Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РУЧЬИ-КАРЕЛЬСКИЕ — АЛАКУРТТИ







Железнодорожная линия Ручьи Карельские — Алакуртти — Куолаярви находится в Кандалакшском районе Мурманской области. Она была построена в 1939–41 годах. Данная железная дорога являлась «Стройкой № 105 ГУЛЖДС» (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Цель строительства была стратегической — снабжение войск и подвоз боевой техники к труднодоступному участку советско-финляндской границы.

Первый участок линии, от станции Ручьи-Карельские (в то время Ручьи) до станции Войта, расположенной у старой государственной границы, начал строиться в 1939 году в рамках подготовки к военному вторжению в Финляндию. Строительство велось и в период активных боевых действий.

Советско-финляндская война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. Согласно условиям Московского мирного договора, завершившего войну, местность к западу от посёлка Войта с несколькими населёнными пунктами (крупнейшие — Алакуртти и Куолаярви) была передана СССР. Почти сразу же после этого было принято решение о строительстве железной дороги до новой государственной границы (населённый пункт Куолаярви).

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию станции Алакуртти (в оригинале «Алакурти» — 1941 год.






Цитата из материала «На севере Карелии», опубликованного в газете «Октябрьская магистраль» в 2007 году, автор — Л. Коренев (http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=21&amonth=07&ayear=2007)

В связи с военным конфликтом между СССР и Финляндией в 1939–1940 годах потребовалось срочное строительство железнодорожных ветвей от линии Кировской магистрали в сторону границы с Финляндией для переброски войск Красной Армии, вооружения, боеприпасов и другого. Намечались к постройке рокады: Петрозаводск (Томицы) — Суоярви, Кандалакша (Ручьи Карельские) — Куолаярви, Пинозеро — Ковдор. Из них две последние дороги, как строительство за № 105 и № 106, отводились ГУЛЖДСу.

Сооружение линии Ручьи Карельские — Куолоярви (175,4 километра), самой северной рокады, проходило в совершенно необжитом районе. Возводилось земляное полотно сразу же вслед за изыскателями и проектировщиками или практически одновременно. Морозы зимой 1939–1940 года достигали 50 градусов. По всей трассе горели гигантские костры. В возведении дороги принимали участие и лучшие инженерные кадры из вольнонаемных: руководителем стройки являлся инженер Г.Афанасьев, укладка пути производилась путеукладчиком во главе с конструктором этой машины В.Платовым.

Рабочее движение на дороге открылось всего через три месяца после начала строительства, а в постоянную эксплуатацию линия была сдана в сентябре 1940 года. Однако к этому времени советско-финская война уже закончилась.

Согласно мирному договору СССР и Финляндии от 10 сентября 1944 года были проведены изыскания обеими сторонами по достройке линии до Куолаярви и продолжению ее до Кемиярви. Однако в настоящее время отрезок железной дороги от Алакурти до Куолоярви — а это 78 километров — заброшен и наполовину зарос кустарником или же разобран. Возможно, его когда-нибудь восстановят, так как со стороны Финляндии дорога всё же была проложена, она вплотную подошла к приграничной станции Салла, и имеется возможность восстановления самого северного выхода в Финляндию для обеспечения взаимовыгодных перевозок.







Цитата из материала «Алакуртти», опубликованного в газете «Вечерняя Кандалакша», 2006 год, автор — О. Иванов (http://www.b-port.com/info/smi/vk/?issue=2108&article=40246 )

31 декабря 1917 г. революционным правительством России был подписан акт о независимости Финляндии. Село Алакуртти территориально вошло в состав Финляндии. С 12 марта 1940 г. территория с селом Алакуртти, согласно мирному договору, вошла в состав Советского Союза.

С мая 1940г. приступили к строительству железной дороги ст. Войта — Куолоярви с выходом на границу с Финляндией.






В 1941 году, почти сразу после сдачи в эксплуатацию нового участка железной дороги, началась Великая Отечественная война. Район посёлка Алакуртти вновь оказался в зоне боевых действий.

После Великой Отечественной войны железная дорога до советско-финляндской границы была восстановлена. Предполагалось создание межгосударственного железнодорожного перехода. На территории Финляндии к линии государственной границы также была проложена железнодорожная линия. В некоторых картах того времени железная дорога обозначена пересекающей государственную границу. Однако, согласно имеющимся данным, межгосударственный железнодорожный переход остался на бумаге, реально он не действовал ни дня.

В 1956 (?) году участок Алакуртти — Куолаярви (протяжённость 62 километра) был разобран. Причины этого решения неизвестны. Был разобран также короткий участок Жемчужная — Кирки, позволявший осуществлять движение в направлении Петрозаводск — Алакуртти без смены направления движения по станции Ручьи-Карельские.

До начала 1990-х годов станция Алакуртти ежедневно принимала и отправляла десятки вагонов. Отсюда вывозился лес, поступали грузы для многочисленных воинских частей, дислоцированных в её окрестностях. Ежедневно курсировал пригородный поезд сообщением Кандалакша — Алакуртти. Железная дорога проходит по исключительно красивой местности, популярной среди любителей водного туризма, в пригородном поезде часто проезжали группы туристов.

В 1997 году пассажирское движение на железнодорожной линии Ручьи-Карельские — Алакуртти было прекращено. Это значительно ухудшило условия жизни в посёлке Алакуртти и других населённых пунктах, прилегающих к железной дороге.

По состоянию на конец 2000 года, станция Алакуртти действует, но движение здесь очень слабое. Грузовой состав прибывает сюда не каждый день. Как правило, в нём бывает не более десяти вагонов. На линии работают маневровые локомотивы (ТЭМ7А и другие), приписанные к депо Кандалакша. Основной поступающий на станцию Алакуртти груз — горючее (бензин и дизельное топливо). На линии протяжённостью 102 километра остался лишь один промежуточный раздельный пункт — станция Нямозеро.

Название станции и посёлка Алакуртти, предположительно, переводится с языка саамов (малочисленного народа, проживающего в Мурманской области) как «Долина Росы». Другая версия — название финского происхождения (на финском языке «ala» — «нижний», Kurtti — имя собственное). Официальное название посёлка — Алакуртти. Согласно табличке на здании вокзала (http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=22738&LNG=RU), станция также называется Алакуртти. Однако в большинстве железнодорожных документов, атласов и схем железных дорог присутствует другое название — Алакурти.

Население посёлка — около 5 тысяч человек, он считается одним из самых благополучных в области. В последние годы финские компании построили здесь много различных объектов — местами он выглядит «по-европейски». Местный леспромхоз, тем не менее, практически не работает, и погрузка леса в вагоны не ведётся.

С 1992 года ведутся разговоры о необходимости восстановления участка Алакуртти — Куолаярви (и далее, в Финляндию), благодаря чему железные дороги Мурманской области напрямую соединились бы с железными дорогами Финляндии. Никаких реальных шагов в этом направлении до сих пор не предпринято.






Начальный участок железнодорожной линии Ручьи-Карельские — Алакуртти вблизи станции Ручьи-Карельские.
Вид в сторону станции Нямозеро. Контактная сеть заканчивается через несколько десятков метров.
09.07.2008









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    












04.08.2008 © С. Болашенко


назад

на главную страницу