Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОРЖОК — СОБЛАГО







Железнодорожная линия Торжок — С́облаго пролегает по территории Торжокского, Кувшиновского, Селижаровского и Пеновского районов Тверской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 165 километров. По состоянию на 2008 год, линия относится к Московскому отделению Октябрьской железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. На ней существует пассажирское движение (поезд дальнего следования Москва — Осташков, пригородный поезд Торжок — Осташков) и грузовое движение.

Линия Торжок — Соблаго является одним из самых известных малодеятельных участков Российских железных дорог. Это ближайшая к Москве линия, на которой, по состоянию на 2008 год, сохраняются семафоры. Линия периодически используется для ретротуров на паровой тяге, для съёмки фильмов, сюжет которых охватывает давно минувшую эпоху, когда семафоры и паровозы являлись обыденностью. Ранее линия находилась в состоянии «ретро-участка» только из-за того, что не доходила очередь её реконструкции, в последнее время её сохранение в таком виде следует признать заслугой Всероссийского общества любителей железных дорог. Однакого никакого формального статуса музейной линии участок Торжок — Соблаго не имеет.



История линии Торжок — Соблаго началась со строительства «Кувшиновского подъездного пути» (тупиковой линии Торжок — Кувшиново, протяжённостью 58 километров). Кувшиновский подъездной путь строился в первую очередь с целью обслуживания Каменской бумажной фабрики, расположенной в селе Каменское (нынешний город Кувшиново). Подъездной путь являлся частным, строился на средства владелицы фабрики Ю.М. Кувшиновой.

Временное движение на линии Торжок — Кувшиново открылось в 1911 году, в 1912 году линия была принята в постоянную эксплуатацию. В 1917 году был открыт участок Кувшиново — Селижарово (54 км). На момент открытия линия была частной, являлась продолжением Кувшиновского подъездного пути, после революции 1917 года была национализирована.






Цитата из материала «Кувшиново. Линия Торжок — Соблаго», опубликованного в газете «Октябрьская магистраль», №29, 2004 год (http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=18&amonth=02&ayear=2004):

Расширение производственных мощностей фабрики требовало замены гужевого транспорта более мощным, скоростным и удобным. В 1905 году её правление выделило ссуду размером в три миллиона рублей на строительство собственной железнодорожной ветки от Торжка. Опытный инженер А.Тихонов подготовил три маршрута железнодорожной ветки. Однако утвердили не самый удачный и короткий вариант из-за сложных переговоров с местными помещиками, одни из которых не желали иметь железную дорогу близ своих владений, другие же, напротив, стремились ее приблизить.

Строительство дороги с 1907 года велось с двух концов — от Торжка и Каменки к центру (Щербово). Здесь работами руководил техник-строитель Я. Воробьёв. В 1910 году оно закончилось, а ещё через год было проведено успешное испытание. В 1908-м в Каменке построено здание железнодорожной казармы.

В 1912 году дорога была принята в эксплуатацию. Первые машинисты — И.Эрмаль, А.Казанский, Д.Цапенко, кондукторы — С.Русецкий, С.Антонович. Первый начальник станции Кувшиново — Чернов, главный бухгалтер — Осокин. Первые паровозы любовно именовались «татьянками».

В 1913 году директор фабрики В.Попов предложил Ю.Кувшиновой продолжить путь до Селижарова через посёлок Ранцево и Брылёво. Места эти славились торфяниками и хвойными лесами. В 1917 году строительство железнодорожной ветки закончилось.

Октябрьский переворот круто изменил жизнь в селе. Большевики разоружили полицию, взяли под контроль и станцию. Народному дому присвоили имя Ленина, позже рядом установили и памятник вождю мирового пролетариата. 28 июня 1918 года декретом Совнаркома РСФСР Каменскую бумажную фабрику и усадьбу Кувшиновой национализировали.

В 1923 году при фабрике открылось ФЗУ, затем ремесленное училище № 4, позже целлюлозно-бумажный техникум. Перед войной фабрику эвакуировали. 300 жителей Каменки не вернулись с войны домой. В память павших за Родину был установлен обелиск. Имя владелицы фабрики Ю. Кувшиновой сохранилось на карте России: село Каменка ныне — город Кувшиново, есть и станция Кувшиново.

В музее вагонного депо Москва бережно хранятся несколько бесценных экспонатов, в том числе жезловая система для однопутной железной дороги от станции Кувшиново и двукрылый семафор с участка Кувшиново-Щербово.

Е.КОЗЛОВА





В 1928 году был открыт участок Селижарово — Соблаго протяжённостью 53 километра. Станция Соблаго находится на Бологое-Полоцкой железной дороге — таким образом, линия превратилась из тупиковой в транзитную. Планами того времени предполагалось, что станция Соблаго станет узлом пяти направлений (на Бологое, Великие Луки, Торжок, Новгород — Ленинград, Земцы — Смоленск), но в реальности осталась узлом трёх направлений.

Линия Торжок — Соблаго благодаря счастливому стечению обстоятельств долгое время оставалась в стороне от процессов реконструкции, которые привели к исчезновению на большинстве железных дорог общего пользования ручных стрелочных переводов, песчаного балласта и практически полному исчезновению семафоров.

По состоянию на 2008 год, песчаный балласт лежит практически на всём протяжении линии, семафоры остались на трёх станциях (Ранцево, Селижарово и Скакулино), ручные стрелочные переводы остались на всех станциях, кроме станции Торжок-Южный.



Краткое описание линии

По состоянию на 2008 год, на линии курсируют два пассажирских поезда: дальнего следования Москва — Осташков (отправление из Торжка в 0:30 по вторникам, четвергам и субботам), грузопассажирский (фактически — пригородный) сообщением Торжок — Осташков, отправление из Торжка в 09:55 по нечётным дням. Поезд сообщением Торжок — Осташков состоял из тепловоза М62 депо Ржев (ранее — депо Осташков, оно было закрыто в 2002 году), одного пассажирского вагона и грузовых вагонов (грузовые вагоны прицеплялись не всегда и не на всех участках).

С октября 2008 года по май 2009 года в связи с ремонтом моста через реку Тверцу был закрыт начальный участок железнодорожной линии Торжок — Осташков (перегон Торжок — Торжок-Южный). В это время поезд сообщением Москва — Осташков следовал изменённым маршрутом через Бологое, а грузопассажирский (пригородный) поезд Осташков — Торжок курсировал в сообщении Осташков — Торжок-Южный.

На протяжении первых пяти километров железнодорожная линия Торжок — Соблаго пролегает рядом с железнодорожной линией Торжок — Ржев, на одной насыпи. Линия Торжок — Ржев пропускает значительное большее число поездов, чем линия Торжок — Соблаго (до середины 1990-х годов среди них были и скорые поезда из Ленинграда в Крым). Различия двух параллельных путей видны «невооружённым глазом»: линия на Соблаго имеет деревянные шпалы и песчаный балласт, линия на Ржев — железобетонные шпалы и щебёночный балласт.

После двух параллельных мостов через реку Тверцу железнодорожные линии расходятся. Путевого развития в этом месте нет.

На 7-м километре от Торжка находится Торжок-Южный — единственная на линии станция, оборудованная электрической централизацией стрелок и сигналов. Станция построена для обслуживания промышленных предприятий в южной части города Торжка. Отсюда отходит подъездной путь в промзону, длиной около 2 километров.

На бывшей станции Скрипково (12 км) до 1990-х годов велась погрузка торфа, узкоколейная железная дорога соединяла станцию с посёлком Красный Торфяник (центр Дмитровского торфопредприятия) и торфоразработками. В 1930-х годах существовал подъездной путь широкой колеи Скрипково — Красный Торфяник.

Трясенка (21 км) — бывший разъезд. Сохранилась водонапорная башня.

Щербово (30 км) — станция, закрытая относительно недавно. Сохранились стрелочные посты в восточной и западной горловинах, вокзал с мемориальной доской в память о погибших железнодорожниках.

Бакунино (38 км) — бывший разъезд.

Кувшиново (58 км) — крупная станция, расположена в одноимённом городе — центре Кувшиновского района. Станция принимает и отправляет грузы. Имеется крайне необычная для данной линии высокая платформа, деревянное здание вокзала дореволюционной постройки, выдающееся по своей архитектуре.

Ранцево (72 км) — действующая станция. Имеет два пути (ранее было три пути). Грузовой работы нет, фактически станция является разъездом. Первая станция с сохранившимися семафорами.

О.п. (пост) 76 км (формально относится к станции Ранцево) — остановочный пункт и стрелка, не обслуживаемая никаким постоянным персоналом. На стрелке отходит действующий короткий подъездной путь к нижнему складу Пылинского лесопункта Каменского леспромхоза (посёлок Сокольники).

Западнее находятся ещё две действующие станции: Селижарово и Скакулино. На этих станциях сохранились семафоры.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (О.П. 76 КМ, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
     СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
     ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ КАМЕНСКОЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ,
     НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО,
     УЧАСТОК ЛИНИИ К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ КУВШИНОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД БАКУНИНО И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОСУГА
     И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
     УЧАСТОК ЩЕРБОВО — ТРЯСЕНКА, БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА,
     УЧАСТОК ТРЯСЕНКА — СКРИПКОВО, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО,
     УЧАСТОК СКРИПКОВО — ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
     ПЕРЕГОН ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ — ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)    










06.01.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу