Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











КОМСОМОЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Комсомольская узкоколейная железная дорога находится в Первомайском районе Томской области. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Комсомольск, расположенный вблизи станции Балагáчево на железнодорожной линии Тайга — Томск — Белый Яр.

По состоянию на 2010 год, это единственная лесовозная узкоколейная железная дорога, сохранившаяся в России к востоку от Урала. И единственная в России к востоку от Урала крупная узкоколейная железная дорога колеи 750 мм.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2015 году.

По информации от Сергея Костыгова, первый участок узкоколейной железной дороги начал строиться весной 1954 года и был открыт осенью того же года. Его протяжённость составила 9 километров.

Железной дороги широкой колеи в этом районе на тот момент не было. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес вывозился на прибрежный нижний склад, расположенный вблизи посёлка Комсомольск, на правом берегу реки Чулым, далее сплавлялся по реке. Узкоколейная железная дорога относилась к Комсомольскому леспромхозу.

В 1950-е годы тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги был представлен паровозами. В 1959 году был основан лесной посёлок Октябрьский. Он был выселен в 1977 году.

В 1962 году к берегу реки Чичкаюл, напротив посёлка Октябрьский, была подведена линия узкоколейной железной дороги. Она стала основным средством сообщения с посёлком.

В 1961 году началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Асино — Белый Яр. В 1965 году было открыто временное движение на участке Асино — Балагачево. В постоянную эксплуатацию линия Асино — Белый Яр была принята лишь в 1976 году.

Вблизи станции Балагачево был построен путепровод над узкоколейной железной дорогой и новый нижний склад, имеющий подъездные пути широкой колеи. С конца 1966 года вывезенный по узкоколейной железной дороге лес стал перегружаться в вагоны широкой колеи.

В 1963 году в Комсомольск были доставлены по реке Чулым первые тепловозы ТУ4. Позднее поступали тепловозы и мотовозы ТУ6, ТУ6А, ТУ6Д, ТУ7, ЭСУ2А, роторный снегоочиститель ТУ7Р, тепловоз-автомотриса ТУ6П (совершил одну поездку и был признан непригодным к эксплуатации).

В 1969 году началось строительство новой магистральной линии, ведущей от разъезда 7 км «Октябрьской» магистрали к посёлку Францево, основанному в 1930-е годы. В 1972 году линия узкоколейной железной дороги была доведена до посёлка Францево, приблизив его к «цивилизации». К концу 1980-х годов «Францевская» магистраль заканчивалась на 60-м км от Комсомольска.

Старая «Октябрьская» магистраль, пролегавшая через посёлок Октябрьский, была разобрана в начале 1980-х годов.

В начале 1990-х годов Комсомольский леспромхоз был преобразован в ОАО «Лесное Причулымье». В отличие от всех остальных лесозаготовительных предприятий Томской области, ему удалось сохранить узкоколейную железную дорогу.

В декабре 2004 года посёлок Комсомольск был посещён исследователем железных дорог из Москвы Сергеем Костыговым. В 2006 году здесь побывали «фанаты» железных дорог из Новосибирска и Томска Дмитрий Афонин, Сергей Болтенко и Дмитрий Кречетов. Они, как и Костыгов, не выбрались дальше Комсомольска и его окрестностей.


http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=2 — «Таёжная узкоколейка» (описание поездки в Комсомольск С. Костыгова, поездка совершена в декабре 2004 года)

http://fotodoroga.narod.ru/Article/tomsk-sever.html — описание поездки в Комсомольск любителей железных дорог Д. Афонина, С. Болтенко и Д. Кречетова (поездка совершена в июне 2006 года)




По состоянию на лето 2009 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. Движение «тяжёлого» подвижного состава осуществлялось только по рабочим дням. Лесной посёлок Францево оставался жилым, его ликвидация в ближайшие годы не ожидалась.

Я впервые побывал здесь в августе 2009 года. К сожалению, в силу стечения обстоятельств в 2009 году мной был осмотрен лишь небольшой участок узкоколейной железной дороги, расположенный в черте посёлка Комсомольск.

В сентябре 2010 года узкоколейная железная дорога была проезжена до 52-го километра — то есть от начала до конца главной линии. Детальное описание поездки находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2010komsujd.html.



Всё прогрессивное население России надеялось, что хотя бы эта узкоколейная железная дорога уцелеет. Ведь она — единственная на всю Сибирь, не считая совсем коротких путей.

Единственная на миллионы квадратных километров территории, превышающей по площади всю Западную Европу или США! Главная достопримечательность Томской области, без которой регион превращается в «пустое место».

Вдобавок — единственный цивилизованный путь в деревню Францево. Где продолжают жить люди.

Но ничто не смогло остановить спятивших подонков. Акт феноменальной, немыслимой, запредельной дикости.

В 2015 году последняя узкоколейная железная дорога Сибири была полностью разобрана. Почти весь подвижной состав был порезан. Какая-то его часть отправилась на действующие узкоколейные железные дороги лучшего уголка планеты — Беларуси.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ В ПОСЁЛКЕ КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОСЁЛОК КОМСОМОЛЬСК, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (РАЗОБРАННАЯ ЛИНИЯ К ПРИБРЕЖНОМУ НИЖНЕМУ СКЛАДУ, ЛОКОМОТИВЫ В ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (КОМСОМОЛЬСК, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА, ДВИЖЕНИЕ,
     ПОГРУЗКА БУЛЬДОЗЕРА, ПОСЁЛОК ФРАНЦЕВО, ВЫЕЗД НА ДРЕЗИНЕ В СТОРОНУ 52 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ 52 КМ, РАЗЪЕЗД 50 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (РАЗБОРКА У 52 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (РАЗБОРКА У 52 КМ, ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЧИЧКАЮЛ, ФРАНЦЕВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК, НИЖНИЙ СКЛАД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ПЕШЕЕ ДВИЖЕНИЕ НА КОМСОМОЛЬСК, ПУТЕПРОВОД ЛИНИИ ТОМСК — БЕЛЫЙ ЯР)    









03.01.2010 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Томской области»

на главную страницу