Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АУРСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Аýрский шпалопропиточный завод находится в сельском населённом пункте Аýр Смидовичского района Еврейской автономной области, вблизи станции Аур на железнодорожной линии Известковая — Волочаевка.


Топографическая карта масштаба 1:200 000 (показано только
местонахождение шпалопропиточного завода).


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на спутниковом снимке
(источник — «Google Maps», ориентировочная дата съёмки — 2005 год).

Решение о создании Аурского шпалопропиточного завода было принято в конце 1930-х годов. Площадка для строительства завода была выбрана среди малонаселённой заболоченной местности, вблизи линии Амурской железной дороги.

В июне 1940 года часть оборудования Сталинградского шпалопропиточного завода, находившегося у станции Банная (станция Банная была расположена в северной части нынешнего города Волгограда, вблизи завода «Красный Октябрь») была погружена на платформы и отправлена на станцию Аур. К тому времени в Ауре существовала путевая машинная станция (ПМС). Имелась короткая ветвь широкой колеи (по другим данным — узкоколейная железная дорога) от станции Аур до песчаного карьера. Строительство шпалопропиточного завода началось на месте бывшего карьера.

В сентябре 1940 года была пропитана первая партия шпал. Первоначально технология работы была весьма примитивной. Пропитка велась под открытым небом, поэтому завод работал только в тёплое время (с апреля по октябрь). Имелась дизельная электростанция мощностью 40 кВт. Завод считался передвижным — значительная часть оборудования была размещена в вагонах. Скорее всего, полноценной узкоколейной железной дороги на шпалопропиточном заводе в то время не было.

В 1946 году завод перестал быть передвижным — оборудование было выгружено из вагонов, появились капитальные постройки. Мощность электростанции была увеличена до 100 кВт.

В 1965 году вступили в строй два пропиточных цилиндра, каждый из которых был способен вместить 5 вагонеток. Представляется вероятным, что по меньшей мере с этого времени на Аурском шпалопропиточном заводе действует полноценная узкоколейная железная дорога. С 1965 года завод был способен пропитывать 100 кубометров шпал в сутки.

С 1972 года по 1986 год велось строительство новых, технически более совершенных цехов. С 1986 года на шпалопропиточном заводе действуют 3 пропиточных цилиндра, каждый из которых вмещает 8 вагонеток. По состоянию на 1999 год, завод пропитывал 380 кубометров древесины в сутки.


По состоянию на июнь 2008 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. На ней имелся один локомотив — тепловоз ТУ8-0086. Со слов работников завода, второй тепловоз (ТУ8 либо ТУ6А) перестал использоваться около 10 лет назад, затем был порезан (некоторые детали и узлы были оставлены в качестве резерва запчастей для ТУ8-0086).

Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги — около 10 километров. Расстояние от крайней южной точки узкоколейной железной дороги до крайней северной точки узкоколейной железной дороги небольшое — около 1 километра. За пределы территории завода узкоколейная железная дорога не выходит.

На ширококолейных путях завода, по состоянию на июнь 2008 года, работал тепловоз ТГМ23Б-2099. Сохранялся также тепловоз ТГК2 (номер не установлен). Этот тепловоз уже давно не использовался, его судьба была не решена (не исключалась передача в музей).

Выражаю благодарность директору Аурского шпалопропиточного завода А.А. Луговскому и другим работникам завода за содействие в исследовании истории и современного состояния узкоколейной железной дороги.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    










26.07.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Еврейской автономной области»

на главную страницу