ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ДЯТЬКОВО — БЫТОШЬ








Железнодорожная линия Дятьково — Бытошь находится в Дятьковском районе Брянской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет: 38 километров от станции Дятьково до станции Бытóшь, 5 километров от станции Стайная до станции Старь.

Эта железная дорога — одна из крупнейших в Европейской части России ведомственных железных дорог широкой колеи.

К глубокому сожалению, ввиду «пофигистичного» и антигосударственного характера российской власти участок Ивот — Бытошь разбирается в 2018 году. Протяжённость линии сокращается на 26 километров.

Изначально железная дорога Дятьково — Бытошь являлась частью большой Мальцовской (Мальцевской) узкоколейной железной дороги колеи 914 мм. История Мальцевской узкоколейной железной дороги находится отдельно.

По информации от собирателя истории Мальцовской (Мальцевской) узкоколейной железной дороги Владимира Жукова, участок Дятьково — Стайная — Ивот с ветвью Стайная — Старь (Чернятичи) был открыт в 1881 году. Участок Ивот — Волынь — Бытошь открыт в 1911 году.

В 1942 году на протяжении нескольких месяцев участок узкоколейной железной дороги Дятьково — Бытошь находился на территории «Партизанской республики» — анклава в тылу у немецких оккупантов, где была восстановлена Советская власть. В этот период удалось организовать пассажирское движение на изолированном участке Дятьково — Бытошь, со всех сторон окружённом врагами.

Во второй половине 1942 года Дятьково и Бытошь перешли под контроль оккупантов. Бытошь была освобождена 11 сентября 1943 года.

Линия Дятьково — Бытошь была последним участком Мальцовской железной дороги, остававшимся узкоколейным. Но в 1960-х годах участок Дятьково — Бытошь был реконструирован в железную дорогу широкой колеи. Именно реконструирован — почти всюду трассировка осталась изначальной. Тогда как главный ход узкоколейной железной дороги от Брянска до Песочни почти нигде не совпадает с железной дорогой широкой колеи, которая пришла ему на замену.

Небольшой «боковой» участок Стайная — Старь также был перестроен на широкую колею. Между тем, другие «боковые» участки узкоколейной железной дороги, от станции Волынь на запад и от станции Старь на запад, были разобраны без всякой замены.

Основное назначение железной дороги — обслуживание стекольных заводов в посёлках Ивот, Старь и Бытошь. Но стекольные заводы были не единственными грузоотправителями и грузополучателями.

Железную дорогу решили не передавать в состав сети общего пользования МПС СССР. Её обслуживанием, как и в «узкоколейные» времена, продолжила заниматься промышленная структура. В городе Дятьково были и пока ещё остаются две железнодорожные станции — на магистральной железной дороге Вязьма — Брянск и на «бытошьской» железной дороге.

Интересно, что на станции Бытошь ещё в 2013 году можно было видеть табличку «Граница подъездного пути». Она была установлена непосредственно перед территорией стекольного завода. Сама же железная дорога Дятьково — Бытошь подъездным путём не считалась, это была серьёзная железнодорожная структура.

Было развито пассажирское движение по маршрутам Дятьково («Бытошьский» вокзал) — Бытошь и Дятьково — Старь. В последние годы движения поезд курсировал только по маршруту Дятьково — Бытошь и состоял из одного пассажирского вагона. Поезд был особенно важен для деревни Торфяное, в которой никакого другого транспорта.

Пассажирское движение прекратилось в 1996 году.

Вплоть до 2013 года железная дорога выполняла регулярные грузовые перевозки. Но их объём с каждым годом сокращался из-за плохого положения стекольных заводов.

В конце 2012 года стекольный завод в Бытоши (ОАО «Кварцит») остановился. Это могло бы привести к моментальной разборке почти всей железной дороги.

Однако многолетний руководитель железной дороги Владимир Иванович Подбельцев — патриот родного края. Он всей душой болел за железную дорогу, он до последнего пытался её сохранить. Между тем, поддержание железной дороги требует средств — это выплата налогов и необходимость периодического движения, содержание пути.

Иногда удавалось использовать железную дорогу для отстоя временно неэксплуатируемых вагонов «большой» сети.

Все надеялись, что в Бытошь вернётся жизнь, что там заработает какое-либо производство. Что региональная власть обратит внимание на необходимость сохранения железной дороги. Разборка линии длиной 43 километра, с учётом ветви Стайная — Старь, является диверсионным актом против транспортной инфраструктуры России.

Но всем всё безразлично — ломайте, уничтожайте, разрушайте. В итоге пришлось принять решение разобрать участок Ивот — Бытошь, так как деньги на его поддержку кончились, и участок в любом случае был бы со временем разворован.

Разборка участка Ивот — Бытошь началась осенью 2017 года. На зиму прекращалась. Идёт очень медленно. По состоянию на 29 июня 2018 года, рельсы снимали у платформы Будочка. Осенью планируют «дойти» до Торфяного.

Участки Дятьково — Стайная — Ивот, Стайная — Старь ещё на несколько лет останутся. Но тоже с большой вероятностью будут разобраны, если заводы не возобновят грузовые перевозки.

Регулярное грузовое движение, по состоянию на 2018 год, есть только в пределах станции Дятьково (станция ведомственной железной дороги). Есть тепловоз ТГМ4-2416 1986 года постройки и дрезина (автомотриса служебная) АС1А-2780. Информация о номере от Владимира Жукова.

К той же организации «Промжелдортранс» относятся и подъездные пути предприятий, расположенных к востоку от железной дороги широкой колеи. К востоку от линии широкой колеи находится локомотивное депо. Тепловоз ТГМ4-2416 может попасть в депо только после манёвров по путям общего пользования. На это нужно предварительно оформить разрешение, и это происходит нечасто.



Поездки автора

Апрель 1998 года. Впервые посещаю Дятьково. Узнаю, что пассажирского движения уже нет.


Июль 2013 года. Маршрут экспедиции: Москва — Калуга I — Фаянсовая — Людиново I пригородные поезда. Пешком в Бытошь по «задворкам» Сукремльского чугунолитейного завода, через Болву. Через почти вымершие деревни Еловка и Крынки.

От деревни Крынки — самый трудный участок до Будочки. Местами почти «лесная целина». Но я смог удержать направление. Прохожу через уничтоженную немцами в 1942 году вместе с жителями и не восстановленную деревню Бобровка. А затем Будочка (Будочки), «цивилизация», вскоре и асфальт.

Бытошь — большое, старинное заводское село. Обширное исскуственное озеро, место неплохое для жизни — особенно, если бы действовала железная дорога.

На рельсах есть следы движения, но ждать поезда можно сколько угодно — может быть, неделю, может, и две. Вокзал частично заброшен, частично — жилой дом.

Ночёвка в одной из заброшенных частей вокзала. На следующий день — автобусом в Дятьково.

Автостанция в районном центре, как оказалось, находится в здании «Бытошьского вокзала». При этом западный сектор станционного здания продолжает использоваться по назначению. Там работает дежурный по станции, там размещается администрация железной дороги.

Беседую с Владимиром Подбельцевым, дарю ему несколько книг «По рельсам и по земле». Что будет дальше, он не знает, да и никто не может знать. Надеется сохранить железную дорогу. На Бытошь движения в ближайшие дни точно не будет.

Выезжаю дизель-поездом до Фаянсовой, затем до Вязьмы. Электропоезда Вязьма — Можайск, Можайск — Москва до станции Тучково.

Пешком в сумерках из Тучково в сторону станции ОКНСМ. Ночёвка в лесу между деревнями Марс и Молодиково. На следующий день удалось проехать по железной дороге Тучково — ОКНСМ.


Июнь 2018 года. Пригородные поезда: Москва — Калуга I, Калуга I — Сухиничи-Главные, Сухиничи-Главные — Фаянсовая. Станция Пробуждение на участке Сухиничи — Фаянсовая не восстановлена, подъездной путь в сторону Новослободска не восстановлен.

Досадный случай, в Фаянсовой проспал время отправления утреннего поезда на Брянск. Пешком с фотодокументацией почти весь немаленький перегон Фаянсовая — Подписная. Платным микроавтобусом за 22 рубля через весь город Киров на Фаянсовую.

Вечерним пригородным поездом Фаянсовая — Брянск до Дятьково. Ночёвка. Утром встречаюсь с Подбельцевым. При всех его усилиях, избежать трагического развития событий не удалось. Никто из местных железнодорожников не виноват, виноват маразм российской действительности.

Еду до места разборки линии. Две книги «По рельсам и по земле» подарены железнодорожникам. Пешком в Бытошь и на выезд из села. Автостопом до Дятьково, водителю — книгу «По рельсам и по земле». Пригородные поезда Дятьково — Брянск, Брянск — Сухиничи, Сухиничи — Калуга I, Калуга I — Москва.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ БЫТОШЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ БЫТОШЬ, СТАНЦИЯ ДЯТЬКОВО)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ДЯТЬКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ДЯТЬКОВО, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАЙНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ИВОТ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ИВОТ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ДРОБНИК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ВОЛЫНЬ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ТОРФЯНОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ, РАЗБОРКА ПУТИ, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК БУДОЧКА — БЫТОШЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК БУДОЧКА — БЫТОШЬ, БЫТОШЬ, ДЯТЬКОВО)
   









02.07.2018 © С. Болашенко

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!