Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТАРМАНСКОГО
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ







Тарманское погрузочно-транспортное управление (ТПТУ) находилось в посёлке Тарманы, входящем в черту города Тюмени. В ведении погрузочно-транспортного управления находилась самая восточная в СССР сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения.

История Тарманского погрузочно-транспортного управления началась в 1930-х годах с появления небольшого участка узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Боровский, принадлежавшей Боровскому торфопредприятию. Однако обычно узкоколейная железная дорога Боровского торфопредприятия рассматривается отдельно от «большой сети» ТПТУ, так как на протяжении длительного времени была изолирована от неё.

В 1960 году была пущена в эксплуатацию Тюменская ТЭЦ, работавшая на торфяном топливе. Первоначально торф доставлялся из посёлка Боровский. В октябре 1967 года вблизи ТЭЦ было закончено строительство капитального моста через реку Туру. В близкий период времени на Тарманском торфяном массиве, расположенным к северу от реки Туры, была открыта крупная сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения.

Мост через реку Тура («Совмещённый мост») первоначально предназначался для не только для поездов узкой колеи, но и для поездов широкой колеи и автомобилей. Он стал крупнейшим мостом на узкоколейных железных дорогах СССР, имевших колею 750 мм. До открытия моста на перегоне Войновка — Туринская по «Совмещённому мосту» следовали пассажирские и грузовые поезда в направлении Тюмень — Тобольск. На мосту был уложен «трёхниточный» путь.







«Третий мост через Туру (совмещённый)» (http://tmn.fio.ru/works/75x/302/3/3.htm)

Мост начали строить в 1966 году, через пойму Туры к нему насыпали дамбу. В 1967 году закончили строительство первого железнодорожного моста через Туру. Рядом построили автомобильный мост, получился совмещённый.

Длинна его 286,16 м, общая ширина 10 м, проезжей части — 7 м. Несущая конструкция центрального пролёта — металлическая ферма. На подходе к нему построили путепроводы через улицу Дамбовскую — длина 44,3 м — и через железную дорогу к элеватору — 50,76 м. В 1966 году началось строительство железной дороги Тюмень — Тобольск. Вскоре приступили к сооружению моста ниже Тюмени у д. Субботиной.

К 1967 году дорогу до Тобольска проложили, а мост у д. Субботиной построить не смогли. Тогда на совмещённом мосту рядом с узкой колеёй проложили широкую железную дорогу на левый берег Туры до посёлка Тарманы, а дальше параллельно Тобольскому тракту протянули до станции Туринская. Первые грузовые и пассажирские поезда до Тобольска ходили по совмещённому мосту, пока в начале 1970-х годов не построили мост у д. Субботиной.

В настоящее время автомобильная часть совмещённого моста ослабла и требует реконструкции, по ней разрешено движение легкового автотранспорта с нагрузкой на ось не более 3,5 тонны.

В 1980–x годах тюменская ТЭЦ перешла на газовое топливо, потребность в узкоколейке отпала. Однако на осушенной части болот разместились десятки садоводческих обществ. До 1999 года дачников возили по узкоколейке до посёлка Нефтяников в крошечных пассажирских вагонах. Вскоре перевозки прекратили, а в 2001 году обе колеи разобрали и на месте путей уложили плиты для пешеходной дорожки.






В 1967 году началось строительство торфопредприятия «Тарманское Западное» (посёлок Новотарманский). В посёлке Тарманы было создано торфопредприятие «Тарманское Центральное». В перспективе предполагалось строительство торфопредприятия «Тарманское Восточное», но эти планы остались на бумаге.

Главное депо узкоколейной железной дороги было построено в посёлке Тарманы. Кроме того, депо имелось в Новотарманском. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали в основном тепловозы ТУ4. Позднее появились тепловозы ТУ7, мотовозы ЭСУ2А и другие локомотивы.

В 1979 году Тюменская ТЭЦ была переведена с торфяного на газовое топливо (по другим данным, перевод на газ был начат в 1979 году, завершился позднее). Объём добычи торфа после прекращения поставки на ТЭЦ значительно сократился, однако к тому времени на выработанных торфомассивах появились садовые участки. По узкоколейной железной дороге продолжали курсировать пассажирские поезда. Пассажирское движение было круглогодичным, поездами пользовались не только садоводы, но и жители пригородных населённых пунктов. Сохранялась добыча торфа для сельхозпредприятий и котельной посёлка Новотарманский.

Дважды, в апреле 1994 года и в августе 2001 года, на узкоколейной железной дороге бывал исследователь железных дорог из г. Екатеринбурга Александр Колесов.



Фрагменты дневниковых записей А. Колесова (предоставлены автором).

В середине 1990-х годов в черте города на узкоколейной железной дороге имелось 9 остановочных пунктов пассажирских поездов. Вокзал узкоколейной железной дороги находился вблизи остановки городского транспорта «Совмещённый мост».

В конце 1998 года (по другим данным — в 1999 году) пассажирское движение было прекращено, несмотря на многочисленные протесты. Перевозка торфа также была прекращена. Вскоре началось уничтожение узкоколейной железной дороги. Ориентировочная дата его завершения — 2002 год. Путь на мосту через реку Тура был снят в 2001 году, на его месте была оборудована пешеходная дорожка.







«Совмещённый мост». Вид с правого берега.
19.08.2007











ИЗОБРАЖЕНИЯ


CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — УЧАСТОК ЛИНИИ ЮЖНЕЕ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУРУ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУРУ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУРУ, УЧАСТОК МЕЖДУ МОСТОМ И ПОСЁЛКОМ ТАРМАНЫ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — УЧАСТОК МЕЖДУ ПОСЁЛКОМ ТАРМАНЫ И ПОСЁЛКОМ МЕЛИОРАТОРОВ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — УЧАСТОК У ПОСЁЛКА МЕЛИОРАТОРОВ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — УЧАСТОК ОТ ПОСЁЛКА МЕЛИОРАТОРОВ ДО БЫВШЕЙ СТАНЦИИ СТЕПНАЯ, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СТЕПНАЯ)

ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
ОТ ТЭЦ-1 ДО КАЗАРОВО — УЧАСТОК СТЕПНАЯ — БЫВШИЙ ПЕРЕЕЗД У ДЕРЕВНИ КАЗАРОВО, РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ НОВОТАРМАНСКИЙ, БЫВШЕЕ ДЕПО В ПОСЁЛКЕ НОВОТАРМАНСКИЙ)










17.09.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тюменской области»

на главную страницу