Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РУЧЬИ-КАРЕЛЬСКИЕ — АЛАКУРТТИ







Железнодорожная линия Ручьи Карельские — Алакуртти — Куолаярви находится в Кандалакшском районе Мурманской области. Она была построена в 1939–41 годах. Данная железная дорога являлась «Стройкой № 105 ГУЛЖДС» (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Цель строительства была стратегической — снабжение войск и подвоз боевой техники к труднодоступному участку советско-финляндской границы.

Первый участок линии, от станции Ручьи-Карельские (в то время Ручьи) до станции Войта, расположенной у старой государственной границы, начал строиться в 1939 году в рамках подготовки к военному вторжению в Финляндию. Строительство велось и в период активных боевых действий.

Советско-финляндская война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. Согласно условиям Московского мирного договора, завершившего войну, местность к западу от посёлка Войта с несколькими населёнными пунктами (крупнейшие — Алакуртти и Куолаярви) была передана СССР. Почти сразу же после этого было принято решение о строительстве железной дороги до новой государственной границы (населённый пункт Куолаярви).

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию станции Алакуртти (в оригинале «Алакурти» — 1941 год.






Цитата из материала «На севере Карелии», опубликованного в газете «Октябрьская магистраль» в 2007 году, автор — Л. Коренев (http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=21&amonth=07&ayear=2007)

В связи с военным конфликтом между СССР и Финляндией в 1939–1940 годах потребовалось срочное строительство железнодорожных ветвей от линии Кировской магистрали в сторону границы с Финляндией для переброски войск Красной Армии, вооружения, боеприпасов и другого. Намечались к постройке рокады: Петрозаводск (Томицы) — Суоярви, Кандалакша (Ручьи Карельские) — Куолаярви, Пинозеро — Ковдор. Из них две последние дороги, как строительство за № 105 и № 106, отводились ГУЛЖДСу.

Сооружение линии Ручьи Карельские — Куолоярви (175,4 километра), самой северной рокады, проходило в совершенно необжитом районе. Возводилось земляное полотно сразу же вслед за изыскателями и проектировщиками или практически одновременно. Морозы зимой 1939–1940 года достигали 50 градусов. По всей трассе горели гигантские костры. В возведении дороги принимали участие и лучшие инженерные кадры из вольнонаемных: руководителем стройки являлся инженер Г.Афанасьев, укладка пути производилась путеукладчиком во главе с конструктором этой машины В.Платовым.

Рабочее движение на дороге открылось всего через три месяца после начала строительства, а в постоянную эксплуатацию линия была сдана в сентябре 1940 года. Однако к этому времени советско-финская война уже закончилась.

Согласно мирному договору СССР и Финляндии от 10 сентября 1944 года были проведены изыскания обеими сторонами по достройке линии до Куолаярви и продолжению ее до Кемиярви. Однако в настоящее время отрезок железной дороги от Алакурти до Куолоярви — а это 78 километров — заброшен и наполовину зарос кустарником или же разобран. Возможно, его когда-нибудь восстановят, так как со стороны Финляндии дорога всё же была проложена, она вплотную подошла к приграничной станции Салла, и имеется возможность восстановления самого северного выхода в Финляндию для обеспечения взаимовыгодных перевозок.







Цитата из материала «Алакуртти», опубликованного в газете «Вечерняя Кандалакша», 2006 год, автор — О. Иванов (http://www.b-port.com/info/smi/vk/?issue=2108&article=40246 )

31 декабря 1917 г. революционным правительством России был подписан акт о независимости Финляндии. Село Алакуртти территориально вошло в состав Финляндии. С 12 марта 1940 г. территория с селом Алакуртти, согласно мирному договору, вошла в состав Советского Союза.

С мая 1940г. приступили к строительству железной дороги ст. Войта — Куолоярви с выходом на границу с Финляндией.






В 1941 году, почти сразу после сдачи в эксплуатацию нового участка железной дороги, началась Великая Отечественная война. Район посёлка Алакуртти вновь оказался в зоне боевых действий.

После Великой Отечественной войны железная дорога до советско-финляндской границы была восстановлена. Предполагалось создание межгосударственного железнодорожного перехода. На территории Финляндии к линии государственной границы также была проложена железнодорожная линия. В некоторых картах того времени железная дорога обозначена пересекающей государственную границу. Однако, согласно имеющимся данным, межгосударственный железнодорожный переход остался на бумаге, реально он не действовал ни дня.

В 1956 (?) году участок Алакуртти — Куолаярви (протяжённость 62 километра) был разобран. Причины этого решения неизвестны. Был разобран также короткий участок Жемчужная — Кирки, позволявший осуществлять движение в направлении Петрозаводск — Алакуртти без смены направления движения по станции Ручьи-Карельские.

До начала 1990-х годов станция Алакуртти ежедневно принимала и отправляла десятки вагонов. Отсюда вывозился лес, поступали грузы для многочисленных воинских частей, дислоцированных в её окрестностях. Ежедневно курсировал пригородный поезд сообщением Кандалакша — Алакуртти. Железная дорога проходит по исключительно красивой местности, популярной среди любителей водного туризма, в пригородном поезде часто проезжали группы туристов.

В 1997 году пассажирское движение на железнодорожной линии Ручьи-Карельские — Алакуртти было прекращено. Это значительно ухудшило условия жизни в посёлке Алакуртти и других населённых пунктах, прилегающих к железной дороге.

По состоянию на конец 2000 года, станция Алакуртти действует, но движение здесь очень слабое. Грузовой состав прибывает сюда не каждый день. Как правило, в нём бывает не более десяти вагонов. На линии работают маневровые локомотивы (ТЭМ7А и другие), приписанные к депо Кандалакша. Основной поступающий на станцию Алакуртти груз — горючее (бензин и дизельное топливо). На линии протяжённостью 102 километра остался лишь один промежуточный раздельный пункт — станция Нямозеро.

Название станции и посёлка Алакуртти, предположительно, переводится с языка саамов (малочисленного народа, проживающего в Мурманской области) как «Долина Росы». Другая версия — название финского происхождения (на финском языке «ala» — «нижний», Kurtti — имя собственное). Официальное название посёлка — Алакуртти. Согласно табличке на здании вокзала (http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=22738&LNG=RU), станция также называется Алакуртти. Однако в большинстве железнодорожных документов, атласов и схем железных дорог присутствует другое название — Алакурти.

Население посёлка — около 5 тысяч человек, он считается одним из самых благополучных в области. В последние годы финские компании построили здесь много различных объектов — местами он выглядит «по-европейски». Местный леспромхоз, тем не менее, практически не работает, и погрузка леса в вагоны не ведётся.

С 1992 года ведутся разговоры о необходимости восстановления участка Алакуртти — Куолаярви (и далее, в Финляндию), благодаря чему железные дороги Мурманской области напрямую соединились бы с железными дорогами Финляндии. Никаких реальных шагов в этом направлении до сих пор не предпринято.






Начальный участок железнодорожной линии Ручьи-Карельские — Алакуртти вблизи станции Ручьи-Карельские.
Вид в сторону станции Нямозеро. Контактная сеть заканчивается через несколько десятков метров.
09.07.2008









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    












04.08.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу