Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК







Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск находится в городе Саяногорске и его окрестностях. Протяжённость железнодорожной линии составляет 16 километров. Железнодорожная линия связывает жилую часть города с Саяногорским алюминиевым заводом, расположенным на значительном удалении от жилой части.

Особенность данной железной дороги в том, что она построена для организации пассажирских перевозок, используется исключительно для пассажирского движения и не может использоваться ни для чего другого.

Город Саяногорск необычен сразу по нескольким параметрам: едва ли не единственный в России город, к которому подходят две параллельные, но невзаимосвязанные железнодорожные линии, из которых одна используется только для грузового движения, другая — только для пассажирского движения. Один из немногих городов, в котором сохранилось пассажирское движение по ведомственной железной дороге. Один из немногих городов, в который курсируют пассажирские поезда, однако на них невозможно выехать во внешний мир.




Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1992 году. В оригинале карты обозначена не была. Нанесена автором на основе
данных спутниковых снимков и данных, собранных в ходе похода по линии.


Строительство Саяногорского (Саянского) алюминиевого завода началось в 1975 году. Завод был введён в эксплуатацию в 1985 году. Одновременно с заводом на расстоянии около 15 километров от него строился город Саяногорск.

Крупный алюминиевый завод является чрезвычайно энергоёмким объектом. Строительство завода было увязано со строительством Саяно-Шушенской ГЭС — одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций, расположенной в 45 километрах южнее завода, у посёлка Черёмушки.

Для обслуживания алюминиевого завода, для завоза материалов на стройплощадку Саяно-Шушенской ГЭС и в город Саяногорск была построена железнодорожная линия Камышта — Саяногорск — Черёмушки с веткой до станции Алюминиевая (главная железнодорожная станция на территории Саяногорского алюминиевого завода). Управлять железнодорожной линией стало Отделение временной эксплуатации. В состав сети общего пользования МПС она не передавалась, хотя и показана в некоторых схемах железных дорог МПС.

По неподтверждённым данным, на участке Саяногорск — Камышта регулярного пассажирского движения никогда не было. На участке Саяногорск — Черёмушки регулярное пассажирское движение было на протяжении как минимум 15 лет — курсировал дизель-поезд по маршруту Саяногорск — Черёмушки. В начале 1990-х годов пассажирское движение было прекращено, железная дорога от Саяногорска до Черёмушек была разобрана.

На участке Камышта — Саяногорск (включая ветвь до станции Алюминиевая) железная дорога продолжает действовать. Выполняются только грузовые перевозки, в основном от Камышты до Алюминиевой. Вблизи Саяногорского металлургического завода нет крупных месторождений сырья (глинозёма). Сырьё завозится на завод по железной дороге — главным образом из Ачинска, с Ачинского глинозёмного завода.

В мае 2011 года на железной дороге Камышта — Саяногорск произошло ЧП — мост через реку Абакан у станции Камышта был размыт паводковыми водами и частично обрушился. Движение по железной дороге временно прервалось. Доставка на завод глинозёма была налажена автомобильным транспортом из Абакана.

Железная дорога Предзаводская — Саяногорск физически составляет единую сеть с железной дорогой Камышта — Саяногорск (соединение находится на территории Саяногорского алюминиевого завода), но во всём остальном обособлена от неё. Эта железная дорога строилась с единственной целью — для организации пассажирских перевозок между городом и заводом. Точная дата её открытия не установлена (ориентировочно 1992 год).

По первоначальному проекту, на обеих конечных станциях (Саяногорск — в городе, Предзаводская — на заводе) должны были быть построены грандиозные вокзалы, высокие платформы и подземные переходы. Эти проекты начали реализовывать, однако в начале 1990-х годов строительство прервалось. По состоянию на 2011 год, недостроенные высокие платформы полуразрушены, подземные переходы под путями — затоплены. Вместо высоких платформы были построены низкие платформы, расположенные на некотором удалении от брошенных высоких платформ.

На станции Саяногорск и на станции Предзаводская — по одной боковой низкой платформе. Станция Саяногорск имеет два пути, однако второй путь не используется, платформы у него нет.

По неподтверждённым данным, первоначально пассажирские перевозки выполнял дизель-поезд Д1-797. В 2000 году по заказу компании-владельца Саяногорского алюминиевого завода был построен дизель-поезд ДПСаАЗ. Фактически — это не дизель-поезд, а поезд на локомотивной тяге. В качестве тяговых единиц использованы односекционные тепловозы ДМ62-1811 и ДМ62-1857. Индекс «ДМ62» на табличках был заменён на «М62».

Один тепловоз прицеплен с каждой стороны состава, поэтому оборот локомотивов в конечных пунктах не требуется. Между тепловозами находятся новые вагоны производства Демиховского машиностроительного завода, модели 63-322. Конструктивно эти вагоны близки к вагонам «демиховских» электропоездов.

С мая 2000 года поезд ДПСаАЗ стал выполнять пассажирские перевозки. Аналоги поезда ДПСаАЗ — поезд ДПМ1 (он выполнял пассажирские перевозки по маршруту Новомосковск — Москва), поезда ДРБ и ДДБ, работающие на Белорусской железной дороге.

По состоянию на май 2011 года, линия Предзаводская — Саяногорск принадлежит Железнодорожному хозяйству Саяногорского алюминиевого завода. Расписание движения поездов следующее:

Саяногорск — Предзаводская 6:00 — 6:20, 7:10 — 7:30, 8:20 — 8:40, 9:20 — 9:40 (резервом в депо, без посадки пассажиров и без остановки на станции Предзаводская), 14:00 — 14:20, 16:05 — 16:25 (по рабочим дням), 17:05 — 17:25 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 19:10 — 19:30, 22:00 — 22:20.

Предзаводская — Саяногорск 5:30 — 5:50 (резервом из депо, без посадки пассажиров), 6:25 — 6:45, 7:45 — 8:05, 8:50 — 9:10, 13:30 — 13:50, 15:40 — 16:00, 16:40 — 17:00 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 17:30 — 17:50 (по рабочим дням), 20:40 — 21:00.

Проезд в поезде бесплатный. Доступ на обе станции — свободный, какие-либо документы для проезда в поезде не требуются. Промежуточных остановок нет. Местные жители в разговорной речи называют поезд «мотаня» (так же называют, к примеру, электропоезда в Степногорске).

Использование железной дороги Предзаводская — Саяногорск для чего-либо, кроме пассажирских перевозок, технически невозможно — она не имеет подъездных путей, заканчивается двухпутной пассажирской станцией и тупиком. Кроме пассажирского поезда, на линии иногда можно встретить дрезину путейцев.

Планов отмены пассажирского движения нет. Есть все основания полагать, что пассажирское движение в обозримом будущем сохранится.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК)    










27.05.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу