Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ТЕТЮХИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Тетюхинская узкоколейная железная дорога (название использовалось в основном до 1932 года, в настоящее время является условным) находится на территории городского округа Дальнегорск Приморского края. До 2006 года протяжённость главной линии узкоколейной железной дороги (Дальнегорск — Рудная Пристань) составляла около 40 километров, суммарная протяжённость (без учёта станционных путей и подземных линий) — около 55 километров.

История (в основном по материалам официального сайта города Дальнегорска
http://www.dalnegorsk.ru/history/tetuhe_do1941.htm)


Добыча свинцово-серебрянных руд вблизи реки Тетюхе, на землях Ольгинского уезда Приморской области была начата в 1870-х годах. Первоначально она велась в минимальном объёме. В 1880 году российским предпринимателем швейцарского происхождения Юлием Ивановичем Бринером (1849-1920) была основана транспортно-грузовая компания «Бринер, Кузнецов и Ко». Основной деятельностью компании являлась добыча свинцовых, цинковых и серебрянных руд.

К началу ХХ века в верховьях реки Тетюхе возник одноимённый посёлок. Доставка оборудования на рудники производилась по морю, затем — гужевым транспортом, что было сопряжено с трудностями.

В 1908 году началось строительство узкоколейной железной дороги Тетюхе-Пристань (ныне Рудная Пристань) — Тетюхе (ныне Дальнегорск). Строительства велось на средства компании Ю.И. Бринера (в 1909 году она была преобразована в акционерное горнопромышленное общество «Тетюхе»).

В 1911 году участок Тетюхе-Пристань — Тетюхе был сдан в эксплуатацию. Его протяжённость составляла 38 километров, ширина колеи — 600 мм. Подвижной состав первоначально состоял из четырёх паровозов, 80 вагонов (в основном предназначенных для перевозки руды), 14 лесовозных платформ. Локомотивное депо было построено в посёлке Тетюхе.

Позднее узкоколейная железная дорога была реконструирована на колею 750 мм. Дата реконструкции не установлена.

В 1918–1924 годах рудник «Тетюхе» был законсервирован. Объём работы узкоколейной железной дороги сократился до минимума.

В 1922-1923 годах японская компания «Судзуки» на концессионной основе вела заготовку хвойного леса в долине реки Нежданка. Лес вывозился по узкоколейной железной дороге в Тетюхе-Пристань.

Несмотря на установление в Приморье Советской власти, 8 июля 1924 года был подписан концессионный договор сроком на 36 лет с торговым домом «Бринер и Ко», принадлежавшим сыну Ю.И. Бринера — Б.Ю. Бринеру. Предметом договора было использование рудника и его имущества, в том числе узкоколейной железной дороги. Таким образом, рудник фактически оставался частным предприятием.

В 1932 году частное владение закончилось — 3 января 1932 года все подразделения Тетюхинской концессии перешли в управление «Полиметаллического комбината «Цветметзолото» (фактически, были национализированы). 16 марта 1932 года вышел приказ директора: «Распоряжением Центра, сообщённым по телеграфу, бывший рудник «Рудник Тетюхэ» переименовывается в «Сихотэ-Алинский полиметаллический комбинат Главцветметзолото», сокращённо — «Сихали».

Узкоколейная железная дорога продолжала развиваться, на неё поступали новые паровозы советского производства. По узкоколейной железной дороге перевозились различные грузы: руда, лес, машины и оборудование для рудников, различные грузы для нужд посёлка. Существовало пассажирское сообщение.

Протяжённость узкоколейной железной дороге на пике её развития составляла не менее 70 километров. К северу от Тетюхе имелась лесовозная линия (лес заготавливался в окрестностях нынешнего посёлка Тайга).

В 1960-х годах на узкоколейной железной дороге паровозы были заменены тепловозами. Приблизительно тогда же было прекращено пассажирское движение.

В 1973 году в рамках кампании по искоренению «китайских» названий, последовавшей после советско-китайского военного конфликта, посёлку Тетюхе было присвоено название Дальнегорск, посёлку Тетюхе-Пристань — Рудная Пристань, река Тетюхе стала называться Рудная. В 1989 году Дальнегорск получил статус города. Численность его населения в то время составляла свыше 50 тысяч человек.

После 1991 года узкоколейная железная дорога перешла в собственность ОАО «Дальполиметалл». Состояние пути на участке Дальнегорск — Рудная Пристань постепенно ухудшалось.

23 июня 2005 года на узкоколейной железной дороге произошла авария, получившая огласку в средствах массовой информации — опрокинулись шесть вагонов-думпкаров, гружёных рудным концентратом.

В начале 2006 года владельцы комбината «Дальполиметалл» приняли решение о переходе на автомобильную доставку рудного концентрата от Дальнегорска до Рудной Пристани. По информации от А. Фетисова, последний поезд прошёл по узкоколейной железной дороге 10 апреля 2006 года. Вскоре была начата разборка пути на участке узкоколейной железной дороги протяжённостью не меньше 36 километров. Летом 2006 года путь демонтирован на всём протяжении этого участка.

Участок от станции Рудная (в черте города Дальнегорска, вблизи обогатительной фабрики) до рудников было решено сохранить. По нему осуществляется доставка руды на обогатительную фабрику.

По данным на конец 2006 года, протяжённость сохранившихся участков узкоколейной железной дороги составляла около 15 километров. Добыча руды производилась открытым способом (в карьерах) и подземным способом (в шахтах). Все шахты имели горизонтальные стволы (штольни). Линии узкоколейной железной дороги уходили под землю в штольнях нескольких рудников.

Подземные участки, а также небольшие наземные участки вблизи штолен были электрифицированы, на них работали шахтные электровозы. На наземных участках работали тепловозы ТУ7 (ТУ7А), в том числе ТУ7-1138, ТУ7А-3223, тепловоз-дрезина ТУ6Д-0133.







Заметка, написанная в 2006 году, когда производился демонтаж пути от Дальнегорска до Рудной Пристани.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

http://dalnegorsk.ru/foto/old_city.htm — старые фотографии объектов узкоколейной железной дороги на официальном сайте города Дальнегорска

http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=135471&tree=on&shbd=on&Offset=0 — материал А. Фетисова (2006 год)

http://www.rockbrynner.com/works.htm — фотографии (в числе прочего, имеются фотографии элекрифицированных участков узкоколейной железной дороги, расположенных вблизи штолен)

http://www.festu.ru/ru/structure/library/library/science/s131/article_31.htm — краткий исторический очерк о «Дальполиметалле»

http://www.dalnegorsk.ru/rail/main.htm — наиболее полная подборка фотографий узкоколейной железной дороги

http://dalnegorsk.ru/phpbb/viewtopic.php?t=448 — обсуждение на форуме (официальный сайт города Дальнегорска)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



В июне 2008 года Дальнегорск был посещён автором. От некогда крупнейшей на материковом Дальнем Востоке узкоколейной железной дороги на тот момент оставались жалкие остатки — два маленьких невзаимосвязанных фрагмента. Основной из них находился в западной части города Дальнегорска, пролегал от штольни Артём (имени Артёма) рудника Верхний через станцию Рудник и центральную обогатительную фабрику до штольни Бункерная рудника 2-й Советский.

Второй небольшой фрагмент находился в посёлке Рудная Пристань, на территории морского порта. Он был предназначен для доставки рудного концентрата, привезённого автомобилями, непосредственно к месту погрузки на суда, куда автомобили не могли подъехать. К сожалению, Рудная Пристань не была посещена.

Протяжённость пути в Дальнегорске, без учёта подземных участков — менее 5 километров, в Рудной Пристани — приблизительно около 1 километра.

Протяжённость подземных участков значительно превышала протяжённость наземных участков. У штольни Артём начинается Николаевский квершлаг (тоннель) протяжённостью около 3,5 километров. Габариты квершлага позволяют пропускать по нему вагоны-самосвалы (думпкары) УВС22, однако их ведут электровозы, а не тепловозы. Заход тепловозов невозможен не только под землю, но и на предштольневые наземные пути из-за малой высоты контактной сети.

На Николаевском руднике есть выход на поверхность путей колеи 750 мм. Единственные локомотивы, которые могут попасть на эти пути — шахтные электровозы. Для тепловозов эти пути недоступны.


Сохранившиеся наземные пути (по состоянию на 2008 год) на карте масштаба 1:100 000.

Число тепловозов, со слов начальника железнодорожного цеха, после закрытия линии на Рудную Пристань не уменьшилось. Имелись тепловозы ТУ7А-3179, ТУ6Д-0133, ТУ7А-3177, ТУ7А-3223 (в кабине шкаф от тепловоза ТУ7-2499), ТУ7-3144, ТУ7-3145 (в нерабочем состоянии).

Подземные пути колеи 750 мм составляют с наземными путями единую сеть и работают в единой технологической схеме. Шахтные электровозы можно увидеть и на поверхности — на путях вблизи штольни Артём.

Кроме путей колеи 750 мм, на нескольких подземных горизонтах имеются пути колеи 600 мм. На них работают электровозы и вагонетки других моделей. Пути колеи 600 мм нигде не выходят на поверхность.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ К ШТОЛЬНЕ АРТЁМ ВЕРХНЕГО РУДНИКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (НАЗЕМНЫЕ ПУТИ ШТОЛЬНИ АРТЁМ,
     ПОДЗЕМНЫЕ ПУТИ КОЛЕИ 750 ММ, КЛЕТЬ, СПУСК НА НИЖНИЕ ГОРИЗОНТЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОДЗЕМНЫЕ ПУТИ КОЛЕИ 750 ММ, ПОДЗЕМНЫЕ ПУТИ КОЛЕИ 600 ММ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОДЗЕМНЫЕ ПУТИ КОЛЕИ 600 ММ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (НАЗЕМНЫЕ ПУТИ У ШТОЛЬНИ АРТЁМ ВЕРХНЕГО РУДНИКА,
     ЭЛЕКТРОВОЗ КОЛЕИ 750 ММ НА ПОВЕРХНОСТИ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ РУДНАЯ, ШТОЛЬНЯ БУНКЕРНАЯ,
     ЛИНИЯ ОТ ШТОЛЬНИ БУНКЕРНАЯ В СТОРОНУ СТАНЦИИ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ЛИНИЯ ОТ ШТОЛЬНИ БУНКЕРНАЯ В СТОРОНУ СТАНЦИИ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ ОТ ШТОЛЬНИ БУНКЕРНАЯ В СТОРОНУ СТАНЦИИ РУДНИК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ РУДНИК, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ РУДНИК, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ РУДНИК, ЛИНИЯ К ШТОЛЬНЕ АРТЁМ, ПУТИ У ШТОЛЬНИ АРТЁМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ПУТИ У ШТОЛЬНИ АРТЁМ, СТАНЦИЯ РУДНИК, ДЕПО)    












12.01.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Приморского края»

на главную страницу