Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА ШАХТЕ «БЕЛЬКОВСКАЯ»







Шахта «Бéльковская» расположена на территории Венёвского района Тульской области, в сельской местности, на удалении от крупных населённых пунктов. Рядом с ней расположено село Бельково (по состоянию на 2004 год — почти опустевшее), которое дало ей название.

Топографические карты, отображающие местонахождение шахты



Строительство шахты началось в 1970-х годах. В 1978 году шахта вступила в строй.

По состоянию на 2002 год, «Бельковская» являлась одной из трёх действующих (точнее, «условно действующих») угольных шахт Тульской области. Другие шахты — «Подмосковная» и «Бельцевская». Шахта «Подмосковная» находится в окрестностях посёлка Грицовский, шахта «Бельцевская» — к востоку от города Венёв, вблизи населённого пункта Поветкино.

Для сравнения — в конце 1980-х годов на территории Тульской области действовало около тридцати угольных шахт, а в 1958 году — 119.

В 2003 году «Бельковская» стала печально известна из-за голодовки шахтёров, которым на протяжении многих месяцев не выплачивали зарплату. После 1 июля 2003 года добыча угля была прекращена. С этого момента на шахте производились лишь работы, необходимые для её сохранения на будущее — прежде всего, откачка воды.

В сентябре 2004 года добыча угля на шахте «Бельковская» была возобновлена. Уголь добывался в минимальных объёмах, и вывозился автотранспортом — железнодорожный подъездной путь, связывающий шахту со станцией Грицово, был непригоден для движения поездов. Для его восстановления требовались значительные средства, которых у «Тульской угольной компании» не было.

По состоянию на 2004 год, «Бельковская» являлась одной из двух действующих шахт на территории Тульской области (вторая — «Подмосковная»). Новая шахта «Бельцевская», открытая в 1999 году, была полностью затоплена, рассматривался вопрос о её использовании в качестве источника воды (http://www.plus12.ru/detail/?id=4088).

Численность работников шахты к 2004 году сократилась приблизительно до 150 человек. Они проживали, в основном, в посёлке Грицовский, и доставлялись на шахту служебными автобусами. Жилого посёлка рядом с шахтой нет (два расположенных поблизости сельских населённых пункта, Бельково и Крюково, с шахтой никак не связаны).

В 2006 году работа шахты была окончательно прекращена, шахта была затоплена. Некоторые электровозы и вагонетки узкоколейной железной дороги были перевезены на действующую шахту «Подмосковная». Некоторые запчасти к электровозам были проданы Ивановскому силикатному заводу (непосредственное использование электровозов, ранее работавших на узкоколейной железной дороге шахты «Бельковская», на узкоколейной железной дороге Ивановского силикатного завода не представлялось возможным из-за различной ширины колеи).

На производственной площадке закрывшейся шахты было создано несколько промышленных предприятий. По неподтверждённым данным, последние наземные участки узкоколейной железной дороги были разобраны не позднее 2009 года.







Узкоколейная железная дорога по состояни на 2004 год

Узкоколейная железная дорога на шахте «Бельковская» — вполне стандартная для любой угольной шахты. Ширина колеи составляет 900 мм. Общая протяжённость наземных путей узкоколейной железной дороги составляет около 500 метров, подземных — по неподтверждённым данным, до 30 километров.

Шахта является «неглубокой» (60-70 метров). Ствол шахты — вертикальный, поэтому непосредственного соединения между наземными и подземными участками нет.

Электрифицированы как наземные, так и подземные пути. На земле находится депо, в котором стояли как минимум два электровоза — К10 и К14 (электровоз К10 внешне не похож на электровозы К10, работающие в Зарайске).

Контактная сеть здесь, как и на других шахтах, весьма примитивна по своей конструкции. Расстояние от троллея (контактного провода) до уровня головки рельса составляет около 3 метров. Стрелочные переводы — привычного для шахт «педального» типа.

Кроме того, на территории шахты имеется небольшой «лесовозный» рельсовый путь, который, ориентировочно, имеет ширину колеи 600 мм. По нему перемещают хлысты (деревянную крепь). Имеется несколько вагонеток, тяга ручная или канатная.

Под землю попасть не удалось, поэтому подземная сеть узкоколейной железной дороги осталась неизученной.








Рельсовый путь колеи 600 мм (?) на лесном складе.
27.06.2004






Лесной склад (то же самое строение, что и на предыдущем снимке, вид с противоположной
стороны — от шахты). Здесь начинается рельсовый путь колеи 900 мм, по которому
деревянная крепь транспортируется к шахтному стволу.
27.06.2004






Вид приблизительно оттуда же в обратном направлении (в сторону шахты).
27.06.2004






Несколько далее. Вид на запад, в сторону села Бельково.
27.06.2004






Одна из последних стрелок перед шахтным стволом. Вид на запад.
27.06.2004






Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении.
27.06.2004






Одна из вагонеток у ворот шахты.
27.06.2004













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
       












22.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тульской области»

на главную страницу