Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОНШАЕВО — СЯВА







Протяжённость железнодорожной линии Тоншаево — Сява составляет 48 километров. Железнодорожная линия пролегает по территории Тоншаевского и Шахунского районов Нижегородской области. Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2005 год, является лесохимический комбинат «Карбохим», расположенный в Сяве.

Когда-то эта железнодорожная линия являлась основной связью с внешним миром для двух крупных посёлков на северо-востоке Горьковской (Нижегородской) области — Вахтана и Сявы. После открытия автодорог её значение уменьшилось, но железнодорожная линия остаётся необходимой для работы промышленных предприятий в Вахтане и Сяве. Без железной дороги нормальная жизнь в этом регионе немыслима. Железная дорога — главная «артерия жизни» для обширного лесного края.


Железнодорожная линия была варварски уничтожена в 2010 году. Путь снят на всём протяжении, здания и сооружения разграблены либо снесены. Вопиющий по своей дикости акт — подтверждение, что в России 2010-х годов возможно всё.

Посёлки Вахтан и Сява, имевшие когда-то городские масштабы, почти исчезли.



Начальная точка разобранной железнодорожной линии у станции Тоншаево.
Впереди — разграбленное здание ДС станции Пост Примыкание.
04.10.2011



История

Железнодорожная линия Тоншаево — Вахтан была построена раньше, чем была открыта для сквозного движения магистраль Нижний Новгород — Котельнич (на которой находится станция Тоншаево, первоначально — разъезд №21). Необходимость создания железной дороги к посёлку Вахтан возникла в связи с появлением в Вахтане лесохимического завода. Лесохимический завод («Вахтанское государственное строительство») начал сооружаться в августе 1921 года. Ориентировочная дата открытия железнодорожной линии до Вахтана — 1922 год (источник данной информации — книга «Создание Великого Сибирского пути», изданная в Санкт-Петербурге в 2005 году). Станция Вахтан оставалась конечным пунктом железной дороги на протяжении длительного времени.

В 1932 году началось строительство лесохимического комбината в нынешнем посёлке Сява. В период строительства все необходимые грузы доставлялись на стройплощадку гужевым транспортом (в основном, со станции Поназырево). В 1934 году была построена лежнёвая дорога Вахтан — Сява (автодорога с деревянным покрытием). С этого времени грузы поступали по железной дороге в Вахтан, затем перегружались на автомобили.

В 1937 году Сявский лесохимический комбинат выпустил первую продукцию, однако только в 1940 году он официально вступил в строй. Тогда же предполагалось построить железную дорогу Вахтан — Сява, но эти планы не были реализованы из-за начала Великой Отечественной войны.

Во время войны Сявский лесохимический комбинат работал, но перевозки по-прежнему осуществлялись автомобильным и гужевым транспортом. Кроме того, вблизи Сявы в 1940-х годах работала лесовозная узкоколейная железная дорога, однако (по неподтверждённым данным) в то время она не была соединена с сетью магистральных железных дорог.

В 1944 году вопрос о строительстве железной дороги широкой колеи до Сявы был поднят вновь. В 1947 году на новом участке Вахтан — Сява протяжённостью 24 километра было открыто движение поездов.

Железнодорожная линия Тоншаево — Вахтан — Сява всегда была ведомственной, но по ней курсировали поезда, принадлежавшие МПС. С конца 1940-х годов до 1980-х годов (?) в пассажирском поезде сообщением Горький — Киров был прицепной вагон, следующий до Сявы. Позднее (вплоть до лета 1997 года) существовал маршрут пригородного поезда Шахунья — Сява. Этот поезд состоял из тепловоза ЧМЭ3 с одним пассажирским вагоном.



Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из «Служебного расписания
движения пригородных поездов на зиму 1962/63 г.»)




Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из
«Расписания движения пригородных поездов Горьковского
отделения Горьковской железной дороги на 1995-96 гг».




Расписание движения поезда сообщением Шахунья — Сява (из
«Расписания движения пригородных поездов Горьковского
отделения Горьковской железной дороги на 1996-97 гг».



Согласно данным на май 2000 года, на железнодорожной линии курсировал грузопассажирский поезд. Формально пассажирский вагон предназначался для доставки на линию путейцев. Но пользовались им в основном «обычные» пассажиры. Ориентировочное расписание было таким: 7:00 — 9:30 Сява — Пост Примыкания, 13:30 — 16:00 обратно. Как правило, поезд курсировал только по рабочим дням. Плата за проезд не взималась.

В 2004 году, согласно уверениям дежурной по станции Тоншаево, пассажирского движения уже не было. Однако безоговорочно верить этим словам не стоит: поезд отправлялся не от Тоншаево, а от другой станции (пусть и территориально близкой), и не имел никакого отношения к Горьковской железной дороге, на которой расположена станция Тоншаево. В любом случае, здесь по-прежнему сохраняется регулярное движение грузовых поездов.



Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на 2000 год)

Тоншаево. Станция расположена на железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Котельнич, в посёлке Шайгино. Посёлок городского типа Тоншаево находится на расстоянии десяти километров от станции (имеется асфальтированная автодорога с автобусным сообщением). Изначально пристанционный посёлок также назывался Тоншаево. В Шайгино он был переименован в 1950 году, «с целью устранения одноимённости населённых пунктов».

На станции имеется деревянное здание вокзала. Среди пассажиров станция Тоншаево непопулярна — в районный центр Тоншаево удобнее добраться автобусом из города Шахунья, а не отсюда. Поезда дальнего следования на станции Тоншаево не останавливаются.

Пост Примыкания. Первая станция на железнодорожной линии Тоншаево — Сява. Расположена в посёлке Шайгино, примерно в 300 метрах от путей станции Тоншаево. Между станциями Тоншаево и Пост Примыкания имеется табличка «граница подъездного пути». От неё начинается отсчёт первых метров этой немаленькой линии, принадлежащей заводу «Карбохим». Имеется пассажирская платформа и деревянное главное здание, в котором круглосуточно работает дежурный по станции.

Пруды, Макаровский, Малиновка, Липовка, Южный. Посёлки (разъезды) с такими названиями обозначены в некоторых картах. На местности почти никаких следов от них уже нет.

Вахтан. Сравнительно крупная станция. Расстояние до станции Тоншаево — 25 километров. Численность населения одноимённого посёлка — около 8 тысяч жителей. Посёлок Вахтан возник в 1921 году, в связи со строительством первого в СССР лесохимического завода. Название перешло к посёлку от лесной реки.

Салтыковская (Салтыково). Бывший разъезд.

Сява. Здесь имеется локомотивное депо и вокзал — довольно большое здание с просторным залом ожидания. Население посёлка — около 6,7 тыс. жителей, главное предприятие — лесохимический комбинат «Карбохим» (в просторечии именуется «спиртзавод»). Другим крупным промышленным предприятием посёлка является леспромхоз.





Вокзал на станции Вахтан. Вид из вагона грузопассажирского поезда сообщением Пост Примыкания — Сява.
05.2000







Вокзал на станции Сява. В 2000 году он ещё был открыт для всех желающих,
а зал ожидания был украшен картинами в стиле «соцреализма».
05.2000




http://letopisi.ru/index.php/Сява_(Шахунский_район,_Нижегородская_область) — материал о посёлке Сява на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_лесохимический_комбинат — материал о Сявском лесохимическом комбинате на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_леспромхоз — материал о Сявском леспромхозе на сайте Letopisi.Ru

http://pics.livejournal.com/blagovestor/pic/000e35dy — Сява, вокзал










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












17.03.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу