Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОРЖОК — СОБЛАГО







Железнодорожная линия Торжок — С́облаго пролегает по территории Торжокского, Кувшиновского, Селижаровского и Пеновского районов Тверской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 165 километров. По состоянию на 2008 год, линия относится к Московскому отделению Октябрьской железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. На ней существует пассажирское движение (поезд дальнего следования Москва — Осташков, пригородный поезд Торжок — Осташков) и грузовое движение.

Линия Торжок — Соблаго является одним из самых известных малодеятельных участков Российских железных дорог. Это ближайшая к Москве линия, на которой, по состоянию на 2008 год, сохраняются семафоры. Линия периодически используется для ретротуров на паровой тяге, для съёмки фильмов, сюжет которых охватывает давно минувшую эпоху, когда семафоры и паровозы являлись обыденностью. Ранее линия находилась в состоянии «ретро-участка» только из-за того, что не доходила очередь её реконструкции, в последнее время её сохранение в таком виде следует признать заслугой Всероссийского общества любителей железных дорог. Однакого никакого формального статуса музейной линии участок Торжок — Соблаго не имеет.



История линии Торжок — Соблаго началась со строительства «Кувшиновского подъездного пути» (тупиковой линии Торжок — Кувшиново, протяжённостью 58 километров). Кувшиновский подъездной путь строился в первую очередь с целью обслуживания Каменской бумажной фабрики, расположенной в селе Каменское (нынешний город Кувшиново). Подъездной путь являлся частным, строился на средства владелицы фабрики Ю.М. Кувшиновой.

Временное движение на линии Торжок — Кувшиново открылось в 1911 году, в 1912 году линия была принята в постоянную эксплуатацию. В 1917 году был открыт участок Кувшиново — Селижарово (54 км). На момент открытия линия была частной, являлась продолжением Кувшиновского подъездного пути, после революции 1917 года была национализирована.






Цитата из материала «Кувшиново. Линия Торжок — Соблаго», опубликованного в газете «Октябрьская магистраль», №29, 2004 год (http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=18&amonth=02&ayear=2004):

Расширение производственных мощностей фабрики требовало замены гужевого транспорта более мощным, скоростным и удобным. В 1905 году её правление выделило ссуду размером в три миллиона рублей на строительство собственной железнодорожной ветки от Торжка. Опытный инженер А.Тихонов подготовил три маршрута железнодорожной ветки. Однако утвердили не самый удачный и короткий вариант из-за сложных переговоров с местными помещиками, одни из которых не желали иметь железную дорогу близ своих владений, другие же, напротив, стремились ее приблизить.

Строительство дороги с 1907 года велось с двух концов — от Торжка и Каменки к центру (Щербово). Здесь работами руководил техник-строитель Я. Воробьёв. В 1910 году оно закончилось, а ещё через год было проведено успешное испытание. В 1908-м в Каменке построено здание железнодорожной казармы.

В 1912 году дорога была принята в эксплуатацию. Первые машинисты — И.Эрмаль, А.Казанский, Д.Цапенко, кондукторы — С.Русецкий, С.Антонович. Первый начальник станции Кувшиново — Чернов, главный бухгалтер — Осокин. Первые паровозы любовно именовались «татьянками».

В 1913 году директор фабрики В.Попов предложил Ю.Кувшиновой продолжить путь до Селижарова через посёлок Ранцево и Брылёво. Места эти славились торфяниками и хвойными лесами. В 1917 году строительство железнодорожной ветки закончилось.

Октябрьский переворот круто изменил жизнь в селе. Большевики разоружили полицию, взяли под контроль и станцию. Народному дому присвоили имя Ленина, позже рядом установили и памятник вождю мирового пролетариата. 28 июня 1918 года декретом Совнаркома РСФСР Каменскую бумажную фабрику и усадьбу Кувшиновой национализировали.

В 1923 году при фабрике открылось ФЗУ, затем ремесленное училище № 4, позже целлюлозно-бумажный техникум. Перед войной фабрику эвакуировали. 300 жителей Каменки не вернулись с войны домой. В память павших за Родину был установлен обелиск. Имя владелицы фабрики Ю. Кувшиновой сохранилось на карте России: село Каменка ныне — город Кувшиново, есть и станция Кувшиново.

В музее вагонного депо Москва бережно хранятся несколько бесценных экспонатов, в том числе жезловая система для однопутной железной дороги от станции Кувшиново и двукрылый семафор с участка Кувшиново-Щербово.

Е.КОЗЛОВА





В 1928 году был открыт участок Селижарово — Соблаго протяжённостью 53 километра. Станция Соблаго находится на Бологое-Полоцкой железной дороге — таким образом, линия превратилась из тупиковой в транзитную. Планами того времени предполагалось, что станция Соблаго станет узлом пяти направлений (на Бологое, Великие Луки, Торжок, Новгород — Ленинград, Земцы — Смоленск), но в реальности осталась узлом трёх направлений.

Линия Торжок — Соблаго благодаря счастливому стечению обстоятельств долгое время оставалась в стороне от процессов реконструкции, которые привели к исчезновению на большинстве железных дорог общего пользования ручных стрелочных переводов, песчаного балласта и практически полному исчезновению семафоров.

По состоянию на 2008 год, песчаный балласт лежит практически на всём протяжении линии, семафоры остались на трёх станциях (Ранцево, Селижарово и Скакулино), ручные стрелочные переводы остались на всех станциях, кроме станции Торжок-Южный.



Краткое описание линии

По состоянию на 2008 год, на линии курсируют два пассажирских поезда: дальнего следования Москва — Осташков (отправление из Торжка в 0:30 по вторникам, четвергам и субботам), грузопассажирский (фактически — пригородный) сообщением Торжок — Осташков, отправление из Торжка в 09:55 по нечётным дням. Поезд сообщением Торжок — Осташков состоял из тепловоза М62 депо Ржев (ранее — депо Осташков, оно было закрыто в 2002 году), одного пассажирского вагона и грузовых вагонов (грузовые вагоны прицеплялись не всегда и не на всех участках).

С октября 2008 года по май 2009 года в связи с ремонтом моста через реку Тверцу был закрыт начальный участок железнодорожной линии Торжок — Осташков (перегон Торжок — Торжок-Южный). В это время поезд сообщением Москва — Осташков следовал изменённым маршрутом через Бологое, а грузопассажирский (пригородный) поезд Осташков — Торжок курсировал в сообщении Осташков — Торжок-Южный.

На протяжении первых пяти километров железнодорожная линия Торжок — Соблаго пролегает рядом с железнодорожной линией Торжок — Ржев, на одной насыпи. Линия Торжок — Ржев пропускает значительное большее число поездов, чем линия Торжок — Соблаго (до середины 1990-х годов среди них были и скорые поезда из Ленинграда в Крым). Различия двух параллельных путей видны «невооружённым глазом»: линия на Соблаго имеет деревянные шпалы и песчаный балласт, линия на Ржев — железобетонные шпалы и щебёночный балласт.

После двух параллельных мостов через реку Тверцу железнодорожные линии расходятся. Путевого развития в этом месте нет.

На 7-м километре от Торжка находится Торжок-Южный — единственная на линии станция, оборудованная электрической централизацией стрелок и сигналов. Станция построена для обслуживания промышленных предприятий в южной части города Торжка. Отсюда отходит подъездной путь в промзону, длиной около 2 километров.

На бывшей станции Скрипково (12 км) до 1990-х годов велась погрузка торфа, узкоколейная железная дорога соединяла станцию с посёлком Красный Торфяник (центр Дмитровского торфопредприятия) и торфоразработками. В 1930-х годах существовал подъездной путь широкой колеи Скрипково — Красный Торфяник.

Трясенка (21 км) — бывший разъезд. Сохранилась водонапорная башня.

Щербово (30 км) — станция, закрытая относительно недавно. Сохранились стрелочные посты в восточной и западной горловинах, вокзал с мемориальной доской в память о погибших железнодорожниках.

Бакунино (38 км) — бывший разъезд.

Кувшиново (58 км) — крупная станция, расположена в одноимённом городе — центре Кувшиновского района. Станция принимает и отправляет грузы. Имеется крайне необычная для данной линии высокая платформа, деревянное здание вокзала дореволюционной постройки, выдающееся по своей архитектуре.

Ранцево (72 км) — действующая станция. Имеет два пути (ранее было три пути). Грузовой работы нет, фактически станция является разъездом. Первая станция с сохранившимися семафорами.

О.п. (пост) 76 км (формально относится к станции Ранцево) — остановочный пункт и стрелка, не обслуживаемая никаким постоянным персоналом. На стрелке отходит действующий короткий подъездной путь к нижнему складу Пылинского лесопункта Каменского леспромхоза (посёлок Сокольники).

Западнее находятся ещё две действующие станции: Селижарово и Скакулино. На этих станциях сохранились семафоры.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (О.П. 76 КМ, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
     СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
     ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО, ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ КАМЕНСКОЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ,
     НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПЕРЕГОНА КУВШИНОВО — РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ РАНЦЕВО, СТАНЦИЯ КУВШИНОВО,
     УЧАСТОК ЛИНИИ К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ КУВШИНОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД БАКУНИНО И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ОСУГА
     И ПРИЛЕГАЮЩИЕ УЧАСТКИ ЛИНИЙ, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ЩЕРБОВО,
     УЧАСТОК ЩЕРБОВО — ТРЯСЕНКА, БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ТРЯСЕНКА,
     УЧАСТОК ТРЯСЕНКА — СКРИПКОВО, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СКРИПКОВО,
     УЧАСТОК СКРИПКОВО — ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ, СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ,
     ПЕРЕГОН ТОРЖОК-ЮЖНЫЙ — ТОРЖОК, СТАНЦИЯ ТОРЖОК)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (СТАНЦИЯ КУВШИНОВО И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)    










06.01.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу