Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОНШАЕВО — СЯВА







Протяжённость железнодорожной линии Тоншаево — Сява составляет 48 километров. Железнодорожная линия пролегает по территории Тоншаевского и Шахунского районов Нижегородской области. Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2005 год, является лесохимический комбинат «Карбохим», расположенный в Сяве.

Когда-то эта железнодорожная линия являлась основной связью с внешним миром для двух крупных посёлков на северо-востоке Горьковской (Нижегородской) области — Вахтана и Сявы. После открытия автодорог её значение уменьшилось, но железнодорожная линия остаётся необходимой для работы промышленных предприятий в Вахтане и Сяве. Без железной дороги нормальная жизнь в этом регионе немыслима. Железная дорога — главная «артерия жизни» для обширного лесного края.


Железнодорожная линия была варварски уничтожена в 2010 году. Путь снят на всём протяжении, здания и сооружения разграблены либо снесены. Вопиющий по своей дикости акт — подтверждение, что в России 2010-х годов возможно всё.

Посёлки Вахтан и Сява, имевшие когда-то городские масштабы, почти исчезли.



Начальная точка разобранной железнодорожной линии у станции Тоншаево.
Впереди — разграбленное здание ДС станции Пост Примыкание.
04.10.2011



История

Железнодорожная линия Тоншаево — Вахтан была построена раньше, чем была открыта для сквозного движения магистраль Нижний Новгород — Котельнич (на которой находится станция Тоншаево, первоначально — разъезд №21). Необходимость создания железной дороги к посёлку Вахтан возникла в связи с появлением в Вахтане лесохимического завода. Лесохимический завод («Вахтанское государственное строительство») начал сооружаться в августе 1921 года. Ориентировочная дата открытия железнодорожной линии до Вахтана — 1922 год (источник данной информации — книга «Создание Великого Сибирского пути», изданная в Санкт-Петербурге в 2005 году). Станция Вахтан оставалась конечным пунктом железной дороги на протяжении длительного времени.

В 1932 году началось строительство лесохимического комбината в нынешнем посёлке Сява. В период строительства все необходимые грузы доставлялись на стройплощадку гужевым транспортом (в основном, со станции Поназырево). В 1934 году была построена лежнёвая дорога Вахтан — Сява (автодорога с деревянным покрытием). С этого времени грузы поступали по железной дороге в Вахтан, затем перегружались на автомобили.

В 1937 году Сявский лесохимический комбинат выпустил первую продукцию, однако только в 1940 году он официально вступил в строй. Тогда же предполагалось построить железную дорогу Вахтан — Сява, но эти планы не были реализованы из-за начала Великой Отечественной войны.

Во время войны Сявский лесохимический комбинат работал, но перевозки по-прежнему осуществлялись автомобильным и гужевым транспортом. Кроме того, вблизи Сявы в 1940-х годах работала лесовозная узкоколейная железная дорога, однако (по неподтверждённым данным) в то время она не была соединена с сетью магистральных железных дорог.

В 1944 году вопрос о строительстве железной дороги широкой колеи до Сявы был поднят вновь. В 1947 году на новом участке Вахтан — Сява протяжённостью 24 километра было открыто движение поездов.

Железнодорожная линия Тоншаево — Вахтан — Сява всегда была ведомственной, но по ней курсировали поезда, принадлежавшие МПС. С конца 1940-х годов до 1980-х годов (?) в пассажирском поезде сообщением Горький — Киров был прицепной вагон, следующий до Сявы. Позднее (вплоть до лета 1997 года) существовал маршрут пригородного поезда Шахунья — Сява. Этот поезд состоял из тепловоза ЧМЭ3 с одним пассажирским вагоном.



Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из «Служебного расписания
движения пригородных поездов на зиму 1962/63 г.»)




Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из
«Расписания движения пригородных поездов Горьковского
отделения Горьковской железной дороги на 1995-96 гг».




Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из
«Расписания движения пригородных поездов Горьковского
отделения Горьковской железной дороги на 1996-97 гг».



Согласно данным на май 2000 года, на железнодорожной линии курсировал грузопассажирский поезд. Формально пассажирский вагон предназначался для доставки на линию путейцев. Но пользовались им в основном «обычные» пассажиры. Ориентировочное расписание было таким: 7:00 — 9:30 Сява — Пост Примыкания, 13:30 — 16:00 обратно. Как правило, поезд курсировал только по рабочим дням. Плата за проезд не взималась.

В 2004 году, согласно уверениям дежурной по станции Тоншаево, пассажирского движения уже не было. Однако безоговорочно верить этим словам не стоит: поезд отправлялся не от Тоншаево, а от другой станции (пусть и территориально близкой), и не имел никакого отношения к Горьковской железной дороге, на которой расположена станция Тоншаево. В любом случае, здесь по-прежнему сохраняется регулярное движение грузовых поездов.



Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на 2000 год)

Тоншаево. Станция расположена на железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Котельнич, в посёлке Шайгино. Посёлок городского типа Тоншаево находится на расстоянии десяти километров от станции (имеется асфальтированная автодорога с автобусным сообщением). Изначально пристанционный посёлок также назывался Тоншаево. В Шайгино он был переименован в 1950 году, «с целью устранения одноимённости населённых пунктов».

На станции имеется деревянное здание вокзала. Среди пассажиров станция Тоншаево непопулярна — в районный центр Тоншаево удобнее добраться автобусом из города Шахунья, а не отсюда. Поезда дальнего следования на станции Тоншаево не останавливаются.

Пост Примыкания. Первая станция на железнодорожной линии Тоншаево — Сява. Расположена в посёлке Шайгино, примерно в 300 метрах от путей станции Тоншаево. Между станциями Тоншаево и Пост Примыкания имеется табличка «граница подъездного пути». От неё начинается отсчёт первых метров этой немаленькой линии, принадлежащей заводу «Карбохим». Имеется пассажирская платформа и деревянное главное здание, в котором круглосуточно работает дежурный по станции.

Пруды, Макаровский, Малиновка, Липовка, Южный. Посёлки (разъезды) с такими названиями обозначены в некоторых картах. На местности почти никаких следов от них уже нет.

Вахтан. Сравнительно крупная станция. Расстояние до станции Тоншаево — 25 километров. Численность населения одноимённого посёлка — около 8 тысяч жителей. Посёлок Вахтан возник в 1921 году, в связи со строительством первого в СССР лесохимического завода. Название перешло к посёлку от лесной реки.

Салтыковская (Салтыково). Бывший разъезд.

Сява. Здесь имеется локомотивное депо и вокзал — довольно большое здание с просторным залом ожидания. Население посёлка — около 6,7 тыс. жителей, главное предприятие — лесохимический комбинат «Карбохим» (в просторечии именуется «спиртзавод»). Другим крупным промышленным предприятием посёлка является леспромхоз.





Вокзал на станции Вахтан. Вид из вагона грузопассажирского поезда сообщением Пост Примыкания — Сява.
05.2000







Вокзал на станции Сява. В 2000 году он ещё был открыт для всех желающих,
а зал ожидания был украшен картинами в стиле «соцреализма».
05.2000




http://letopisi.ru/index.php/Сява_(Шахунский_район,_Нижегородская_область) — материал о посёлке Сява на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_лесохимический_комбинат — материал о Сявском лесохимическом комбинате на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_леспромхоз — материал о Сявском леспромхозе на сайте Letopisi.Ru
http://pics.livejournal.com/blagovestor/pic/000e35dy Сява вокзал









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












17.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу