Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СОБЛАГО — ЗЕМЦЫ — ЖАРКОВСКИЙ — СМОЛЕНСК









Железнодорожная линия Соблаго — Земцы — Жарковский — Смоленск пролегала по территории Тверской и Смоленской областей. Сквозное движение на участке Соблаго — Земцы не открывалось, этот участок остался недостроенным.

По состоянию на 2008 год, сохранившаяся часть линии состоит из участков Земцы — Жарковский — Кривая и Промышленная — Сошно — Валутино (Смоленский узел).


История

Строительство железнодорожной линии по этому направлению предполагалось ещё в 1915 году — она должна была стать частью транзитной магистрали Санкт-Петербург — Новгород — Смоленск. Из-за революции 1917 года и последующей разрухи магистраль Санкт-Петербург — Смоленск не была построена. На 1917 год в высокой станции готовности находился участок Павловск — Новгород (в 1926 году он был введён в эксплуатацию), частично были выполнены работы на небольшом участке южнее Новгорода. Но остальных участках, скорее всего, строительство не начиналось.

В 1930-х годах был построен участок Земцы — Жарковский — Ломоносово. По информации от Д. Фокина, в 1933 году участок Земцы — Жарковский находился в эксплуатации, обслуживался организацией «Запжелстрой». В 1935 году линия была продлена до станции Ломоносово, её статус остался прежним. Начиная с 1935 года, линия Земцы — Ломоносово указывалась в официальных атласах схем железных дорог СССР, первоначально — с припиской «участок во временной эксплуатации». С 1936 года эксплуатантом линии была организация «Укрстройпуть», в 1937 году линия была передана Калининской железной дороге.


Цитата из материала «Расстрельные списки — Тверь» (список репрессированных граждан) (http://www.memo.ru/memory/tver/tv-17.htm):

СЕЛЕЗНЕВ Иван Павлович. Род. 1908, д. Ковали Ильинского р-на Смоленской обл., б/п, бригадир ж/д пути на ветке «Укрстройпуть» ст.Ломоносово, прож.: ст.Ломоносово. Арест 17.02.1938. Приговорен тройкой УНКВД по Калининской обл. 17.05.1938, обв.: АСА. Расстрелян 16.06.1938. По заключению Тверской областной прокуратуры от 4.12.1989 реабилитирован.


С 1933 года в сборниках расписаний движения пассажирских поездов железных дорог СССР присутствовал поезд сообщением Земцы — Жарковский, в ближайшие последующие годы его маршрут был продлён до Ломоносово.

Станция Ломоносово не должна была надолго оставаться конечным пунктом — предполагалось строительство участка Ломоносово — Смоленский узел. На топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1941 году, участок Земцы — Ломоносово обозначен как действующий, участок Ломоносово — Валутино (вблизи Смоленска) как строящийся. В то время планировалось также строительство участков Земцы — Соблаго — Новгород (приблизительно соответствующего дореволюционному проекту) и Волоколамск — Сычёвка — Ломоносово — Велиж — Витебск.

В 1941 году район местонахождения линии Земцы — Смоленск был полностью оккупирован немецко-фашистскими войсками. В 1942 году северная часть этой территории была освобождена. Вскоре железная дорога на участке Земцы — Ломоносово была восстановлена с целью обеспечения воинских перевозок. Началось строительство новых участков: Земцы — Соблаго и Ломоносово — линия фронта.


Цитата из материала «Новое о подвигах железнодорожников в Великой Отечественной войне. По данным архива Минобороны», опубликованного в журнале «Железнодорожный транспорт», автор — Д.В. Петров (http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2008/nov-08.htm):

На 3-й отдельный плотничный батальон и 2 роту 8 отдельного восстановительного железнодорожного батальона было возложено восстановление пути, раздельных пунктов и мостов на железнодорожном участке Земцы-Ломоносово Калининской ж.д. Эта задача была выполнена в кратчайший срок. С 29.04. по 17.05.1942 года было восстановлено 62 км пути, восемь средних мостов и один мост большого отверстия.

Благодаря правильной организации работ на широком фронте и проявленной личным составом исключительной энергии и трудовому энтузиазму, мост через реку Межа отверстием в 114 м при примитивных средствах восстановления и ограниченном оборудовании восстановлен в четырехдневный срок.



По состоянию на весну 1943 года, существовало сквозное движение от окрестностей города Духовщина до Земцев. Был частично построен участок Земцы — Соблаго, включавший новую узловую станцию Земцы II и несколько соединительных путей в узле.


Цитата из материала «ГОДЫ ФРОНТОВЫЕ», автор — Б. Поляков, участник Великой Отечественной войны (http://nik-shumilin.narod.ru/dok/nepis.html):

После освобождения наша дивизия, ставшая уже 17-й гвардейской, подошла к городу Духовщине на Смоленщине. В апреле нас вывели в прифронтовой тыл для подготовки к летнему наступлению 1943 года. До станции Земцы мы ехали по железной дороге через станции Ломоносово и Жарковская. Тут, почти за два военных года, я впервые услышал паровозные гудки, увидел мирные деревни. Запомнилось: берега Межи у железнодорожного моста были изрыты воронками от авиабомб, но сам мост стоял невредимым.


После окончания боевых действий были разобраны построенные участки между Земцами и Соблаго, а также к югу от станции Кривая, расположенной в 5 километрах от Жарковского. Степень готовности участка Земцы — Соблаго на момент прекращения строительства не установлена. На топографических картах, изданных в 1980-е годы, на всём протяжении участка Земцы — Соблаго обозначена просека либо лесная дорога. Это указывает на то, что строительные работы велись на всём его протяжении.

Участок Земцы — Жарковский в 1947 году во второй раз стал частью сети железных дорог общего пользования (в справочнике «Железнодорожные станции СССР», изданном в 1981 году, дата открытия станции Жарковский — 1947 год). Участок Жарковский — Кривая стал подъездным путём Жарковского деревообрабатывающего комбината.





Расписание движения поездов на лето 1956 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).




В 1974 году началось строительство крупной тепловой электростанции — Смоленской ГРЭС. С целью обеспечения доставки материалов и оборудования для строительства ГРЭС и прилегающего к ней посёлка Озёрный был построен участок железной дороги Валутино (Смоленский узел) — Сошно — Промышленная (стройплощадка Смоленской ГРЭС). В основном, он строился по старому проекту, лишь в районе Смоленской ГРЭС трасса новой линии была смещена на восток от трассы «военной» линии. Немногим южнее станции Сошно над железнодорожной линией широкой колеи был построен путепровод узкоколейной железной дороги Свитского торфопредприятия.

На протяжении приблизительно 10 лет участок Валутино — Сошно — Промышленная находился во временной эксплуатации. В 1979 году он стал частью сети железных дорог общего пользования (Московская железная дорога). Было открыто движение пригородных дизель-поездов по маршруту Смоленск — Сошно.

Во второй половине 1980-х годов был введён во временную эксплуатацию участок Промышленная — Кривая (Жарковский). Появилась возможность сквозного движения по маршруту Смоленск — Жарковский — Земцы. С 1988 года регулярно производилась доставка угля из шахт в городе Нелидово через Земцы и Жарковский на станцию Промышленная (Смоленская ГРЭС). По неподтверждённым данным, в экспериментальном порядке маршрут пригородного дизель-поезда Смоленск — Сошно продлялся до Жарковского.

Участок Жарковский — Кривая — Промышленная должен был быть передан Октябрьской железной дороге. В официальной схеме Московской железной дороги (http://www.mzd.ru/wps/portal/mzd?STRUCTURE_ID=21) граница дороги показана на 102-м километре от Валутино (на 103-м километре находится станция Промышленная).

В 1980-х годах крайняя южная часть линии Земцы — Смоленск составляла часть «Смоленского полукольца» — грузового обхода Смоленского узла. Участок от станции Валутино до станции Смоленское Полукольцо был электрифицирован. В 1990-х годах эксплуатация «Смоленского полукольца» была прекращена, контактная сеть была снята.

По состоянию на 1982 год, грузопассажирские (пригородные) поезда сообщением Земцы — Жарковский курсировали ежедневно (две пары в сутки). Время в пути составляло около 2 часов 10 минут.




Расписание движения грузопассажирских поездов на 1985-86 гг.
(из сборника «Расписание движения пассажирских поездов»).


По состоянию на 1994 год, грузопассажирский (пригородный) поезд сообщением Земцы — Жарковский курсировал ежедневно (одна пара в сутки). Ещё одна пара поездов значилась в служебных расписаниях как курсирующие по указанию.




Расписание движения поездов, по состоянию на 1994 год (из приложения к газете «Октябрьская
магистраль» — сборника расписаний «Пассажир Верхневолжья»).


В 1995 году Смоленская ГРЭС перестала использовать нелидовский уголь. Одновременно с этим на участке Кривая — Промышленная прекратилось грузовое движение.

19 мая 1999 года автор совершил поход от станции Жарковский до станции Сошно. Между Кривой и Смоленской ГРЭС (станция Промышленная) рельсы лежали всюду. В деревне Лонна имелась пассажирская платформа. Теоретически, по линии мог бы проехать тепловоз, но никаких следов движения не было. На переездах рельсы были засыпаны землёй.

В 2001 году было прекращено пассажирское сообщение на участке Валутино — Сошно. Был поставлен вопрос о переводе участка в категорию подъездного пути Смоленской ГРЭС.





«Закрыто движение пригородных поездов на участке Валутино-Сошно»
(http://www.rol.ru/news/misc/newsreg/01/07/11_146.htm)


11 июля 2001 г.

Закрыто движение пригородных пассажирских поездов на участке Валутино — Сошно, сообщает сегодня газета «Рабочий путь». Как объяснил заместитель начальника по пассажирской работе Смоленского отделения Московской железной дороги В. Васькин, основная причина такого решения — аварийное состояние железнодорожной линии. Она была сдана в эксплуатацию ещё в 1979 году и изначально предназначалась для обеспечения работы Смоленской ГРЭС. Чуть позже её стали использовать и для движения пригородных поездов. Столь длительный срок эксплуатации не мог не отразиться на физическом состоянии линии, и сегодня передвигаться стало небезопасно. Так, в этом году здесь был случай, когда с рельсов сошла цистерна с бензином.

Чтобы привести линию в соответствующее техническое состояние, необходим её капитальный ремонт. А это около 100 млн. рублей и 5-6 лет работы. Однако, Смоленское отделение Московской железной дороги и областная администрация таких денег выделить не могут, а ОАО «Смоленскэнерго» и ЭДК «Транспродукт», использующие эту линию для перевозки грузов, отказались компенсировать затраты на ее ремонт и содержание. Поэтому участок Валутино-Сошно и переведен в разряд подъездных путей, а движение по нему пассажирских пригородных поездов закрыто.

В качестве компенсации для населения Духовщинского района увеличено количество автобусных рейсов на маршрутах Смоленск-Духовщина-Озерный. А Смоленское отделение Московской железной дороги передало Духовщинскому автотранспортному предприятию автобус для этих целей.

Источник: Информационное агентство «REGIONS.RU/Россия. Регионы»






По состоянию на 2004 год, сохранялось минимальное грузовое движение на участках Валутино — Сошно — Промышленная (Смоленская ГРЭС) и Кривая — Жарковский. Между Промышленной и Кривой рельсы в основном ещё не были сняты, но путь сильно зарос деревьями, местами был разворован. На участке Жарковский — Земцы сохранялось пассажирское сообщение (грузопассажирский поезд курсировал два раза в неделю).



По состоянию на 2008 год (информация от Я. Чибрякова), участок Валутино — Сошно принадлежал Московской железной дороге. Формально 99-километровая линия считалась одним из станционных путей станции Валутино. Станция Сошно значилась в документах как «Пост централизации 99 км», станция Ерыши — «Пост централизации 58 км». На линии продолжала использоваться полуавтоматическая блокировка. Участок Сошно (99 км) — Промышленная являлся подъездным путём Смоленской ГРЭС.

Пассажирское движение на участке Земцы — Жарковский, по состоянию на 2008 год, сократилось до одной пары поездов в неделю (по воскресеньям). На участке Жарковский — Кривая сохранялось минимальное грузовое движение. На станции Кривая имелся недействующий семафор.

Участок Кривая — Промышленная был полностью разобран.


По состоянию на 2011 год, сохраняется пассажирское движение на участке Земцы — Жарковский и минимальное грузовое движение на участке Валутино (Смоленск) — Сошно — Промышленная. Участок Жарковский — Кривая не действует или разобран.




Станция Жарковский и её окрестности. Вид с высоты 10 000 метров. Снимок сделан в ходе
поездки в Калининградскую область и Сланцы.
06.04.2011







http://sd3.livejournal.com/94456.html — описание похода, совершённого в 2006 году, фотографии станций Сошно и Промышленная

http://sd3.livejournal.com/94520.html — описание похода, совершённого в 2006 году, фотографии разобранного участка Промышленная — Кривая

http://sd3.livejournal.com/94840.html — описание похода, совершённого в 2006 году, фотографии станций Кривая и Жарковский

http://af1461.livejournal.com/18950.html — фотографии участка Земцы — Жарковский, сделанные в 2006 году

http://ilance.livejournal.com/54789.html — описание похода, совершённого в 2008 году, фотографии станций Земцы, Жарковский, Кривая, разобранного участка Кривая — Промышленная












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












18.12.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу