Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЮШУТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА










Юшутская железная дорога пролегала по территории Моркинского и Звениговского районов республики Марий Эл (до 1990 года — Марийской АССР). Она являлась второй по протяжённости ведомственной железнодорожной линией широкой колеи в регионе, после Килемарской железной дороги). Название происходит от реки Юшут.

Начальная точка железной дороги (место примыкания к железнодорожной сети «РЖД») — станция Суслонгер, расположенная на участке Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск.



Дата открытия первого участка железной дороги автору не известна. Это произошло в 1930-х годах, спустя несколько лет после появления железнодорожной линии Зелёный Дол — Йошкар-Ола (она была открыта в 1927 году). Скорее всего, первоначально железная дорога соединила станцию Суслонгер с посёлком Мочалище (протяжённость — около 7 километров).

Спустя несколько лет протяжённость железной дороги составила не менее 19 километров. Имелся лесопункт (лесной посёлок) 19-й километр, и несколько других лесных посёлков. На лесозаготовках использовался труд заключённых. Позднее в лесу стали работать в основном вольные жители Марийской АССР — колхозники из разных сёл, которых направляли на лесозаготовки по нарядам райисполкомов.

К началу Великой Отечественной войны крайним восточным пунктом железной дороги являлся безымянный посёлок лесопункта, который в 1947 году (к 30-й годовщине Октябрьской революции) был назван Октябрьский.

Позднее строился участок железной дороги от 17 километра линии Суслонгер — Октябрьский в северном направлении. На 29 километре от Суслонгера возник посёлок Комсомольский. К 1971 году протяжённость магистральной линии составила 49 километров. Конечным пунктом являлся посёлок Зеленогорск (возможно, расположенная в нём станция официально называлась «49 километр»). С учётом ветки 17 километр — Октябрьский, протяжённость Юшутской железной дороги составляла около 60 километров.

Железная дорога принадлежала Суслонгерскому (первоначально - Юшутскому) леспромхозу, входившему в трест «Марилес». По ней регулярно курсировали пассажирские поезда.

В 1980-х годах началось строительство участка от посёлка Зеленогорск до Чукшинского гипсового карьера, длиной 17 километров. Его не успели ввести в эксплуатацию.

В 1998 году мной был получен ответ на письмо-запрос из посёлка Зеленогорск. Из него следовало, что железная дорога не разобрана, пассажирского движения нет, однако грузовое движение сохраняется.


Ответ на письмо-запрос из посёлка Зеленогорск. Январь 1998 года.


По состоянию на 1999 год, железная дорога действовала. На ней сохранялось грузовое движение — из Зеленогорска вывозился лес. Пассажирские поезда, состоящие из пассажирских вагонов, в то время уже не курсировали, но фактически пассажирские перевозки ещё были — многие жители Зеленогорска и Комсомольского ездили по железной дороге на «служебных» автомотрисах.

Участок 17 километр — Октябрьский, по некоторым данным, был разобран в 1998 году. На месте разобранной железной дороги была накатана грунтовая автодорога.

В 2000 (?) году между Мочалищем и Зеленогорском произошла авария, после которой движение поездов на этом участке было прекращено. Владельцы бывшего леспромхоза не смогли изыскать средства на ремонт пути. Рельсы на законсервированном участке постепенно разворовывались.

По состоянию на сентябрь 2002 года, участок Суслонгер — Мочалище продолжал действовать. На участке работал по меньшей мере один тепловоз — ТГМ23Б (?). Со станции Мочалище на станцию Суслонгер регулярно поступали полувагоны с лесом.

В 2004 году участок Мочалище — Зеленогорск был полностью разобран. Скорее всего, приблизительно тогда же был разобран и участок Суслонгер — Мочалище.



http://rmost.narod.ru/materials/susl_zelenog/foto_jushut_mari.htm — материал о Юшутской железной дороге на сайте С. Владимирова.








Cтанция Суслонгер, вид в северном направлении. Слева — линия Зелёный Дол — Яранск,
справа — начало Юшутской железной дороги.
12.09.2002









Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на юг, в сторону центра станции Суслонгер.
12.09.2002









Юшутская железная дорога в посёлке Суслонгер. Вид в сторону Мочалища (в данной точке есть два пути,
путь, расположенный справа, ведёт к промышленному предприятию, находящемуся
на окраине посёлка Суслонгер).
12.09.2002









Заброшенное депо в посёлке Суслонгер.
12.09.2002














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












24.04.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу