Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЮШУТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Юшутская железная дорога пролегала по территории Моркинского и Звениговского районов республики Марий Эл (до 1990 года — Марийской АССР). Она являлась второй по протяжённости ведомственной железнодорожной линией широкой колеи в регионе (после Килемарской железной дороги). Название происходит от реки Юшут.

Начальная точка железной дороги (место примыкания к железнодорожной сети «РЖД») — станция Суслонгер, расположенная на участке Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск.



Дата открытия первого участка железной дороги автору не известна. Это произошло в 1930-х годах, спустя несколько лет после появления железнодорожной линии Зелёный Дол — Йошкар-Ола (она была открыта в 1927 году). Скорее всего, первоначально железная дорога соединила станцию Суслонгер с посёлком Мочалище (протяжённость — около 7 километров).

Спустя несколько лет протяжённость железной дороги составила не менее 19 километров. Имелся лесопункт (лесной посёлок) 19-й километр, и несколько других лесных посёлков. На лесозаготовках использовался труд заключённых. Позднее в лесу стали работать в основном вольные жители Марийской АССР — колхозники из разных сёл, которых направляли на лесозаготовки по нарядам райисполкомов.

К началу Великой Отечественной войны крайним восточным пунктом железной дороги являлся безымянный посёлок лесопункта, который в 1947 году (к 30-й годовщине Октябрьской революции) был назван Октябрьский.

Позднее строился участок железной дороги от 17 километра линии Суслонгер — Октябрьский в северном направлении. На 29 километре от Суслонгера возник посёлок Комсомольский. К 1971 году протяжённость магистральной линии составила 49 километров. Конечным пунктом являлся посёлок Зеленогорск (возможно, расположенная в нём станция официально называлась «49 километр»). С учётом ветки 17 километр — Октябрьский, протяжённость Юшутской железной дороги составляла около 60 километров.

Железная дорога принадлежала Суслонгерскому (ранее — Юшутскому) леспромхозу, входившему в трест «Марилес». По ней регулярно курсировали пассажирские поезда.

В 1998 году автором был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Зеленогорск. Из него следовало, что железная дорога не разобрана, пассажирского движения нет, однако грузовое движение сохраняется.


Ответ на письмо-запрос из посёлка Зеленогорск. Январь 1998 года.


По состоянию на 1999 год, железная дорога действовала. На ней сохранялось грузовое движение — из Зеленогорска вывозился лес. Пассажирские поезда, состоящие из пассажирских вагонов, в то время уже не курсировали, но фактически пассажирские перевозки ещё были — многие жители Зеленогорска и Комсомольского ездили по железной дороге на «служебных» автомотрисах.

Участок 17 километр — Октябрьский, по некоторым данным, был разобран в 1998 году. На месте разобранной железной дороги была накатана грунтовая автодорога.

В 2000 (?) году между Мочалищем и Зеленогорском произошла авария, после которой движение поездов на этом участке было прекращено. Владельцы бывшего леспромхоза не смогли изыскать средства на ремонт пути. Рельсы на законсервированном участке постепенно разворовывались.

По состоянию на сентябрь 2002 года, участок Суслонгер — Мочалище продолжал действовать. На участке работал по меньшей мере один тепловоз — ТГМ23Б (?). Со станции Мочалище на станцию Суслонгер регулярно поступали полувагоны с лесом.

В 2004 году участок Мочалище — Зеленогорск был полностью разобран. Скорее всего, приблизительно тогда же был разобран и участок Суслонгер — Мочалище.



http://rmost.narod.ru/materials/susl_zelenog/foto_jushut_mari.htm — материал о Юшутской железной дороге на сайте С. Владимирова.








Cтанция Суслонгер, вид в северном направлении. Слева — линия Зелёный Дол — Яранск,
справа — начало Юшутской железной дороги.
12.09.2002









Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на юг, в сторону центра станции Суслонгер.
12.09.2002









Юшутская железная дорога в посёлке Суслонгер. Вид в сторону Мочалища (в данной точке есть два пути,
путь, расположенный справа, ведёт к промышленному предприятию, находящемуся
на окраине посёлка Суслонгер).
12.09.2002









Заброшенное депо в посёлке Суслонгер.
12.09.2002














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












24.04.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу