Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Чепецкой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чепецкий, расположенный в Зуевском районе Кировской области. Северные участки узкоколейной железной дороги пролегали по территории Белохолуницкого района Кировской области. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1946 году. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Чепецкий леспромхоз.

Крайняя южная точка узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Чепецкий-Рейд (неофициальное название — Присядка), на правом берегу реки Чепцы. Здесь располагался нижний склад леспромхоза. В трёх километрах севернее Присядки находится центральная часть посёлка Чепецкий, где действовала главная станция узкоколейной железной дороги.

Посёлок Чепецкий расположен в 17 километрах от районного центра, города Зуевка, и одноимённой станции «РЖД». Сообщение с Зуевкой — по грунтовой автодороге (река Чепца преодолевается по наплавному мосту).

От посёлка Чепецкий магистральная линия узкоколейной железной дороги уходила в лесные массивы. В 1990-х годах на ней существовали лесные посёлки Талица и Майский. В прошлом посёлков на узкоколейной железной дороге было больше — но все остальные просуществовали недолго.


Вывоз леса по Чепецкой узкоколейной железной дороге был прекращён в 1994 году. С того момента она использовалась только для пассажирского движения.

По состоянию на 1997 год, от Чепецкого до посёлка Талица поезд курсировал ежедневно по три раза в сутки, а от Чепецкого до посёлка Майский — через день, один раз (в поезде также завозился хлеб). Уже тогда в Майском оставалось очень немного жителей. Севернее этого посёлка и по «боковым» веткам можно было проехать на частных мотодрезинах — «пионерках».



Ответ начальника отдела кадров Чепецкого леспромхоза Н.В. Бердниковой на письмо-запрос,
в котором содержалась просьба прояснить текущее состояние
узкоколейной железной дороги. Сентябрь 1997 года.




В июле 2001 года автор побывал на Чепецкой узкоколейной железной дороге. Выяснилось, что летом 2000 года большая часть линий (около 50 километров) была разобрана. Посёлок Майский полностью выселен. В Талице ещё есть некоторое количество жителей, но большинство домов там — заброшены.

Рельсы лежат лишь между Чепецким и Талицей, протяжённость сохранившегося участка — 9 километров. В Чепецком по-прежнему стоит тепловоз в «почти исправном» состоянии. В 2000 году он ездил в Талицу, возил хлеб и пассажиров, но сейчас отправлять его туда нельзя: по дороге обязательно сойдёт с рельсов.

Кроме тепловоза, в Чепецком ещё осталось несколько платформ и цистерн. По узкоколейной железной дороге возможно только движение съёмных мотодрезин, и они ездят по ней несколько раз в день.

Иду до Талицы пешком вдоль линии. Обратно, от Талицы до Чепецкого, довелось проехать на дрезине со снятым двигателем, но со скоростью 60 — 80 километров в час.

На «пионерку» забрались люди, её пустили под уклон. Сзади следовал мотоцикл с двумя представителями местной молодёжи (на всём протяжении участка параллельно рельсам проходит тропа). Поравнявшись с «тачкой», один из находящихся на мотоцикле людей упёрся в неё ногой. Для остроты ощущений они разогнались до бешеной скорости. Кривых здесь почти нет, но риск слететь с рельсов присутствовал, а вероятность выжить при этом была бы минимальной...

От Чепецкого иду к бывшей пристани — на «Присядку». Узкоколейная железная дорога на этом участке разобрана достаточно давно. Объектов пристани и нижнего склада леспромхоза сейчас почти не осталось.

Ночёвка в заброшенном доме. Переправа на лодке через реку Чепца. Далее иду пешком до станции Зуевка, и покидаю Зуевский район.





Согласно полученным позднее данным, в 2002 году Чепецкая узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана.











_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________







Линия узкоколейной железной дороги на мосту через реку Большая Дубовица, в пределах посёлка Чепецкий.
Вид в сторону центра посёлка.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги севернее того же моста, в пределах посёлка Чепецкий. На линии
стоят платформы и тепловоз. Вид в северном направлении, в сторону посёлка Талица.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги немногим севернее посёлка Чепецкий. Бывший разъезд.
Вид в сторону посёлка Талица.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги на подходе к посёлку Талица. Посёлок расположен впереди.
07.2001








Узкоколейная железная дорога в посёлке Талица. Крайняя точка рельсового
пути (севернее рельсы сняты). Вид в сторону Чепецкого.
07.2001








Вид из той же точки в обратную сторону (на север, в сторону Майского).
Впереди — разобранная линия узкоколейной железной дороги.
07.2001
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












05.2003 © С. Болашенко


назад

на главную страницу