смоленской области, у станции Пересна («РЖД», Московская железная дорога, линия Смоленск — Рославль, историческая Риго—Орловская железная дорога).

Со слов опрошенных жителей посёлка, торфопредприятие основано в 1968 году. В 1972 году было закончено строительство торфобрикетного завода, жилых домов и узкоколейной железной дороги.

Вначале торф добывался на ближайшем к посёлку Редчинском торфомассиве. При этом протяжённость линии узкоколейной железной дороги составляла около четырёх километров.

Впоследствии узкоколейная железная дорога была продлена до торфомассива Бабинский Мох (расположен у населённого пункта Гусаково). Длина путей превысила 10 километров.

В 1988-89 годах велось строительство линии от Бабинского Мха к торфомассивам, находящимся в районе населённого пункта Мончино. Но затем от планов расширения участков добычи отказались. Разработка торфа там так и не началась. Линия на Мончино оказалась ненужной, и через некоторое время была разобрана.

В 2000 году (ориентировочно) была прекращена добыча торфа и на участке Бабинский Мох. После этого ситуация «вернулась» в те времена, когда торфопредприятие только начинало развиваться — остался один эксплуатируемый торфомассив (Редчинский), одна полевая база.

По данным на май 2003 года, общая протяжённость узкоколейной железной дороги, с учётом временных путей, составляет около 5 километров. Главная линия проходит от станции в Денисове до полевой базы на Редчинском торфомассиве. Полевая база находится непосредственно у магистральной линии, которая некогда вела на Бабинский Мох, в 1 километре западнее озера Лаговское.

На полевую базу ежедневно, утром и вечером, отправляется тепловоз (без вагонов), в котором едут рабочие.

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги Редчинского торфопредприятия был представлен двумя исправными тепловозами ТУ6А (один из них — ТУ6А-3105), и «музейным экспонатом» — мотовозом ЭСУ3А-21 (находился в нерабочем состоянии).

Здесь — непропорционально большое для пятикилометровой дороги количество торфовозных вагонов ТСВ (до сотни единиц). Естественно, почти все вагоны сейчас не используются.

Путь магистрального участка дороги был уложен на железобетонных шпалах, поэтому его состояние до сих пор относительно неплохое.





Поездка автора по узкоколейной железной дороге

В мае 2003 года я приезжаю на станцию Пересна вечерним дизель-поездом сообщением Смоленск — Рославль.

От станции Пересна вначале нужно пройти вдоль путей ещё около километра в сторону Рославля — до переезда. Слева от магистрального пути железной дороги расположен подъездной путь, ведущий в Денисово. По состоянию рельсов видно, что используется он регулярно.

Посёлок Денисово застроен в основном двухэтажными домами из силикатного кирпича. Движение по подъездному пути широкой колеи заканчивается у промышленного предприятия. Далее расположена большая перегрузочная станция, где надолго замерли десятки торфовозных вагонов ТСВ.

Здесь множество корпусов торфобрикетного завода, всевозможных мастерских, машинных баз. Почти все они заброшены.

Решаю подняться на заросшую деревьями крышу одного из бетонных строений. Но меня заметила женщина, сторожащая территорию. Оказывается, сторожа круглосуточно сидят в здании пожарной части. После беседы со мной один из них решил отыскать человека, занимавшего когда-то руководящую должность на торфопредприятии, который смог бы рассказать об узкоколейной железной дороге. Идём в посёлок, несмотря на поздний час. Потом для меня нашли место ночлега — пустовавшую комнату в одном из заброшенных корпусов.

Рано утром должен отправляться тепловоз до полевой базы. Около депо собралось человек пятнадцать — желающие уехать. Приходит машинист, отпирает ворота. Но тепловозный дизель упорно не хочет запускаться. Наконец, его удалось завести «с толкача» (благо, пути около депо имеют небольшой уклон).

Поездка до полевой базы недолгая. Справа показываются огромные корпуса свинофермы, затем — единственная стрелка, где отходит ветка к месту погрузки торфа.

Высадив рабочих, тепловоз сразу же отправляется в обратную сторону. Вот и снова знакомое депо…







__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________











ЭСУ3А-21 на «вечной стоянке» у депо в Денисово.
23.05.2003








Вид от депо в направлении торфомассивов.
23.05.2003








Денисово. Локомотивное депо узкоколейной железной дороги.
23.05.2003








Вид из той же точки в обратную сторону — в направлении торфомассивов.
23.05.2003








Стрелка, на которой начинается путь, подводящий к депо. В прямом
направлении пролегает путь, ведущий на главную станцию.
23.05.2003








Подъездной путь широкой колеи и торфоперегрузочное устройство вблизи главной
станции узкоколейной железной дороги. Вид в сторону станции Пересна.
23.05.2003








Приблизительно там же, вид в противоположном направлении.
23.05.2003








Тепловоз готовится к выезду на полевую базу.
23.05.2003








Конец используемого участка пути, расположенный вблизи полевой базы (около 4 километров от Денисово).
23.05.2003








Развилка на 3-м километре. Вид из кабины тепловоза в сторону полевой базы.
23.05.2003








Узкоколейная железная дорога приблизительно в двух километрах от Денисово. Вид из кабины тепловоза.
23.05.2003








Свалившийся вагон ТСВ вблизи главной линии узкоколейной железной дороги.
Вид из кабины тепловоза в сторону полевой базы.
23.05.2003








Тепловоз ТУ6А вернулся в Денисово. Манёвры близ депо.
23.05.2003








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












15.03.2004 © С. Болашенко


назад

на главную страницу