Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







СЯВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Сявской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Сява, расположенный в Шахунском районе Нижегородской области, вблизи одноимённой станции (конечного пункта ведомственной железнодорожной линии Тоншаево — Сява). Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, принадлежала Сявскому леспромхозу.

На протяжении длительного времени Сявская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с Нейской узкоколейной железной дорогой. Её начальным пунктом являлся посёлок Супротивный (Шабалинский район Кировской области), расположенный вблизи станции Супротивный на магистральной железнодорожной линии Галич — Котельнич.

Развитие посёлка Сява началось со строительства в 1932 году лесохимического комбината (по состоянию на 2007 год — ОАО «Карбохим»). Первоначально необходимые для строительства грузы завозились на стройплощадку гужевым транспортом со станции Поназырево, расположенной приблизительно в 40 километрах севернее, затем — автомобилями по дороге с деревянным покрытием со станции Вахтан, расположенной в 24 километрах восточнее.

В конце 1930-х годов (?) были построены первые участки узкоколейной железной дороги. Железной дороги широкой колеи в посёлке Сява в то время не было. Узкоколейная железная дорога использовалась для доставки древесины на Сявский лесохимический комбинат, для межцеховых перевозок на территории комбината. Первоначально узкоколейная железная дорога обслуживалась лесным отделом лесохимического комбината. В 1946 году на его базе был создан Сявский леспромхоз.


Цитата из материала «Сявский леспромхоз», размещённого на сайте Letopisi.Ru (http://letopisi.ru/index.php/Сявский_леспромхоз):

В сентябре 1945 г. был издан приказ, по которому на базе лесного отдела лесохимкомбината был образован Сявский леспромхоз. База предприятия включала в себя примыкающие лесоучастки, детские сады, магазины и т. д. На момент отделения леспромхоза ему были переданы следующие лесоучастки: Тухтунский, Красновский, Мухинский, Макарьевский, Берестянский, Игошинский, Ново-Сявский, Первомайский. Кроме лесоучастков ЛПХ были переданы УЖД и Нижний склад. С этого времени леспромхоз стал самостоятельным и отдельным от лесохимкомбината предприятием.

Большинство лесоучастков находилось на расстоянии от 6 км до 20 км от поселка Сява. Дороги — в основном узкоколейные железнодорожные линии и лежнёвые дороги (например, до Тухтунского лесоучастка). С 1946г. по 1952г. Сявским ЛПХ было построено огромное количество дорог: 120 км УЖД и 30 км лежневых. Несмотря на удаленность от поселка, на каждом лесоучастке шла своя размеренная трудовая жизнь. Это были отдельные населённые пункты — участки со своими трудовыми коллективами, со своими семьями, со своей интересной жизнью.

...

Дети начинали учиться в начальных школах, а продолжали обучение в посёлке Сява, проживая в общежитии — интернате. Ученики добирались до посёлка по узкоколейной железной дороге, а позднее их стали возить на автобусах и машинах.



В 1947 году посёлок Сява стал конечным пунктом железной дороги широкой колеи. В том же году, согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, был открыт первый участок Нейской узкоколейной железной дороги (начальный пункт — посёлок Супротивный, принадлежность — Шабалинский леспромхоз). В 1950-х годах Нейская и Сявская узкоколейные железные дороги были соединены.

Протяжённость единой сети, включавшей Сявскую и Нейскую узкоколейные железные дороги, в 1960-х годах составляла не менее 120 километров. На линиях узкоколейной железной дороги имелось несколько лесных посёлков, до которых из Сявы регулярно курсировали пассажирские поезда. К северу от Сявы линии узкоколейной железной дороги имели конфигурацию замкнутого кольца (Сява — Новосявский — Первомайский — Сява).

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в 1970-х годах, вскоре узкоколейная железная дорога была была почти полностью разобрана. Был сохранён небольшой участок узкоколейной железной дороги в черте посёлка Сява. По неподтверждённым данным, на нём выполнялись перевозки древесины от нижнего склада леспромхоза до цехов лесохимического комбината. В 1990 (?) году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.


В мае 2000 года я прошёл по трассе разобранной узкоколейной железной дороги около 16 километров. От Сявы — до окрестностей бывшего села Бебнёво, далее — через Бебнёво в посёлок Панино, на Якшангскую узкоколейную железную дорогу.

На участке от Сявы до Новосявского (4 километра) трасса разобранной узкоколейной железной дороги представляла собой грунтовую дорогу, доступную для легкового автотранспорта.

Посёлок Новосявский выглядел как большая заброшенная деревня, состоявшая более чем из ста опустевших разрушающихся домов. Некоторые дома использовались жителями Сявы как дачи. В одном из домов ночую.

От Новосявского на протяжении 6 километров по трассе разобранной узкоколейной железной дороги можно было проехать на мотоцикле. Затем мотоциклетные следы отклонялись влево — на разобранную ветку, ведущую в сторону реки Неи. Жители Сявы ездили по ней на рыбалку.

К северу от точки отхода ветки на месте узкоколейной железной дороги находилась просека, пригодная только для пешего передвижения.



http://letopisi.ru/index.php/Сява_(Шахунский_район,_Нижегородская_область) — материал о посёлке Сява на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_лесохимический_комбинат — материал о Сявском лесохимическом комбинате на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Сявский_леспромхоз — материал о Сявском леспромхозе на сайте Letopisi.Ru

http://letopisi.ru/index.php/Изображение:Вывоз_леса.jpg — фотография одного из участков узкоколейной железной дороги на сайте Letopisi.Ru





ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










06.01.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу