ЧЕПЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Чепецкой узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чепецкий, расположенный в Зуевском районе Кировской области. Северные участки узкоколейной железной дороги пролегали по территории Белохолуницкого района Кировской области. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной».

Не следует путать эту узкоколейную железную дорогу с другим объектом. А тем более — не следует путать с узкоколейной железной дорогой в Чепецке.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1946 году. Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Чепецкий леспромхоз.

Крайняя южная точка узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Чепецкий-Рейд (неофициальное название — Присядка), на правом берегу реки Чепцы. Здесь располагался нижний склад леспромхоза. В трёх километрах севернее Присядки находится центральная часть посёлка Чепецкий, где действовала главная станция узкоколейной железной дороги.

Посёлок Чепецкий расположен в 17 километрах от районного центра, города Зуевка, и одноимённой станции на магистральной сети «Российских железных дорог». Сообщение с Зуевкой — по грунтовой автодороге. Река Чепца преодолевается по наплавному мосту.

От посёлка Чепецкий магистральная линия узкоколейной железной дороги уходила в лесные массивы. В 1990-х годах на ней существовали лесные посёлки Талица и Майский. В прошлом посёлков на узкоколейной железной дороге было больше — но все остальные просуществовали недолго.


Вывоз леса по Чепецкой узкоколейной железной дороге был прекращён в 1994 году. С того момента она использовалась только для пассажирского движения.

По состоянию на 1997 год, от Чепецкого до посёлка Талица поезд курсировал ежедневно по три раза в сутки, а от Чепецкого до посёлка Майский — через день, один раз (в поезде также завозился хлеб). Уже тогда в Майском оставалось очень немного жителей. Севернее этого посёлка и по «боковым» веткам можно было проехать на частных мотодрезинах — «пионерках».



Ответ начальника отдела кадров Чепецкого леспромхоза Н.В. Бердниковой на письмо-запрос,
в котором содержалась просьба прояснить текущее состояние
узкоколейной железной дороги. Сентябрь 1997 года.




В июле 2001 года я побывал на Чепецкой узкоколейной железной дороге.

На месте выяснилось, что летом прошлого, 2000 года большая часть линий (около 50 километров) была разобрана. Посёлок Майский полностью выселен. В Талице ещё есть некоторое количество жителей, но большинство домов там — заброшены.

Рельсы лежат лишь между Чепецким и Талицей, протяжённость сохранившегося участка — 9 километров. В Чепецком по-прежнему стоит тепловоз в «почти исправном» состоянии. В 2000 году он ездил в Талицу, возил хлеб и пассажиров, но сейчас отправлять его туда нельзя: по дороге обязательно сойдёт с рельсов.

Кроме тепловоза, в Чепецком ещё осталось несколько платформ и цистерн. По узкоколейной железной дороге возможно только движение съёмных мотодрезин, и они ездят по ней несколько раз в день.

Иду до Талицы пешком вдоль линии. Обратно, от Талицы до Чепецкого, довелось проехать на дрезине со снятым двигателем, но со скоростью 60 — 80 километров в час.

На «пионерку» забрались люди, её пустили под уклон. Сзади следовал мотоцикл с двумя представителями местной молодёжи. На всём протяжении участка параллельно рельсам проходит тропа.

Поравнявшись с «тачкой», один из находящихся на мотоцикле людей упёрся в неё ногой. Для остроты ощущений они разогнались до бешеной скорости. Кривых здесь почти нет, но риск слететь с рельсов присутствовал, а вероятность выжить при этом была бы минимальной...

От Чепецкого иду к бывшей пристани — на «Присядку». Узкоколейная железная дорога на этом участке разобрана достаточно давно. Объектов пристани и нижнего склада леспромхоза сейчас почти не осталось.

Ночёвка в заброшенном доме. Переправа на лодке через реку Чепца. Далее иду пешком до станции Зуевка, и покидаю Зуевский район.





Согласно полученным позднее данным, в 2002 году Чепецкая узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана.











_______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________







Линия узкоколейной железной дороги на мосту через реку Большая Дубовица, в пределах посёлка Чепецкий.
Вид в сторону центра посёлка.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги севернее того же моста, в пределах посёлка Чепецкий. На линии
стоят платформы и тепловоз. Вид в северном направлении, в сторону посёлка Талица.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги немногим севернее посёлка Чепецкий. Бывший разъезд.
Вид в сторону посёлка Талица.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги между Чепецким и Талицей.
07.2001








Линия узкоколейной железной дороги на подходе к посёлку Талица. Посёлок расположен впереди.
07.2001








Узкоколейная железная дорога в посёлке Талица. Крайняя точка рельсового
пути (севернее рельсы сняты). Вид в сторону Чепецкого.
07.2001








Вид из той же точки в обратную сторону (на север, в сторону Майского).
Впереди — разобранная линия узкоколейной железной дороги.
07.2001
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












05.2003 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика