Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КОЗЬМИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Кóзьминской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Гыжéг, расположенный в Ленском районе Архангельской области, недалеко от берега крупной реки Вычегда, в нескольких километрах севернее села Козьмино. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



История

Козьминский лесопункт было решено строить в 1939 году, но тогда строительство не началось. Вернулись к этому проекту лишь после Великой Отечественной войны.

Козьминский лесопункт Ленского леспромхоза был официально образован в 1950 году. 20 марта 1950 года появился мастерский участок в Гыжеге. Началось строительство магистральной линии Козьминской узкоколейной железной дороги.

Дорога вступила в постоянную эксплуатацию в 1954 году. Тогда её протяжённость составила 9 километров. Позднее максимальная протяжённость достигла 68 километров, из них магистраль — 26 километров, ветка — 17 километров. Имелся лесной посёлок Боровое.

В 1955 году было вывезено 26 100 кубометров древесины, в 1956 году — 40 600, в 1957 году — 61 600. План вывозки на 1958 год — 80 000 кубометров (фактически было вывезено 83 640), на 1959 — 110 000, на 1967 — 136 000, на 1968 — 137 000. Максимальный объём вывозки достигнут в 1965 году — 140 000 кубометров. Лес по узкоколейной железной дороге тогда вывозили круглогодично.

Первоначально имелось четыре паровоза КП4. Дрова для паровозов и «газочурки» для газогенераторных мотовозов пилили вручную.

Позднее появились мотовозы ДМ54 и МД54-4. Паровозы исчезли в 1964 году (по другим данным, они были отставлены от работы ещё в 1958 году). Были пожарные автодрезины, санитарная дрезина («скорая помощь»). Имелось два тепловоза ТУ2МК.

В 1960 году имелось 7 мотовозов, 3 паровоза, пять вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, 124 грузовых вагона. Пассажирские вагоны вначале были деревянными. Цельнометаллические вагоны ПВ появились в 1960-е годы.

Тепловозы, как правило, привозили в Гыжег на барже по реке Вычегда. ТУ2МК доставляли зимой от станции Межог на санях трактором, а появившиеся значительно позднее тепловозы ТУ7 доставляли автотранспортом — на «трале» (трейлере).

Тепловозы ТУ4 появились, ориентировочно, в 1962 году (вначале — 2 единицы). Количество тепловозов ТУ6А позднее достигло 13 единиц.

Приблизительно в 1970 году был выселен лесной посёлок Боровое, расположенный на 28-м километре от Гыжега.

В 1988 году вблизи главной станции узкоколейной железной дороги было открыто новое депо. С 2002 года в нём разместилась диспетчерская, а старое деревянное здание диспетчерской «законсервировали».

16 ноября 2002 года Козьминский лесопункт был передан Ленским леспромхозом в аренду Верхнелупьинскому леспромхозу.

В 2006 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.





Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2004 года, вблизи одного из бывших нижних складов, недалеко от берега реки, стоит кабина тепловоза ТУ6А-0217.

В депо имеется тепловоз ТУ6А-3742, переделанный в снегоочиститель (привезён с Урдомской узкоколейной железной дороги в 2003 году). Есть также ТУ6А-3553, ТУ6А-0371. На нескольких тепловозах номера не читаются.

Локомотивы по состоянию на 2001 год:

ТУ6А-3032 (выпущен 16.08.1984)
ТУ6А-3342 (выпущен 22.03.1985)
ТУ6А-3553 (выпущен 01.04.1986)
ТУ6А-3673 (выпущен 15.09.1986)
ТУ6А-2570 (выпущен 22.02.1987) — возможно, запись ошибочна
ТУ7А-2466 (выпущен 06.03.1985)
ТУ8-0041 (выпущен ??.09.1987) В документе записано «ТУ8А».

По другим данным, указана не дата выпуска тепловозов, а дата их поступления в лесопункт.










__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________




Начальник Козьминского лесопункта В. А. Иванов
на узкоколейной железной дороге.
Снимок из архива.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ПАСПОРТ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    












24.05.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу