Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ТЮМЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Тюменская детская железная дорога находится вблизи посёлка Борóвский Тюменского района Тюменской области, расположенного у станции Озеро Андреевское на железнодорожной линии Войновка — Карбышево. Начальным пунктом дороги является станция Юность, расположенная вблизи берега Андреевского озера. Протяжённость главного пути составляет около 3800 метров (развёрнутая длина несколько больше).



Тюменская детская железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000.



Решение о создании детской железной дороги было принято в конце 1960-х годов по инициативе Николая Георгиевича Глотова — начальника Тюменского отделения Свердловской железной дороги в 1960-72 годах (после ухода с этой должности по состоянию здоровья он являлся начальником детской железной дороги). Открытие дороги состоялось 3 августа 1969 года.

Местом размещения детской железной дороги был выбран лесной массив вблизи озера Андреевское, на окраине пригородного посёлка Боровский. Предполагалось, что вблизи станций детской железной дороги будут построены пионерские (оздоровительные) лагеря, но в полной мере осуществить эти планы не удалось.

На протяжении всей истории детской железной дороги на ней работали тепловозы ТУ2. В 1969 году поступил тепловоз ТУ2-080 (ранее находился предположительно на узкоколейной железной дороге Шильда — Совхоз Озёрный), в 1973 году — тепловоз ТУ2-143 (ранее находился в Эстонии), в 1980 году — тепловоз ТУ2-142 (ранее находился на узкоколейной железной дороге в городе Панявежис Литовской ССР). В 1988 году тепловоз ТУ2-142 был передан на новую детскую железную дорогу в городе Евпатория (Крымская АССР), которая была открыта 5 июня 1988 года. Детская железная дорога в Евпатории проработала недолго — в начале 1990-х годов она была уничтожена по вине властей независимой Украины, тепловоз был порезан.

По состоянию на 1996 год, Тюменская детская железная дорога не действовала. Существовала угроза её полной ликвидации, однако этого не произошло — через некоторое время нормальная работа дороги была восстановлена.

В 2005 году было объявлено о планах реконструкции детской железной дороги, включающих «закольцовку» линии, что является крайне нежелательным для учебного процесса и снижает уровень подготовки юных железнодорожников.







«В 2006 году начнется реконструкция Тюменской детской железной дороги»
(http://www.uralinform.ru/detail1.asp?ID=54622&country=Russia)


17 октября 2005 ТЮМЕНЬ.

В 2006 году Свердловская магистраль начнёт реконструкцию Тюменской детской железной дороги. Линия протяжённостью 3 840 метров, действующая с 1969 года, расположена в пригороде областного центра на берегу озера Андреевское. Здесь школьники из Тюмени, Ялуторовска, Ишима и Тобольска постигают азы профессии железнодорожника. На железной дороге расположены две станции и две платформы, есть локомотивное депо, эстакадный мост, два тепловоза, четыре пассажирских вагона.

Как сообщает служба по связям с общественностью Свердловской магистрали, в планах железнодорожников — закольцевать линию, установить ограждения, усилить систему электроснабжения и отремонтировать вагоны. Финансироваться работы будут на паритетных началах с правительством Тюменской области. Начальник СвЖД Шевкет Шайдуллин предложил разбить территорию детской железной дороги на две зоны — отдыха и обучения, обустроить здесь городок, а также открыть музей транспортной техники.








«Детскую магистраль закольцуют», газета «Гудок», 28.06.2006 (http://gudok.ru/index.php/print/37337)

В Тюмени приступили к реконструкции Детской железной дороги. Работы по её обновлению ведутся на паритетных началах правительством Тюменской области и Свердловской магистралью в рамках соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.

Как сообщил «Гудку» заместитель главного инженера Тюменского отделения Виктор Чернов, в нынешнем году дорога выделила 2,5 миллиона рублей. Еще 5 миллионов поступят из областного бюджета.

Детская дорога была открыта в 1969 году. Она расположена на берегу Андреевского озера, в излюбленном месте отдыха жителей Тюмени. Общая протяжённость узкоколейки – около четырёх километров. На пути следования две станции – Юность и Приозёрная – и две платформы.

В ходе реконструкции предстоит закольцевать имеющийся путь, установить ограждения, усилить электроснабжение, отремонтировать пассажирские вагоны, благоустроить территорию.







В июле 2007 года на детской железной дороге произошла авария. Руководство Тюменского отделения постаралось скрыть информацию об этом происшествии, поэтому его подробности к настоящему моменту не известны. По неподтверждённым данным, злоумышленниками был снят фрагмент рельсового пути в кривой между между остановочным пунктом Лесная и станцией Приозёрная. Из-за ограниченной видимости машинист не смог вовремя остановить поезд, тепловоз сошёл с рельсов, его поднимали с помощью тяжёлой техники.

В коротком сообщении пресс-службы Свердловской железной дороги было упомянуто о том, что по причине случаев хищения рельсов движение поездов на детской железной дороге прекращается до установления надлежащей охраны. О сходе подвижного состава не упоминалось. Однако в пользу факта аварии свидетельствует наличие почвы на тележках тепловоза ТУ2-080, следы работы техники и наличие вмятин от гребней колёсных пар на шпалах.



...



По состоянию на 18 августа 2007 года, Тюменская детская железная дорога не работала. Ни одного юного железнодорожника и представителя инструкторского состава на дороге не было (теоретические занятия проводятся в ДК железнодорожников, расположенном непосредственно в городе Тюмени). Связаться по телефону с начальником дороги С.И. Стрельниковым не удалось. Со слов охранника, дежурившего на станции Юность, движение будет возобновлено не ранее, чем в сезоне 2008 года.

Каждый день на дорогу приезжали жители Тюмени с детьми, и уезжали с неё разочарованными. Многие не скупились на резкие высказывания в адрес Свердловской железной дороги — ремонт не ведётся, никаких предупреждений о прекращении движения не только не было в местных СМИ — их нет даже на территории ДЖД!

Реконструкция дороги не начиналась. По неподтверждённым данным, проект строительства замкнутого кольца был отклонён, что не может не радовать (по мнению некоторых специалистов, хуже «закольцовки» может быть только полное закрытие детской железной дороги). Впрочем, утверждение о предстоящем строительстве замкнутого кольца, скорее всего, являлось ошибкой журналистов — существующая станция Юность с трёх сторон окружена озером, автодорогой с интенсивным движением и коттеджным посёлком, поэтому навсегда останется тупиковой.

Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-080 и ТУ2-143. В рабочем состоянии до аварии находился только тепловоз ТУ2-080. Прицепной подвижной состав — 4 пассажирских вагона производства Демиховского машиностроительного завода. Грузовые вагоны отсутствуют.

Материально-техническая оснащённость детской железной дороги относительно хорошая — обе станции оборудованы электрической централизацией стрелок и сигналов. Имеется локомотивное депо (способно вместить только тепловозы, вагоны круглый год находятся под открытым небом). Почти на всём протяжении дороги уложены тяжёлые «ширококолейные» рельсы Р-43. На обоих путях станции Приозёрная уложены «узкоколейные» рельсы Р-18, такие же рельсы уложены и на одном из путей станции Юность (подводящем к депо). Всего насчитается 5 стрелочных переводов.

Тюменская детская железная дорога — единственная в России, находящаяся за чертой города (иногда в числе «загородных» упоминается также Малая Московская детская железная дорога, но это не так — она частично пролегает по территории города Жуковский). Добраться сюда из Тюмени можно автобусами пригородных маршрутов, которые курсируют достаточно редко. Транспортного значения Тюменская детская железная дорога не имеет. Вдоль её трассы почти нет баз отдыха и оздоровительных лагерей, а жители дачных посёлков поездами не пользуются — это не имеет смысла из-за высокой стоимости проезда и необходимости последующей пересадки на автобус.




Поездка автора (21 июля 2009 года, основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html)

За прошедшие почти два года (с момента прошлого посещения, состоявшегося 18 августа 2007 года) внешне Тюменская детская железная дорога изменилась в лучшую сторону. На главной станции Юность отремонтировано здание вокзала. Территория станции выглядит ухоженно. На ней установлены таблички, продублированные на английском языке, чего нет на других детских железных дорогах России.

Расписание движения поездов изменилось и стало крайне странным: поезд отправляется в 10:30, 11:30 и 12:30 во все дни, кроме субботы и воскресенья. В выходные дни, в которые пассажиропоток на любой детской железной дороге во много раз выше показателей рабочего дня, движения нет.

Стоимость проезда значительно выше, чем на большинстве детских железных дорог — 100 рублей.

Со слов начальника детской железной дороги Станислава Ивановича Стрельникова, положение дороги после недавней реконструкции улучшилось. Но ещё многие проблемы предстоит решить. Нехарактерный для детских железных дорог режим работы объясняется острой нехваткой персонала. Остаётся надеяться, что это временное явление.

Среди имеющейся на детской железной дороге литературы оказался в наличии объёмный и дорогостоящий труд Д. Сутягина «Наши детские железные дороги». Как пояснил С. И. Стрельников, книга была приобретена на средства, выделяемые на содержание детской железной дороги. Её текст начальника дороги разочаровал: информация о Тюменской детской железной дороге, по его мнению — слишком краткая, а также неправдивая. Дорога там представлена как одна из самых «депрессивных», что не соответствует действительности и оскорбляет тех, кто отдал ей годы и десятилетия своей жизни.

Многое, по словам начальника ДЖД, в книгу не вошло. Так, не упомянуто о том, что ныне существующий участок — это лишь первая очередь Тюменской детской железной дороги (согласно её первоначальному проекту). Предполагалось, что детская железная дорога будет более чем в два раза длиннее.

Раскрыть суть неприятных событий, происходивших летом 2007 года, С. И. Стрельников категорически отказался. Но эти проблемы остались в прошлом. Оба тепловоза (ТУ2-080 и ТУ2-143) отремонтированы. Помимо прочего, они оборудованы устройством КЛУБ (комплексное локомотивное устройство безопасности), что пока имеет место не на каждой ДЖД.

На «дальней» конечной станции Приозёрная сооружён пост ЭЦ. Возведена высокая металлическая ограда, сократившая попадание на станцию пыли, которые поднимают большегрузные автомобили, практически непрерывно проезжающие мимо станции (в этом месте находится крупный песчаный карьер).

Распространённое в СМИ утверждение о планах «закольцовки» дороги (http://www.gudok.ru/newspaper/detail.php?ID=273957&year=2006&month=06), как я и предполагал, было ошибкой (недопониманием) журналистов. В действительности, ближайшим планом развития дороги предполагается строительство небольшого нового участка в районе станции Приозёрная, в результате чего в этом месте дорога получила бы конфигурацию петли. Операция обгона локомотива по Приозёрной в этом случае была бы исключена.

Преимущества такого варианта — равномерный износ колёсных пар подвижного состава благодаря смене направления движения в каждой поездке, исключение стоянки для обгона локомотива в запылённой местности. К сожалению, никакая ограда не в состоянии полностью остановить поток пыли, на который жалуются юные железнодорожники и пассажиры. Вопрос о превращении дороги в замкнутое кольцо никогда не поднимался.

Оставляю для детской железной дороги свои книги. В ответ начальник дороги разрешил в порядке исключения провести один рейс поезда специально для меня (тем более, что заявленные в расписании три рейса в этот день из-за отсутствия пассажиров выполнены не были). Таким образом, Тюменская детская железная дорога всё же была «проезжена». Хотя я на это уже не почти не рассчитывал и морально подготовился к тому, что здесь придётся побывать ещё раз.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЮНОСТЬ, ТЕПЛОВОЗЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЮНОСТЬ, НАЧАЛО
     ТОТАЛЬНОГО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК ЮНОСТЬ — СОЛНЕЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ЮНОСТЬ — СОЛНЕЧНАЯ,
     ПЛАТФОРМА СОЛНЕЧНАЯ, УЧАСТОК СОЛНЕЧНАЯ — ЛЕСНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК СОЛНЕЧНАЯ — ЛЕСНАЯ, МОСТ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК СОЛНЕЧНАЯ — ЛЕСНАЯ, ПЛАТФОРМА ЛЕСНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛЕСНАЯ — ПРИОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ЛЕСНАЯ — ПРИОЗЁРНАЯ, СТАНЦИЯ ПРИОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ПРИОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ПРИОЗЁРНАЯ, СТАНЦИЯ ЮНОСТЬ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЮНОСТЬ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ПРИОЗЁРНАЯ, СТАНЦИЯ ЮНОСТЬ)    










16.09.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тюменской области»

на главную страницу