Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЧЕРЁМУШКИНСКИЙ ТРАМВАЙ







Трамвайная система в посёлке Черёмушки — самая новая, самая необычная, самая нетипичная трамвайная система на территории России и бывшего СССР. По мнению автора, Черёмушкинский трамвай — одна из главных транспортных достопримечательностей России.


Черёмушкинский трамвай на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году. Трамвайная линия обозначена автором.

Черёмушкинский трамвай — удивительная трамвайная система, разительно отличающаяся от остальных, «разрывающая» все привычные шаблоны и стереотипы.

Трамвай построен в комплексе сооружений Саяно-Шушенской ГЭС. В России много гигантских гидроэлектростанций, атомных электростанций. Но трамвайная система при них существует лишь одна — в Черёмушках.

Саяно-Шушенская ГЭС начала строиться в 1963 году. ГЭС имеет железобетонную плотину высотой 245 метров — одну из самых высоких в мире. Саяно-Шушенская ГЭС печально известна в результате аварии, произошедшей 17 августа 2009 года (75 погибших).

Первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС был введён в эксплуатацию в 1978 году. Достройка продолжалась ещё многие годы.

Одновременно с электростанцией строился посёлок городского типа Черёмушки. Посёлок расположен на расстоянии 3-5 километров от ГЭС, на левом берегу реки Енисей.

В период строительства плотины действовала железнодорожная линия Камышта — Саяногорск — Майна — Черёмушки. По ней на стройплощадку ГЭС завозились стройматериалы и оборудование. Курсировал пассажирский дизель-поезд сообщением Саяногорск — Черёмушки — стройплощадка ГЭС. Между Черёмушками и стройплощадкой находился железнодорожный мост через реку Енисей.

После завершения строительства ГЭС железная дорога от Черёмушек до стройплощадки для грузового движения стала не нужна. Вместе с тем, возникла идея строительства трамвая от посёлка до плотины.

Кто был автором идеи строительства трамвая — выяснить не удалось.

Отмечу: в СССР было много десятков гигантских электростанций. Почти все они удалены от жилых районов. На атомных электростанциях число работников во много раз больше, чем на гидроэлектростанциях — потребность в транспорте между городом и электростанцией намного выше.

Но нигде, кроме Черёмушек, идея строительства трамвая между городом и электростанцией реализована не была! Было бы логично видеть трамвай между Удомлей и Калининской АЭС, между городом Полярные Зори и Кольской АЭС — но такого не было. Трамвай в Усть-Илимске не имеет никакого отношения к Усть-Илимской ГЭС, близко к ней не подходит.

На берегах Енисея имел место первый и единственный случай, когда трамвайная система была построена в комплексе сооружений крупной электростанции.

Более чем на трети от общей протяжённости линии (2,0 км), от остановки «Вторая Терраса» до остановки «Трамвайное депо», для движения трамвая была приспособлена построенная на двадцать лет раньше железная дорога Камышта — стройплощадка ГЭС. На этом участке требовалось лишь установить контактную сеть и обустроить остановочные площадки.

В районе остановки «Трамвайное депо» железнодорожная линия уходила по мосту на правый берег Енисея. Трамвай было решено сделать полностью левобережным.

Есть версия, что на участке от остановки «Трамвайное депо» до ГЭС (3,6 км) трамвайная линия была построена с нуля. Технически это такой же железнодорожный путь, как и в жилой части посёлка. По другим данным, железнодорожная линия в период строительства плотины была подведена к стройплощадке по обоим берегам.

Разворотные кольца на линии не предусматривались. Специально для трамвая в Черёмушках Ленинградский трамвайно-механический завод в 1988 году построил три «двусторонних» вагона модели 71-88Г (ЛМ-88Г). Внешне они сходны с вагонами ЛМ-68М, строившимися для Ленинграда. В 1992 году для Черёмушек были построены ещё три таких же вагона.

Линия изначально проектировалась однопутной, с разъездами. Высоких объёмов движения, требующих второго пути, здесь не планировалось. Скорее всего, в итоге разъезды построены не были.

Открытие трамвайного движения состоялось 25 февраля (по другим данным — 18 мая) 1991 года. Трамвайная система в Черёмушках — последняя из созданных в СССР и России.

Примечательно, что в СССР трамвайные системы открывались вплоть до последних месяцев его существования: в августе 1991 года СССР перестал существовать фактически, в декабре 1991 года — формально. В «новой» России трамвайные системы не строятся. Напротив, они варварски уничтожаются.

В 1990-х годах железнодорожная линия Саяногорск — Черёмушки была разобрана — хотя она могла бы принести большую пользу посёлку энергетиков, который отныне связывает с внешним миром лишь узкая и ненадёжная полоса автомобильного асфальта. Расстояние от Черёмушек до Саяногорска — 32 километра.

Черёмушкинский трамвай стал единственной трамвайной системой, находящейся на значительном удалении от железнодорожной сети. Формально посёлок Черёмушки входит в состав города Саяногорска, поэтому трамвайную систему иногда неправильно относят к Саяногорску.


Я побывал в Черёмушках 19 мая 2011 года. Маршрут поездки (наземная часть): Тюмень — Малиновое Озеро — Локоть — Бийск — Новокузнецк — Абаза — Абакан — Саяногорск — Черёмушки — Абакан — Ачинск — Новосибирск — Омск — Заводоуковск — Тюмень.

Вся трамвайная линия была проезжена в вагоне от остановки «Вторая Терраса» до остановки «СШГЭС» и зафотодокументирована в ходе пешей проходки в обратном направлении.

По состоянию на май 2011 года, Черёмушкинский трамвай остаётся цехом Саяно-Шушенской ГЭС. Проезд пассажиров бесплатный. Это единственная бесплатная трамвайная система в России. Вполне возможно, это и единственная бесплатная для всех пассажиров трамвайная система мира. Никаких ограничений на проезд здесь нет.

Лично меня факт бесплатности огорчал (как и в поезде Саяногорск — Предзаводская): хотелось бы иметь билет. Но билетов здесь не было никогда.

Трамваем пользуются не только для поездок из посёлка Черёмушки на ГЭС, но и для поездок внутри посёлка. Население посёлка Черёмушки — около 9 тысяч жителей. Посёлок растянут на 2 километра вдоль берега Енисея. Пенсионеры пользуются трамваем для поездки в магазин или поликлинику, владельцы гаражей — для поездок в гаражи у «Второй Террасы».

По рабочим дням поезда, согласно расписанию, отправляются от крайней северной остановки «Вторая Терраса» 16 раз. Фактически поездов больше: пиковые рейсы выполняются двумя или тремя вагонами, следующими один за другим с небольшим интервалом. Это считается одним рейсом. В каждом вагоне находится водитель. Что мешает сцепить вагоны — неясно. Скорее всего, причина — необходимость трудоустройства людей, нежелательность увольнения водителей.

По выходным дням формально движения нет. По другим данным, в выходные дни могут выполняться единичные рейсы утром и вечером.

Трамвайное депо находится почти в середине линии, у одноимённой остановки. Подвижной состав — 6 вагонов, из которых два обычно сцеплены в двухвагонный поезд. Остальные вагоны не сцепляют, зачастую они идут один за другим. Время движения по всей линии — 15 минут.

Крайняя южная остановка «СШГЭС» находится вблизи плотины, у ограды закрытой территории ГЭС. Путь продолжается дальше — уходит за забор, в машинное здание электростанции. В машинном здании ГЭС при необходимости может осуществляться капитальный ремонт трамвайных вагонов. Этот участок пути выглядит неиспользуемым.

Ни одного разъезда на линии нет. Оба крайних пункта, «Вторая Терраса» и «СШГЭС», не имеют путевого развития.

В вагонах вывешено расписание движения. На остановках расписание не вывешено, но все пассажиры трамвая его помнят.

Посёлок Черёмушки расположен в исключительно красивом месте. Посёлок живёт обособленно от внешнего мира: попасть сюда можно по единственной автодороге, заканчивающейся у плотины. По меркам Сибири, здесь мягкий климат (одно из самых тёплых мест к востоку от Урала). Зима здесь не дольше, чем в Москве.

Трамвайная линия отличается тихой, уютной, «домашней» обстановкой. Здесь нет суеты, здесь не приходится сигналить бестолковым водителям автомобилей, как во всех «трамвайных» крупных городах. Здесь нет мрачного кондуктора, монотонно требующего оплачивать проезд. Это место — исключительное, незабываемое благодаря своей непохожести на всё прочее.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    










26.03.2013 © С. Болашенко


назад

на главную страницу