УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВЫШНЕВОЛОЦКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ









Вышневолоцкое торфопредприятие находилось в посёлке Терелесовский Вышневолоцкого района Тверской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в начале 1930-х годов.

Первоначально добычу торфа вели два торфопредприятия — Осеченское (посёлок Осеченка) и Терелесовское (посёлок Терелесовский). В 1960 году они были объединены в Вышневолоцкое торфопредприятие.


Заметка из энциклопедического справочника «Тверская область», посвящённая Вышневолоцкому торфопредприятию (http://region.library.tver.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=3310):

ВЫШНЕВОЛОЦКОЕ ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ (пос. Терелесовский, Вышневолоцкого р-на, ул. Центральная, 10), с 1996 открытое АО по добыче торфа и выпуску торфобрикета. В 1929 для обеспечения топливом текстильной пром. В. Волочка образовано Осеченское торфопредприятие, объединившееся в 1960 с Терелесовским торфопредприятием под общ. назв. Вышневолоцкое.

Добыча торфа осуществлялась ручным способом, машиноформовочными, гидроэлеваторными и элеваторными машинами, с 1950 — дрезерным способом. В 1968 построен торфобрикетный з-д с программой выпуска брикета 125 тыс. т в год. В 1989 освоен выпуск органич. удобрения «Бапнот» (Серебр. медаль ВДНХ, 1991), в 1991 — торфяных питательных брикетов «Фиалка». Кол-во работающих — 200 чел. (1996). Добыча топливного торфа — 40 тыс. т, выпуск торфобрикета — 1 тыс. т, добыча кускового торфа — 3,2 тыс. т (1996).



В 1950 году была пущена в эксплуатацию Вышневолоцкая ТЭЦ. Её местонахождение — город Вышний Волочёк, район города, расположенный к северу от железнодорожного вокзала. Она стала основным потребителем торфа. Позднее вблизи посёлка Терелесовский был построен торфобрикетный завод. Действовал механизированный пункт перегруза торфа в вагоны широкой колеи. К нему вёл ширококолейный подъездной путь от станции Осеченка.

На пике развития протяжённость линий узкоколейной железной дороги составляла не менее 40 километров. Регулярно курсировали грузовые и пассажирские (рабочие) поезда от Терелесовского и Осеченки до торфомассивов.

С начала 1990-х годов объём перевозок сократился до минимума. Последний поезд прошёл по узкоколейной железной дороге ориентировочно в 1998 году.

По состоянию на май 2000 года, когда я впервые побывал в посёлках Осеченка и Трудовой, узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. На площадке бывшей станции в Осеченке производилась порезка последних вагонов и локомотивов.

По состоянию на 2019 год, вблизи станции Осеченка Петербурго-Московской железной дороги продолжала стоять фрагментарно уцелевшая ЭСУ2А-0525.







Мост через реку Осеченка у посёлка Осеченка. Вид с северной стороны.
05.2000








Разобранная линия узкоколейной железной дороги. Вид в сторону Терелесовского.
Впереди — мост через реку Осеченка.
05.2000








Площадка бывшей станции в посёлке Осеченка.
05.2000









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 И 2019 ГОДАХ (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ОСЕЧЕНКА)    












20.12.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика