Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ХАШУРИ — СУРАМИ







Железнодорожная линия Хашури — Сурами находится в центре Грузии. Протяжённость железнодорожной линии от станции Хашури (историческое название Михайлово) до станции Сурами cоставляет 5 километров. До 1990-х годов севернее станции Сурами линия продолжалась в виде подъездного пути. С его учётом, протяжённость составляла 7 километров.

Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, электрифицирована на постоянном токе. Это одна из самых коротких железных дорог с пассажирским движением на территории бывшего СССР.

«Дикий капитализм» добил и эту железнодорожную достопримечательность. Движение было прекращено в начале 2012 года.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), станция Сурами была введена в эксплуатацию в 1872 году — одновременно с магистральной линией Поти — Михайлово — Тифлис.

Первоначально станция Сурам (Сурами) не являлась тупиковой. Она была одной из многочисленных станций на магистральной линии Поти — Тифлис (в 1883 году продлена до Баку и Батуми). К западу от станции находился исключительно сложный, небезопасный для движения поездов Сурамский перевал. Уклон на Сурамском перевале достигал 46 ‰. Поезда приходилось расцеплять и ставить в хвост состава паровоз-толкач.

По мере роста объёма движения пропуск поездов через перевал всё более затруднялся. Было принято решение о строительстве Сурамского тоннеля. Тоннель было решено строить в другом месте, на удалении от действующей линии через станцию Сурами и Сурамский перевал. Строительство тоннеля началось в 1886 году, в 1890 году тоннель был открыт. Сурамский тоннель стал первым по-настоящему крупным железнодорожным тоннелем в России. Долгое время он был самым длинным в России. Протяжённость — почти 4 километра.

После открытия Сурамского тоннеля магистральная железная дорога стала пролегать южнее — через станцию Варварино (Лихи). Старая линия через перевал позднее была разобрана, станция Сурами стала тупиковой.

Сведениями о дате ликвидации железной дороги через Сурамский перевал я не располагаю. Известно, что в 1897 году станция Сурами была крайним пунктом пассажирского движения, все поезда направления Тифлис — Батуми следовали через тоннель.




Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1980 году (основная часть), 1978 году (южная часть).





Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1989 году (основная часть), 1975 году (южная часть).


Железнодорожная линия Хашури — Сурами была электрифицирована вместе с магистральным перевальным участком Хашури — Зестафони в 1932 году. Тем самым, она стала одной из первых электрифицированных железных дорог в стране.

По состоянию на лето 1897 года, на линии Михайлово — Сурам обращалось 5 пар поездов, время в пути от Михайлово до Сурама составляло 12 минут. По состоянию на 1928 год, на линии Хашури — Сурам обращалось 7 пар поездов, время в пути составляло 15 минут.

По состоянию на 1985 год, на линии обращались 4 пары поездов, время в пути составляло 10 минут. Согласно графику на 2005/2006 год, на линии обращалось 7 пар поездов (максимальная концентрация пригородного движения в Грузии — в пригородах Тбилиси его объём был меньшим!), время в пути составляло 20 минут.




Летнее расписание движения поездов 1882 года (из «Путеводителя по Российским
железным дорогам и пароходным сообщениям», изданного в 1882 году).
На тот момент участок Хашури — Сурами находился
в составе линии Поти — Тифлис.





Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя железнодорожных и других пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).





Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).





Расписание движения поездов на 1985-86 гг.





Расписание движения поездов, действующее в 2010 году (скопировано в электромотрисе).


По состоянию на октябрь 2010 года, на линии обращалось 6 пар поездов, время в пути по расписанию составляло 20 минут. На линии работает электромотриса — вагон электросекции Ср3-1510, подвергшийся переделке, предположительно, на Тбилисском электровагоноремонтном заводе. Кабины управления имеются с обеих сторон.

Стоимость проезда составляла 20 тетри (менее 4 рублей). В кассах вокзала станции Хашури билеты на сурамский электропоезд не продают — билеты приобретаются внутри поезда у разъездного кассира.


Билет для проезда в электропоезде (электромотрисе)
сообщением Хашури — Сурами. Октябрь 2010 г.


Кассовый чек, выдаваемый одновременно с билетом.

Железная дорога Хашури — Сурами на всём протяжении пролегает по застроенной территории (город Хашури и посёлок Сурами). Фактически, она является видом городского транспорта. На линии 2 «официальных» промежуточных остановочных пункта — Шиндара и 3-й километр. Есть также «неофициальные» остановочные пункты, не внесённые в расписание.

На остановочных пунктах Шиндара и 3-й км есть высокие платформы. Остальные платформы (на «неофициальных» остановочных пунктах, на станцияx Хашури и Сурами) — низкие. Грузового движения на линии Хашури — Сурами нет.

Маршрут поезда пользуется популярностью у местных жителей — как правило, электромотриса достаточно хорошо заполнена. Удивительная железная дорога — одна из самых коротких линий с пассажирским движением, выполняющая пассажирские перевозки уже 140 лет и обладающая «раритетным» подвижным составом, служит неповторимой достопримечательностью этих мест.


12 октября 2010 года я проехал от Хашури до Сурами, а затем выполнил тотальное пешее фотодокументирование линии. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2010amge.html.


Удивительная железная дорога долго действовала в условиях капитализма и разрухи, характерной для Грузии. Но в 2012 году была «убита». Движение электромотрисы было прекращено. Учитывая, что грузового движения здесь нет, железная дорога может быть разобрана.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ХАШУРИ, СТАНЦИЯ СУРАМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СУРАМИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМОТРИСЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, О.П. 3 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, О.П. ШИНДАРА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕРЕГОН СУРАМИ — ХАШУРИ, СТАНЦИЯ ХАШУРИ)    












05.11.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу