Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











КОЗЬМИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Кóзьминской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Гыжéг, расположенный в Ленском районе Архангельской области, недалеко от берега крупной реки Вычегда, в нескольких километрах севернее села Козьмино. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



История

Козьминский лесопункт было решено строить в 1939 году, но тогда строительство не началось. Вернулись к этому проекту лишь после Великой Отечественной войны.

Козьминский лесопункт Ленского леспромхоза был официально образован в 1950 году. 20 марта 1950 года появился мастерский участок в Гыжеге. Началось строительство магистральной линии Козьминской узкоколейной железной дороги.

Дорога вступила в постоянную эксплуатацию в 1954 году. Тогда её протяжённость составила 9 километров. Позднее максимальная протяжённость достигла 68 километров, из них магистраль — 26 километров, ветка — 17 километров. Имелся лесной посёлок Боровое.

В 1955 году было вывезено 26 100 кубометров древесины, в 1956 году — 40 600, в 1957 году — 61 600. План вывозки на 1958 год — 80 000 кубометров (фактически было вывезено 83 640), на 1959 — 110 000, на 1967 — 136 000, на 1968 — 137 000. Максимальный объём вывозки достигнут в 1965 году — 140 000 кубометров. Лес по узкоколейной железной дороге тогда вывозили круглогодично.

Первоначально имелось четыре паровоза КП4. Дрова для паровозов и «газочурки» для газогенераторных мотовозов пилили вручную.

Позднее появились мотовозы ДМ54 и МД54-4. Паровозы исчезли в 1964 году (по другим данным, они были отставлены от работы ещё в 1958 году). Были пожарные автодрезины, санитарная дрезина («скорая помощь»). Имелось два тепловоза ТУ2МК.

В 1960 году имелось 7 мотовозов, 3 паровоза, пять вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, 124 грузовых вагона. Пассажирские вагоны вначале были деревянными. Цельнометаллические вагоны ПВ появились в 1960-е годы.

Тепловозы, как правило, привозили в Гыжег на барже по реке Вычегда. ТУ2МК доставляли зимой от станции Межог на санях трактором, а появившиеся значительно позднее тепловозы ТУ7 доставляли автотранспортом — на «трале» (трейлере).

Тепловозы ТУ4 появились, ориентировочно, в 1962 году (вначале — 2 единицы). Количество тепловозов ТУ6А позднее достигло 13 единиц.

Приблизительно в 1970 году был выселен лесной посёлок Боровое, расположенный на 28-м километре от Гыжега.

В 1988 году вблизи главной станции узкоколейной железной дороги было открыто новое депо. С 2002 года в нём разместилась диспетчерская, а старое деревянное здание диспетчерской «законсервировали».

16 ноября 2002 года Козьминский лесопункт был передан Ленским леспромхозом в аренду Верхнелупьинскому леспромхозу.

В 2006 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.





Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2004 года, вблизи одного из бывших нижних складов, недалеко от берега реки, стоит кабина тепловоза ТУ6А-0217.

В депо имеется тепловоз ТУ6А-3742, переделанный в снегоочиститель (привезён с Урдомской узкоколейной железной дороги в 2003 году). Есть также ТУ6А-3553, ТУ6А-0371. На нескольких тепловозах номера не читаются.

Локомотивы по состоянию на 2001 год:

ТУ6А-3032 (выпущен 16.08.1984)
ТУ6А-3342 (выпущен 22.03.1985)
ТУ6А-3553 (выпущен 01.04.1986)
ТУ6А-3673 (выпущен 15.09.1986)
ТУ6А-2570 (выпущен 22.02.1987) — возможно, запись ошибочна
ТУ7А-2466 (выпущен 06.03.1985)
ТУ8-0041 (выпущен ??.09.1987) В документе записано «ТУ8А».

По другим данным, указана не дата выпуска тепловозов, а дата их поступления в лесопункт.










__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________




Начальник Козьминского лесопункта В. А. Иванов
на узкоколейной железной дороге.
Снимок из архива.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ПАСПОРТ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    












24.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу