Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК







Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск находится в городе Саяногорске и его окрестностях. Протяжённость железнодорожной линии составляет 16 километров. Железнодорожная линия связывает жилую часть города с Саяногорским алюминиевым заводом, расположенным на значительном удалении от жилой части.

Особенность данной железной дороги в том, что она построена для организации пассажирских перевозок, используется исключительно для пассажирского движения и не может использоваться ни для чего другого.

Город Саяногорск необычен сразу по нескольким параметрам: едва ли не единственный в России город, к которому подходят две параллельные, но невзаимосвязанные железнодорожные линии, из которых одна используется только для грузового движения, другая — только для пассажирского движения. Один из немногих городов, в котором сохранилось пассажирское движение по ведомственной железной дороге. Один из немногих городов, в который курсируют пассажирские поезда, однако на них невозможно выехать во внешний мир.




Железнодорожная линия Предзаводская — Саяногорск на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1992 году. В оригинале карты обозначена не была. Нанесена автором на основе
данных спутниковых снимков и данных, собранных в ходе похода по линии.


Строительство Саяногорского (Саянского) алюминиевого завода началось в 1975 году. Завод был введён в эксплуатацию в 1985 году. Одновременно с заводом на расстоянии около 15 километров от него строился город Саяногорск.

Крупный алюминиевый завод является чрезвычайно энергоёмким объектом. Строительство завода было увязано со строительством Саяно-Шушенской ГЭС — одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций, расположенной в 45 километрах южнее завода, у посёлка Черёмушки.

Для обслуживания алюминиевого завода, для завоза материалов на стройплощадку Саяно-Шушенской ГЭС и в город Саяногорск была построена железнодорожная линия Камышта — Саяногорск — Черёмушки с веткой до станции Алюминиевая (главная железнодорожная станция на территории Саяногорского алюминиевого завода). Управлять железнодорожной линией стало Отделение временной эксплуатации. В состав сети общего пользования МПС она не передавалась, хотя и показана в некоторых схемах железных дорог МПС.

По неподтверждённым данным, на участке Саяногорск — Камышта регулярного пассажирского движения никогда не было. На участке Саяногорск — Черёмушки регулярное пассажирское движение было на протяжении как минимум 15 лет — курсировал дизель-поезд по маршруту Саяногорск — Черёмушки. В начале 1990-х годов пассажирское движение было прекращено, железная дорога от Саяногорска до Черёмушек была разобрана.

На участке Камышта — Саяногорск (включая ветвь до станции Алюминиевая) железная дорога продолжает действовать. Выполняются только грузовые перевозки, в основном от Камышты до Алюминиевой. Вблизи Саяногорского металлургического завода нет крупных месторождений сырья (глинозёма). Сырьё завозится на завод по железной дороге — главным образом из Ачинска, с Ачинского глинозёмного завода.

В мае 2011 года на железной дороге Камышта — Саяногорск произошло ЧП — мост через реку Абакан у станции Камышта был размыт паводковыми водами и частично обрушился. Движение по железной дороге временно прервалось. Доставка на завод глинозёма была налажена автомобильным транспортом из Абакана.

Железная дорога Предзаводская — Саяногорск физически составляет единую сеть с железной дорогой Камышта — Саяногорск (соединение находится на территории Саяногорского алюминиевого завода), но во всём остальном обособлена от неё. Эта железная дорога строилась с единственной целью — для организации пассажирских перевозок между городом и заводом. Точная дата её открытия не установлена (ориентировочно 1992 год).

По первоначальному проекту, на обеих конечных станциях (Саяногорск — в городе, Предзаводская — на заводе) должны были быть построены грандиозные вокзалы, высокие платформы и подземные переходы. Эти проекты начали реализовывать, однако в начале 1990-х годов строительство прервалось. По состоянию на 2011 год, недостроенные высокие платформы полуразрушены, подземные переходы под путями — затоплены. Вместо высоких платформы были построены низкие платформы, расположенные на некотором удалении от брошенных высоких платформ.

На станции Саяногорск и на станции Предзаводская — по одной боковой низкой платформе. Станция Саяногорск имеет два пути, однако второй путь не используется, платформы у него нет.

По неподтверждённым данным, первоначально пассажирские перевозки выполнял дизель-поезд Д1-797. В 2000 году по заказу компании-владельца Саяногорского алюминиевого завода был построен дизель-поезд ДПСаАЗ. Фактически — это не дизель-поезд, а поезд на локомотивной тяге. В качестве тяговых единиц использованы односекционные тепловозы ДМ62-1811 и ДМ62-1857. Индекс «ДМ62» на табличках был заменён на «М62».

Один тепловоз прицеплен с каждой стороны состава, поэтому оборот локомотивов в конечных пунктах не требуется. Между тепловозами находятся новые вагоны производства Демиховского машиностроительного завода, модели 63-322. Конструктивно эти вагоны близки к вагонам «демиховских» электропоездов.

С мая 2000 года поезд ДПСаАЗ стал выполнять пассажирские перевозки. Аналоги поезда ДПСаАЗ — поезд ДПМ1 (он выполнял пассажирские перевозки по маршруту Новомосковск — Москва), поезда ДРБ и ДДБ, работающие на Белорусской железной дороге.

По состоянию на май 2011 года, линия Предзаводская — Саяногорск принадлежит Железнодорожному хозяйству Саяногорского алюминиевого завода. Расписание движения поездов следующее:

Саяногорск — Предзаводская 6:00 — 6:20, 7:10 — 7:30, 8:20 — 8:40, 9:20 — 9:40 (резервом в депо, без посадки пассажиров и без остановки на станции Предзаводская), 14:00 — 14:20, 16:05 — 16:25 (по рабочим дням), 17:05 — 17:25 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 19:10 — 19:30, 22:00 — 22:20.

Предзаводская — Саяногорск 5:30 — 5:50 (резервом из депо, без посадки пассажиров), 6:25 — 6:45, 7:45 — 8:05, 8:50 — 9:10, 13:30 — 13:50, 15:40 — 16:00, 16:40 — 17:00 (только по пятницам и в предпраздничные дни), 17:30 — 17:50 (по рабочим дням), 20:40 — 21:00.

Проезд в поезде бесплатный. Доступ на обе станции — свободный, какие-либо документы для проезда в поезде не требуются. Промежуточных остановок нет. Местные жители в разговорной речи называют поезд «мотаня» (так же называют, к примеру, электропоезда в Степногорске).

Использование железной дороги Предзаводская — Саяногорск для чего-либо, кроме пассажирских перевозок, технически невозможно — она не имеет подъездных путей, заканчивается двухпутной пассажирской станцией и тупиком. Кроме пассажирского поезда, на линии иногда можно встретить дрезину путейцев.

Планов отмены пассажирского движения нет. Есть все основания полагать, что пассажирское движение в обозримом будущем сохранится.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ПРЕДЗАВОДСКАЯ, НАЧАЛО ПЕРЕГОНА ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕРЕГОН ПРЕДЗАВОДСКАЯ — САЯНОГОРСК, СТАНЦИЯ САЯНОГОРСК)    










27.05.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу