Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ХАШУРИ — ВАЛЕ







Железнодорожная линия Хашури — Вале находится в Грузии. Протяжённость железнодорожной линии составляет 90 километров. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, электрифицирована на постоянном токе.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), линия была введена в эксплуатацию в 1894 году на участке Михайлово (ныне Хашури) — Боржом (Боржоми), в 1902 году — на коротком участке Боржом — Боржом-Парк, в 1947 году — на участке Боржоми-Парк — Вале.

Земля в окрестностях города Боржоми (до 1936 года в русском написании — Боржом) до революции 1917 года являлась майоратной собственностью семьи российских императоров. «Боржомское имение» служило местом отдыха высокопоставленных представителей русской аристократии. Для удобства сообщения с «Боржомским имением» была построена железная дорога широкой колеи Михайлово — Боржом и её продолжение — узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани (открыта в 1902 году). Построить железную железную дорогу широкой колеи на участке Боржоми — Бакуриани не позволял сложный рельеф местности.

На участке Боржом — Боржом-парк был уложен «трёхниточный» путь (широкая и узкая колея). Третий рельс был убран в 1980-х годах.

Решение о строительстве линии Боржоми — Вале было принято в 1930-х годах. Одна из основных целей строительства — стратегическая: необходимость обеспечить железнодорожным сообщением район советско-турецкой границы. Линия введена в постоянную эксплуатацию в 1947 году.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).



Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года, участок Боржом — Боржом-Парк (из «Официального
указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).



Расписание движения поездов на лето 1948 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).


В 1937 году было открыто движение на электрической тяге на участке Хашури — Боржоми-Парк, в 1967 году — на участке Боржоми-Парк — Вале.

До начала 1990-х годов на линии Хашури — Боржоми было активное пассажирское и грузовое движение. Имелись беспересадочные вагоны до Москвы. На участке Хашури — Боржоми пассажирские перевозки были особенно массовыми — город Боржоми был популярным курортом.

Станции Ахалцихе и Вале находились в пограничной зоне, до них можно было ехать только при наличии специального разрешения.

Приблизительно до 2007 года по линии курсировал ежедневный пассажирский поезд сообщением Тбилиси — Вале (прибывал на станцию Вале утром, отправлялся вечером). Затем поезд был заменён прицепным вагоном, на участке Тбилиси — Хашури следовавшим в составе поезда Тбилиси — Озургети. В августе 2010 года прицепной вагон на Вале был отменён «в связи с низким пассажиропотоком».

По состоянию на октябрь 2010 года, пассажирское движение осталось на участке Хашури — Боржоми, было представлено двумя парами электропоездов сообщением Тбилиси — Боржоми. До 2010 года конечным пунктом следования электропоездов была станция Боржоми-Парк, затем маршрут был сокращён на 2 километра — до станции Боржоми.

Грузовое движение на участке Боржоми — Вале есть, его объём минимальный. Грузовые поезда появляются на линии не каждый день. Между Хашури и Боржоми грузовое движение более активное — на станции Боржоми ведётся погрузка в крытые вагоны минеральной воды «Боржоми».

Железнодорожная линия находится в плохом состоянии. Почти всюду (за исключением первых нескольких километров) ограничение скорости — 15 км/час.

На станции Боржоми после 2007 года был снесён старый вокзал, взамен построено новое здание в «европейском» стиле. По состоянию на октябрь 2010 года, на нём не было ни расписания, ни билетной кассы.

На участке Хашури — Боржоми электропоезда не пользуются популярностью из-за низкой скорости и идут почти пустыми.

Перспективы железнодорожной линии неясные. Можно надеяться, что путь будет отремонтирован, скорость увеличится, возможно, будет восстановлено пассажирское движение на Вале. Произойдёт ли это — сказать трудно.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (СТАНЦИЯ БОРЖОМИ)    












12.11.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу