Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО МОЛА (БАЛТИЙСКАЯ КОСА)







Узкоколейная железная дорога на территории Южного входного мола Калининградского морского канала (Балтийская коса, город Балтийск, Калининградская область) существовала в 2006-2008 годах. В течение этого времени она являлась самой западной железной дорогой в России.

Данная узкоколейная железная дорога была необычна как своим местонахождением (на крайнем западе Российской Федерации, на территории Балтийской косы — памятника природы, частично — на узкой бетонной полосе, уходящей в море), так и тем, что, скорее всего, являлась единственной «промышленной» узкоколейной железной дорогой (без учёта шахтных), построенной на пространстве бывшего СССР после 2000 года.


Территория, на которой находится узкоколейная железная дорога, административно является частью города Балтийска (до 1946 года — Пиллау). Балтийск — самый западный город Российской Федерации, в нём находится главная база Балтийского флота. По состоянию на 2008 год, въезд в город граждан Российской Федерации осуществляется без каких-либо специальных документов. Иностранным гражданам может быть отказано во въезде в случае отсутствия документов, обосновывающих необходимость пребывания в городе. Проверка документов в автобусах и пригородных поездах, следующих в Балтийск, обычно производится выборочно.

Балтийская коса связана с городом паромной переправой. Специальные документы для въезда на Балтийскую косу не требуются (исключение — западная часть косы, прилегающая к государственной границе). Проверка документов при въезде на косу из основной части города Балтийска не производится.



Молы на входе в пролив, соединяющий Балтийское море с Калининградским заливом и портом Кёнигсберг (с 1946 года Калининград) были построены в XIX веке. Строительство Южного мола (находится на Балтийской косе) было завершено в 1887 году. Благодаря появлению молов течение воды в проливе изменилось, вследствие чего глубина пролива перестала уменьшаться из-за наносов песка (ранее для обеспечения судоходства приходилось регулярно производить дноуглубительные работы). Кроме того, в проливе повысилась безопасность судоходства благодаря уменьшению высоты волн при штормовой погоде.

На Северном и Южном молах действовали узкоколейные железные дороги. Скорее всего, они использовались при строительстве молов, затем служили для грузовых перевозок (точное назначение неизвестно). Позднее на Северном моле был уложен «трёхниточный» путь (широкая и узкая колея).

Узкоколейная железная дорога работала вплоть до 1945 года, когда город Пиллау (с 1946 года Балтийск) был взят советскими войсками и присоединён к СССР.


http://russian-west.narod.ru/gorod/simvol/proshlie/proshlie3.htm — история строительства Северного и Южного молов

http://russian-west.narod.ru/gorod/simvol/proshlie/115k.jpg — фотография «трёхниточного» пути на Северном моле

http://fotki.yandex.ru/users/RoofCat/view/22931/ — пути узкой и широкой колеи на Северном моле (открытка, изданная в Германии, предположительно в начале ХХ века)

http://infojd.ru/uzk39_pillau.jpg — узкоколейные железные дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 193? году



До 2006 года на Южном моле ничто не напоминало о существовании узкоколейной железной дороги. Её появление стало возможным благодаря начавшейся реконструкции обеих входных молов — Северного и Южного. В ходе реконструкции предстояло обновить бетонные сооружения молов и установить вокруг них противоразмывные конструкции четырёхконечной и кубической формы.

Ширина Северного мола позволяла произвести работы с использованием автомобильного транспорта, тогда как ширина Южного мола оказалась недостаточной для безопасного проезда автомобилей. Положение осложнялось тем, что зимой поверхность мола может забрызгиваться морскими волнами и обледеневать. Вследствие этого было принято неординарное решение — использовать для подвоза строительных материалов не автомобильный транспорт, а узкоколейную железную дорогу.

В 2006 году компания-подрядчик строительства приступила к поиску подвижного состава узкой колеи. Выбор был сделан в пользу Мисковского торфопредприятия (Костромская область), где оставался подвижной состав недавно ликвидированной торфовозной узкоколейной железной дороги. В Мисково выехала группа сотрудников НПФ «ГТ Инспект». Был куплен тепловоз ТУ7-2232 и два торфовозных вагона ТСВ, элементы верхнего строения пути (рельсы Р24, подкладки).

Приобретённый для новой узкоколейной железной дороги подвижной состав подвергся реконструкции — тепловоз был отремонтирован и окрашен в «фирменные» цвета компании (белый и синий), вагоны изменились до неузнаваемости — от них были оставлены только тележки и рамы. На рамах были установлены крепления, предназначенные для перевозки противоразмывных железобетонных конструкций.

Строительство узкоколейной железной дороги началось в конце 2006 года. В начале 2007 года узкоколейная железная дорога вступила в строй.


http://wap.city39.ru/news/4915/index.wml — материал ГТРК «Калининград», посвящённый реконструкции молов (упомянута узкоколейная железная дорога).


Узкоколейная железная дорога вполне могла бы остаться неизвестной широкой общественности на протяжении всего недолгого периода своего существования. Заслуга «открытия» узкоколейной железной дороги принадлежит Александру Фетисову (автору веб-сайта http://af1461.livejournal.com). 24 декабря 2007 года А. Фетисов разместил в Сети материал, содержащий фотографию узкоколейной железной дороги, сделанную с борта парома «Георг Отс», курсирующего по маршруту Балтийск — Санкт-Петербург. С этого момента узкоколейная железная дорога получила массовую известность.

28 марта 2008 года автором была совершена поездка на узкоколейную железную дорогу. Благодаря хорошему отношению сотрудников компании-владельца дороги удалось получить почти исчерпывающие сведения, касающиеся истории узкоколейной железной дороги.

Как выяснилось, реконструкция мола ведётся НПФ «ГТ Инспект» (НПФ — научно-производственная фирма, ГТ — код, принятый в маркировке документов, означает «генеральный план и сооружения транспорта»). НПФ «ГТ Инспект» входит в корпорацию «Гидротехника» (Санкт-Петербург). Заказчиком работ является ФГУП «Росморпорт».

Протяжённость узкоколейной железной дороги, со слов мастера, составляет 565 метров. Путевого развития нет и никогда не было. При строительстве узкоколейной железной дороги был выполнен значительный объём работ — на всём протяжении мола шпалы «утоплены» в бетон (подобным образом деревянные шпалы укладываются на станциях метрополитена). Ни увеличение, ни сокращение протяжённости узкоколейной железной дороги до момента окончания строительства не планируется. Узкоколейная железная дорога проложена не по всему молу: в его дальней части, которая имеет значительную ширину, материалы перемещаются гусеничной техникой.

Основной груз, перевозимый по узкоколейной железной дороге — противоразмывные железобетонные конструкции, имеющие четырёхконечную форму (близкую к форме тетраэдра), а также противоразмывные железобетонные «кубики». Бетонные конструкции грузятся на платформы автокраном вблизи начальной точки мола и доставляются к месту разгрузки (приблизительно на середине мола). Разгрузка производится подъёмным краном на гусеничном ходу.



Узкоколейная железная дорога в «узкой» части мола. Впереди — место разгрузки.
28.03.2008


За день на узкоколейной железной дороге производится более двадцати поездок в каждом направлении. Обе платформы, сделанные из вагонов ТСВ, при поездке с грузом находятся впереди тепловоза. Тепловоз внешне выглядит очень хорошо. В связи с незначительным временем поездки в кабине демонтированы оба сиденья — машинист управляет локомотивом в стоячем положении, подобно тому, как практиковалось когда-то на первых паровозах.



Тепловоз ТУ7-2232 с порожним составом вблизи начальной точки мола.
28.03.2008


Дальнейшая судьба подвижного состава и материалов верхнего строения пути не определена. Рассматривается возможность создания новой «технологической» узкоколейной железной дороги на одном из бетонных заводов, принадлежащих корпорации «Гидротехника». Но значительно более вероятный вариант — продажа подвижного состава и материалов верхнего строения пути либо на одну из торфовозных узкоколейных железных дорог (на территории «большой» России или Беларуси), либо в качестве металлолома.

Балтийскую косу предполагается сделать местом массового отдыха и туризма, в связи с чем высказывалась идея продлить узкоколейную железную дорогу до пристани, к которой прибывает паром из Балтийска, и использовать её в качестве экскурсионно-прогулочной. Однако этому замыслу не суждено будет осуществиться — заказчик (ФГУП «Росморпорт») требует сдать мол с ровной поверхностью. Узкоколейная железная дорога вскоре неизбежно будет демонтирована. В самом лучшем случае, это произойдёт в декабре 2008 года, но не исключено, что и раньше — уже в сентябре.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    










31.03.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Калининградской области»

на главную страницу