Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЕРЕВАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Ереванская детская железная дорога является единственной в Республике Армения действующей узкоколейной железной дорогой колеи 750 мм, не относящейся к категории шахтных. Она перестала в полной мере соответствовать определению «детская железная дорога» (не используется в учебных целях и выполняет только развлекательные поездки).

Однако эта небольшая и красивая «узкоколейка» продолжает действовать в летние месяцы. Она является редким и обнадёживающим примером сохранения в независимой Армении транспортных объектов, доставшихся от СССР (стоит напомнить, что трамвай в Ереване был уничтожен в 2003 году).



История

Ереванская детская железная дорога была открыта в 1937 году, став одной из первых в Советском Союзе. Быстрое строительство детской железной дороги стало своебразным ответом Еревана своему вечному сопернику — грузинской столице Тбилиси, где детская железная дорога появилась двумя годами раньше.

Местом размещения детской железной дороги был выбран левый берег реки Раздан (Зангу), к западу от центра города. Отдельные участки трассы пришлось «прорубать» в скальном грунте.

Протяжённость дороги составила около двух километров. Были построены две конечные станции и один промежуточный остановочный пункт. Необычной особенностью является то, что практически вся линия детской железной дороги пролегает между берегом горной реки Раздан и водоотводным каналом — таким образом, она окружена водой с двух сторон. Однако непосредственно к путям вода нигде не подходит.

Работа детской железной дороги прекратилась в конце в 1980-х годов, когда Армения вошла в период жесточайшего экономического и политического кризиса. В тяжелейшие для Армении 1990-е годы (война, разруха, полуголодное существование большинства жителей) дорогу удалось сохранить. После относительной стабилизации политического и экономического положения на Ереванской детской железной дороге снова стало осуществляться движение поездов — но только с прогулочными целями (без участия юных железнодорожников).







Состояние Ереванской детской железной дороги на октябрь 2010 года

Ереванская детская железная дорога принадлежит ООО «Детская железная дорога», которое является дочерней структурой Южно-Кавказской железной дороги (магистральной железной дороги Армении). Движение поездов осуществляется в тёплое время года (май — конец октября). Расписания движения поездов не существует — поезд отправляется, когда набирается достаточное число пассажиров.

Летом (июнь, июль, август) движение на детской железной дороге, как правило, осуществляется ежедневно. В другие месяцы движение может быть только в выходные дни при хорошей погоде. Известно, что в июле 2010 года тепловоз ТУ2-096 вышел из строя, в течение как минимум двух недель движение не осуществлялось.

Подвижной состав, как и в прошлые годы, был представлен одним действующим тепловозом — ТУ2-096, одним разграбленным тепловозом — ТУ2-116, одним паровозом — 159-434, двумя вагонами Pafawag (много лет не используются) и тремя открытыми вагонами на основе платформ (используются). Паровоз не растапливался уже не один десяток лет, но внешне выглядел относительно хорошо.

Единственная станция с путевым развитием — Айреник (Родина), северный конечный пункт. На противоположном конечном пункте, станции Пионеракан (Пионерская), путевого развития нет. При движении от станции Пионерская на станцию Айреник поезд следует вагонами вперёд. По неподтверждённым данным, путевого развития на станции Пионерская не было никогда (по крайней мере, известно, что 1980-х годах его уже не было). Промежуточная платформа Урахутюн (Радостная) находилась в заброшенном состоянии, поезд на ней не останавливался.

В сентябре 2010 года началось строительство тупика у станции Айреник. Список подвижного состава дополнила шахтная вагонетка. Тупик строится для того, чтобы погрузить паровоз на автотранспорт (доступ большегрузного автотранспорта к существующим путям затруднён). Паровоз предполагается отремонтировать в локомотивном депо и привести его в рабочее состояние.

Любопытным сооружением Ереванской детской железной дороги является «псевдотоннель», иногда называвшийся единственным тоннелем на детских железных дорогах СССР (впрочем, подобное сооружение имеется и на Запорожской детской железной дороге). Тоннель является бутафорским — он построен на ровном месте, и представляет собой длинную каменную арку, обросшую деревьями.

Одной из загадок Ереванской детской железной дороги является дата постройки тоннеля. На порталах выгравированы цифры «1956», однако благодаря старым фотографиям известно, что тоннель уже существовал в 1940-е годы. Скорее всего, он был построен вместе с детской железной дорогой. Откуда взялась цифра «1956» — неясно.

Будем надеяться, что рано или поздно Ереванская детская железная дорога хотя бы отчасти вернётся в свои лучшие годы, и на ней снова будут работать дети.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ АЙРЕНИК, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ АЙРЕНИК, ТЕПЛОВОЗ ТУ2-116, ТЕПЛОВОЗ ТУ2-096)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ АЙРЕНИК, УЧАСТОК АЙРЕНИК — УРАХУТЮН, ТОННЕЛЬ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЛАТФОРМА УРАХУТЮН, УЧАСТОК УРАХУТЮН — ПИОНЕРСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, СТАНЦИЯ АЙРЕНИК, СТРОИТЕЛЬСТВО ТУПИКА)
   











06.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Армении»

на главную страницу