Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!








УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАВОЛЖСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ (ПОСЁЛОК СЕВЕРНЫЙ)









Эта узкоколейная железная дорога находилась в посёлке Северный и его окрестностях (административно посёлок Северный является частью города Чебоксары). Узкоколейная железная дорога обеспечивала доставку торфа от торфомассивов до Когуярского торфобрикетного завода.

Решение о строительстве Шамьяр-Купланского торфобрикетного завода было принято в 1959 году. Вскоре Министерство местной промышленности Чувашской АССР переименовало завод в Когуярский. Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 23 апреля 1964 года, посёлку, возникшему при торфобрикетном заводе, было присвоено наименование «Северный». Узкоколейная железная дорога была построена одновременно с заводом.






Цитата из материала «Посёлок Северный» (http://www.chuvsu.ru/~sanyomix/project/zavolge/severnui.htm)

4 июня 1959 года Министерство сельского хозяйства Чувашской АССР направляет своё заключение (№09-10) в Совет Министров ЧАССР о возможности отвода 19 га площади гослефонда в 47 квартале Пихтулинского лесничества Чебоксарского лесхоза Министерству местной промышленности ЧАССР под строительство I очереди посёлка Когуярского торфобрикетного предприятия.

Ранее постановлением от 11.03.1959 №73 Совета Министров ЧАССР отведено 85 га Управлению топливной промышленности под строительство Шамьяр-Купланского торфобрикетного завода, переименованного впоследствии Министерством местной промышленности в «Когуярский».

Совет Министров ЧАССР издаёт постановление №235 от 08.07.1959 об отводе земельных участков, где, в частности, говорится о разрешении Чебоксарскому лесхозу отвести Министерству местной промышленности 19 га лесопокрытой площади гослефонда в 47 квартале Пихтулинского лесничества под строительство I очереди рабочего посёлка Когуярского торфобрикетного предприятия.

Указом Президиума Верховного Совета ЧАССР от 23.04.1964 населённому пункту, возникшему в районе нового торфобрикетного завода, присвоить наименование посёлок Северный и передать его в административное подчинение Чебоксарскому городскому Совету народных депутатов.

Сейчас территория посёлка составляет 55.9071 га, торфобрикетный завод находится на территории посёлка (8.5000 га).





Первоначально в посёлке Северный существовало самостоятельное Когуярское торфопредприятие. Позднее оно было объединено с Заволжским торфопредприятием, расположенным в посёлке Октябрьский.

По состоянию на сентябрь 2002 года, узкоколейная железная дорога работала. По сравнению с «лучшими» временами протяжённость линий сократилась как минимум в два раза. Не разобранными остаются около пяти километров. Действует линия, ведущая в сторону границы с республикой Марий Эл. Магистраль протянулась приблизительно на 2,5 километра. Далее ещё примерно такую же величину составляет длина путей на торфополях.

Многие участки «времянок» повреждены недавними торфяными пожарами. Состояние путей почти всюду — ужасное. По сути дела, узкоколейная железная дорога непригодна для использования. В таком виде пользы от неё практически не будет.

Тяговый подвижной состав состоит из одного мотовоза ЭСУ2А, и одного мотовоза МД54-4. Мотовоз МД54-4 по внешним признакам находился в ужасном состоянии, но активно использовался (по состоянию на начало сентября 2002 года). Мотовоз ЭСУ2А чаще всего стоит в депо — не хватает запчастей. Имеются грузовые вагоны ТСВ, несколько платформ, снегоочиститель.

9 сентября 2002 года здесь произошла авария — на торфополе завалился набок мотовоз МД54-4 вместе с вагонами. Автор этого сайта находился в кабине мотовоза…

О перспективах узкоколейной железной дороги в 2002 году сказать что-либо ясное было было непросто. С одной стороны, руководство Заволжского торфопредприятия (ныне ГУП «Заволжскторф») вовсе не собирается закрывать брикетный завод. Напротив, он наращивает выпуск продукции. В то же время — есть лишь два варианта изменения нынешней сложной ситуации: капитально отремонтировать путь, приобрести новые локомотивы, либо же разобрать дорогу и перейти на тракторную вывозку торфа. Теоретически, это возможно, благодаря тому, что расстояние от завода до торфополей невелико. Какой вариант будет принят за основу, пока не ясно.

В 2005 году торфобрикетный завод был закрыт, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Скорее всего, весь имевшийся на ней подвижной состав был порезан на металлолом. С этого времени в Чувашской республике нет ни одной узкоколейной железной дороги.





Несостоявшаяся поездка автора по узкоколейной железной дороге
(полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2002ural.html)


Из города Чебоксары переправляюсь на пароме через Волгу — в Сосновку. Оттуда автобусом доезжаю до посёлка Северный. Чуть в стороне от него видны строения брикетного завода. Ещё не дойдя до них, перебираюсь на насыпь узкоколейной железной дороги. Вначале это была насыпь разобранного участка. Пройдя ещё немного, оказываюсь на рельсах — вполне накатанных.

У завода стоят вагоны ТСВ. Локомотивов не видно. Рабочие сообщили, что состав ушёл на торфополе под загрузку.

Прикидываю, что, если быстрым шагом направиться туда пешком, есть шанс застать его там и проехать по узкоколейной железной дороге в локомотиве. Расстояние — меньше четырёх километров. Вперёд!

Впечатляет путевое развитие в пределах первого километра узкоколейной дороги. Сразу три пути, лучами расходящиеся в разные стороны, издали смотрятся солидно. Однако в целом узкоколейная железная дорога находится в ужасном состоянии.

Около двух километров хода по главной линии. Далее она разобрана. Существующий путь поворачивает налево и ещё примерно такое же расстояние петляет по торфополям.



Наконец, обнаруживается поезд — до невозможности разбитый мотовоз МД54-4 (очевидно, значительно переделанный силами торфопредприятия) с несколькими вагонами ТСВ. Экскаватор загружает в них торф.

Осматривая путь в ожидании отправления, размышляю: неужели по такому пути можно ездить?

Вскоре погрузка была закончена. В кабину мотовоза, не сохранившую ни окон, ни дверей, забираются машинист, экскаваторщик и некая женщина. Нашлось место и мне. Заводим дизель. Машинист пытается тронуться.

…Что такое, мы поехали явно куда-то не туда!

Эти мгновения показались долгими. Мелькает единственная мысль — жаль, что проехать по узкоколейной железной дороге не удастся!

Мотовоз вместе с вагонами с грохотом заваливается. В кабине образуется мешанина из людей и различного хлама. Насквозь пропитанный торфяной пылью и грязью, выбираюсь «из плена». По всему мотовозу медленно растекается моторное масло — как кровь по телу раненого...

Следовало предполагать, что первым сошёл с рельсов один из вагонов. Он утянул за собой остальные.

Все люди смогли самостоятельно выбраться из кабины и направиться пешком в посёлок. Через день — другой сюда подойдёт из посёлка подъёмный кран на гусеничном ходу, мотовоз обязательно поставят на рельсы, и он ещё поездит…













__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________






Вид на Когуярский торфобрикетный завод с северной окраины посёлка Северный.
09.09.2002









Разобранный участок узкоколейной железной дороги в посёлке, к югу от завода. Вид в южном направлении.
09.09.2002









Торфобрикетный завод и депо узкоколейной железной дороги.
09.09.2002









Три линии расходятся в разные стороны.
09.09.2002









Одна из крайних стрелок на главной станции узкоколейной железной дороги. Вид в сторону завода.
09.09.2002









Расстояние до завода — около 2 километров. Магистраль дальше разобрана, вбок идёт ветка.
Вид в сторону завода и посёлка.
09.09.2002









Завалившийся мотовоз МД54-4 с вагонами ТСВ. Я только что вылез из кабины.
09.09.2002
















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












11.2002 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Чувашии»

на главную страницу