Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НИЖНИЙ НОВГОРОД — ЗАВОЛЖЬЕ








Железнодорожная линия Нижний Новгород — Заволжье находится в Нижегородской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 58 километров.

Железнодорожная линия является двухпутной электрифицированной на участке Починки — Балахна, однопутной электрифицированной на остальных участках.

Железнодорожная линия является частью сети железных дорог общего пользования (ОАО «РЖД», Горьковская железная дорога).

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станции Костариха, Починки, Балахна и Правдинск были открыты в 1934 году. Станция Заволжье была открыта в 1960 году. Находящиеся на тупиковом ответвлении станции Варя и Сормово были открыты в 1961 году.

Между тем, строительство железной дороги от Нижнего Новгорода в северо-западном направлении началось значительно раньше. В 1895 году была открыта железнодорожная линия Нижний Новгород — Сормово. Она пролегала по кратчайшему направлению, восточнее ныне действующей линии через Костариху.

После открытия в 1934 году ныне действующей линии через Костариху старая линия Горький — Сормово стала ведомственной. Начальным пунктом пассажирского движения по ней стала станция Сталинская, расположенная вблизи нынешней остановки городского транспорта «Сормовский поворот» и станции метро «Канавинская».

В 1960 году станция Сталинская была закрыта. В 1961 году оставшийся участок старой линии был возвращён в состав сети общего пользования МПС. Крайним южным пунктом стала платформа Новое Сормово, расположенная на месте нынешней станции метро «Буревестник».

В конце 1980-х годов платформа Новое Сормово была закрыта. С этого времени крайним южным пунктом старой линии является станция Варя.

По информации от Николая Морохина, выдающегося краеведа, писателя и исследователя истории железных дорог, по участку Правдинск — Заволжье первый поезд прошёл 7 ноября 1948 года. Первоначальное название станции Заволжье — Гидроузел.

Железная дорога от Правдинска до Заволжья была построена для обеспечения строительства плотины Горьковской ГЭС. Необычный факт: станция и расположенный вблизи неё посёлок, позднее ставший городом, получили название Заволжье, хотя находятся на правом (западном) берегу реки Волги. Обычно Заволжьем называют те местности, которые находятся на левом (восточном) берегу.

Город Заволжье строился на месте села Пестово. Название обусловлено тем, что ближайшим к нему крупным населённым пунктом на момент начала строительства являлся старинный город Городец, расположенный на левом берегу. «За Волгой» эта территория находилась относительно Городца. Предполагалось, что в дальнейшем посёлок при ГЭС станет «Заволжским микрорайоном» Городца, но позднее от планов объединения с Городцом отказались.

С 1948 года до 1960 года прямого пассажирского сообщения Горький — Заволжье не было. Пригородные поезда МПС следовали до станции Правдинск. Там необходимо было совершать пересадку на поезд ведомственной линии Правдинск — Гидроузел (Заволжье).

По информации от Н. Морохина, жители Заволжья жаловались на неудобства с транспортным сообщением, указывая на несправедливый факт: город энергетиков с крупной гидроэлектростанцией не имеет электропоездов.

Обращения подействовали. Была начата электрификация всей линии Горький — Заволжье. Хотя её северная часть, от Правдинска до Заволжья, является малодеятельной, в то время как электрифицируются обычно только участки с большим объёмом движения.

В 1960 году была завершена реконструкция и электрификация участка Правдинск — Заволжье. Он стал частью сети железных дорог общего пользования. На всём протяжении линии Горький — Заволжье, а также на ответвлении Починки — Новое Сормово были построены высокие платформы.

В 1988 году на участке Починки — Балахна был открыт второй путь (информация от Н. Морохина).

Существовали планы продления железнодорожной линии в сторону Иваново. Реализовать их не удалось.

Вплоть до 1998 года на перегоне Балахна — Правдинск находилось одноуровневое пересечение с магистральной узкоколейной железной дорогой Балахна — Шуя. На пересечении находилось здание поста, в нём работал дежурный.

По состоянию на 2001 год, на самом оживлённом участке Починки — Правдинск ежедневно и круглогодично обращалось 11 пар электропоездов. При этом три электропоезда следовали от станции Варя, остальные — от станции Горький-Московский.



Расписание движения поездов. График движения на 2001/2002 годы.



Расписание движения поездов. График движения на 2001/2002 годы.



Расписание движения поездов. График движения на 2001/2002 годы.



Расписание движения поездов. График движения на 2001/2002 годы.


В сентябре 2008 года было открыто тактовое движение ускоренных электропоездов сообщением Горький — Заволжье.

По состоянию на начало 2014 года, на линии имеются следующие станции и остановочные пункты: станция Костариха, Чаадаево, Кооперативная, станция Починки, Копосово, Народная, Высоково, Дубравная, станция Козино, Алёшино, Лукино, станция Балахна, станция Правдинск, Ваняты, Могилицы, Трестьяны, Липовка, Шеляухово, станция Заволжье-Товарное, Заволжье-Пассажирское (она же — о.п. 58 км, формально в границах станции Заволжье-Товарное).

К линии примыкает ведомственная ветвь длиной 12 километров — от станции Балахна до Бурцевского карьера. На ней сохраняется регулярное грузовое движение.

На участке Починки — Правдинск в ходу 11 пар электропоездов по рабочим дням, 10 пар по выходным дням. Два электропоезда следуют от станции Варя, остальные — от станции Нижний Новгород-Московский.

На участке Правдинск — Заволжье объём движения является не меньшим, как было раньше, а большим — 11 пар электропоездов во все дни. Это связано с наличием маршрутов Заволжье — Правдинск.

Четыре пары электропоездов на Заволжье являются ускоренными, следуют с минимумом остановок.

Почти все платформы на линии являются высокими. Исключение — станция Починки.


Я впервые проехал по железнодорожной линии в марте 1997 года: от Горького до Балахны и от Починок до Вари.

В 1999 году была совершена поездка до Заволжья. Я приехал в Заволжье вечером, переночевал недалеко от станции. Рано утром я вернулся в Нижний Новгород. Ни в 1997 году, ни в 1999 году фотографии не делались.

5 августа 2012 года я проехал в электропоезде от Заволжья до Нижнего Новгорода. Полное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2012kostravia.html.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЗАВОЛЖЬЕ-ПАССАЖИРСКОЕ, ПРАВДИНСК, ПОЧИНКИ, КОСТАРИХА)
   









27.01.2014 © С. Болашенко

назад

на главную страницу