УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ВОРОНЕЖСКОГО КОМБИНАТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ







Узкоколейная железная дорога Воронежского комбината строительных материалов относилась к категории промышленных узкоколейных железных дорог.

Начальный пункт узкоколейной железной дороги — Воронежский комбинат строительных материалов, расположенный в посёлке Придонской (административно является частью города Воронежа), вблизи станции Подклетное на железнодорожной линии Отрожка — Касторная.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1984 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 198? году.

В течение некоторого времени эта узкоколейная железная дорога обслуживалась предприятием «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» («ВПЖТ»). Однако её фактическим владельцем являлся Воронежский комбинат строительных материалов (ВКСМ).

Строительство Воронежского комбината строительных материалов (первоначально назывался «Воронежский завод силикатного кирпича») началось в феврале 1951 года. 14 января 1955 года первая очередь завода вступила в строй. Скорее всего, в близкий период времени была открыта узкоколейная железная дорога.

Узкоколейная железная дорога соединяла территорию комбината с песчаным карьером. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлся вывоз песка из карьера. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров.

В 1991 (?) году на узкоколейную железную дорогу поступили новые тепловозы ТУ7А производства Камбарского машиностроительного завода, один из них — ТУ7А-3222.

По состоянию на 2003 год, узкоколейная железная дорога обслуживалась ОАО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт».

Цитата из материала «Стальные пути местного значения», опубликованного в газете «Гудок», номер за 11 апреля 2003 года (http://www.gudok.ru/index.php/print/16467):

«ВПЖТ», как уже говорилось выше, — это дорога в миниатюре. У нее даже есть своя «детская дорога» — так называют узкоколейку в пригородном посёлке Подклетном, по которой доставляют из карьера песок на завод силикатного кирпича.

В 2004 или 2005 году было принято решение об отказе от использования узкоколейной железной дороги. Через некоторое время рельсы были сняты. АО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» выставило на продажу три тепловоза ТУ7А.

Цитата из материала, размещённого в Сети по нескольким адресам (по состоянию на 2006 год):

АО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» предлагает для продажи следующие серии тепловозов: — ТУ7 (3 шт) 1991 г. (узкоколейный) ширина колеи 750 мм по цене 1 200 000 руб. за шт. в отличном состоянии; — ТЭМ 1 (1 шт) после капитального ремонта (КР) в 2005 году, ТГМ 4 (1 шт) 1983 г., а также думпкары УВС-22 (ширина колеи 750 мм). Цены договорные.

В конце 2006 года тепловоз ТУ7А-3222 был приобретён компанией «Степногорск Темip Жолы», и был отправлен в Атбасар (Республика Казахстан, Акмолинская область), на узкоколейную железную дорогу Атбасар — Промышленная (Шантобе).


10 апреля 2009 года я побывал в посёлке Придонской. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога Воронежского комбината строительных материалов была полностью разобрана.

От узкоколейной железной дороги на местности не оставалось почти никаких следов. Территория, по которой пролегала узкоколейная железная дорога, подверглась изменениям. С трудом можно было найти немногочисленные шпалы.

Причина ликвидации узкоколейной железной дороги — прекращение добычи песка на карьере вблизи завода. На спутниковых снимках (http://old.wikimapia.org/#lat=51.6889465&lon=39.0799141&z=14&l=1&m=a&v=2) местность зафиксирована по состоянию на тот момент, когда узкоколейной железной дороги уже не было.

Работавший на этой узкоколейной железной дороге тепловоз ТУ7А-3222, по состоянию на 2009 год, находится в Атбасаре — его я видел.

На узкоколейной железной дороге было ещё два новых (1991 года выпуска) тепловоза ТУ7А. Возможно, это ТУ7А-3220 и ТУ7А-3221. Их местонахождение не установлено. Не исключено, что тепловозы были проданы на одно из торфопредприятий Республики Беларусь.

По информации от собирателя истории железных дорог Антона Максимова, здесь был тепловоз ТУ7А-3274. Он был вывезен в Атбасар (позже, чем ТУ7А-3222).



Песчаный карьер Воронежского КСМ. Здесь когда-то пролегала узкоколейная железная дорога.
10.04.2009





Вид сверху на Воронежский КСМ. Обжиговые печи, вагонетки.
10.04.2009





Разобранная узкоколейная железная дорога. Одна из немногих шпал.
10.04.2009





Там же. Разобранная узкоколейная железная дорога.
10.04.2009





Разобранная узкоколейная железная дорога. Воронежский КСМ.
10.04.2009





Вид сверху на Воронежский КСМ.
10.04.2009










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










25.03.2013 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Воронежской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика