Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ХАШУРИ — СУРАМИ







Железнодорожная линия Хашури — Сурами находится в центре Грузии. Протяжённость железнодорожной линии от станции Хашури (историческое название Михайлово) до станции Сурами cоставляет 5 километров. До 1990-х годов севернее станции Сурами линия продолжалась в виде подъездного пути. С его учётом, протяжённость составляла 7 километров.

Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, электрифицирована на постоянном токе. Это одна из самых коротких железных дорог с пассажирским движением на территории бывшего СССР.

«Дикий капитализм» добил и эту железнодорожную достопримечательность. Движение было прекращено в начале 2012 года.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), станция Сурами была введена в эксплуатацию в 1872 году — одновременно с магистральной линией Поти — Михайлово — Тифлис.

Первоначально станция Сурам (Сурами) не являлась тупиковой. Она была одной из многочисленных станций на магистральной линии Поти — Тифлис (в 1883 году продлена до Баку и Батуми). К западу от станции находился исключительно сложный, небезопасный для движения поездов Сурамский перевал. Уклон на Сурамском перевале достигал 46 ‰. Поезда приходилось расцеплять и ставить в хвост состава паровоз-толкач.

По мере роста объёма движения пропуск поездов через перевал всё более затруднялся. Было принято решение о строительстве Сурамского тоннеля. Тоннель было решено строить в другом месте, на удалении от действующей линии через станцию Сурами и Сурамский перевал. Строительство тоннеля началось в 1886 году, в 1890 году тоннель был открыт. Сурамский тоннель стал первым железнодорожным тоннелем в России и долгое время был самым длинным в России (протяжённость — почти 4 километра).

После открытия Сурамского тоннеля магистральная железная дорога стала пролегать южнее — через станцию Варварино (Лихи). Старая линия через перевал позднее была разобрана, станция Сурами стала тупиковой. Сведениями о дате ликвидации железной дороги через Сурамский перевал автор не располагает. Известно, что в 1897 году станция Сурами была крайним пунктом пассажирского движения, все поезда направления Тифлис — Батуми следовали через тоннель.




Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1980 году (основная часть), 1978 году (южная часть).





Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1989 году (основная часть), 1975 году (южная часть).


Железнодорожная линия Хашури — Сурами была электрифицирована вместе с магистральным перевальным участком Хашури — Зестафони в 1932 году. Тем самым, она стала одной из первых электрифицированных железных дорог в стране.

По состоянию на лето 1897 года, на линии Михайлово — Сурам обращалось 5 пар поездов, время в пути от Михайлово до Сурама составляло 12 минут. По состоянию на 1928 год, на линии Хашури — Сурам обращалось 7 пар поездов, время в пути составляло 15 минут.

По состоянию на 1985 год, на линии обращались 4 пары поездов, время в пути составляло 10 минут. Согласно графику на 2005/2006 год, на линии обращалось 7 пар поездов (максимальная концентрация пригородного движения в Грузии — в пригородах Тбилиси его объём был меньшим!), время в пути составляло 20 минут.




Летнее расписание движения поездов 1882 года (из «Путеводителя по Российским
железным дорогам и пароходным сообщениям», изданного в 1882 году).
На тот момент участок Хашури — Сурами находился
в составе линии Поти — Тифлис.





Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).





Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов на 1985-86 гг.





Расписание движения поездов, действующее в 2010 году (скопировано в электромотрисе).


По состоянию на октябрь 2010 года, на линии обращалось 6 пар поездов, время в пути по расписанию составляло 20 минут. На линии работает электромотриса — вагон электросекции Ср3-1510, подвергшийся переделке, предположительно, на Тбилисском электровагоноремонтном заводе. Кабины управления имеются с обеих сторон.

Стоимость проезда составляла 20 тетри (менее 4 рублей). В кассах вокзала станции Хашури билеты на сурамский электропоезд не продают — билеты приобретаются внутри поезда у разъездного кассира.


Билет для проезда в электропоезде (электромотрисе)
сообщением Хашури — Сурами. Октябрь 2010 г.


Кассовый чек, выдаваемый одновременно с билетом.

Железная дорога Хашури — Сурами на всём протяжении пролегает по застроенной территории (город Хашури и посёлок Сурами). Фактически, она является видом городского транспорта. На линии 2 «официальных» промежуточных остановочных пункта — Шиндара и 3-й километр. Есть также «неофициальные» остановочные пункты, не внесённые в расписание.

На остановочных пунктах Шиндара и 3-й км есть высокие платформы. Остальные платформы (на «неофициальных» остановочных пунктах, на станцияx Хашури и Сурами) — низкие. Грузового движения на линии Хашури — Сурами нет.

Маршрут поезда пользуется популярностью у местных жителей — как правило, электромотриса достаточно хорошо заполнена. Удивительная железная дорога — одна из самых коротких линий с пассажирским движением, выполняющая пассажирские перевозки уже 140 лет и обладающая «раритетным» подвижным составом, служит неповторимой достопримечательностью этих мест.


12 октября 2010 года я проехал от Хашури до Сурами, а затем выполнил тотальное пешее фотодокументирование линии. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2010amge.html.


Удивительная железная дорога долго действовала в условиях капитализма и разрухи, характерной для Грузии. Но в 2012 году была «убита». Движение электромотрисы было прекращено. Учитывая, что грузового движения здесь нет, железная дорога может быть разобрана.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ХАШУРИ, СТАНЦИЯ СУРАМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СУРАМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМОТРИСЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, О.П. 3 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, О.П. ШИНДАРА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, СТАНЦИЯ ХАШУРИ)    












05.11.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу