Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МАЛАЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Дальневосточная детская железная дорога находится в Железнодорожном районе города Хабаровска. По состоянию на 2008 год, она является единственной действующей узкоколейной железной дорогой в Хабаровском крае (без учёта шахтных узкоколейных железных дорог).


История (по материалам брошюры «Малая Дальневосточная железная дорога: 1958-2008»)

Создание детской железной дороги было приурочено к 100-летию города Хабаровска, отмечавшемуся в 1958 году. Строительство началось в 1957 году. В нём принимали активное участие работники предприятий Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги, студенты Хабаровского техникума железнодорожного транспорта и Хабаровской технической школы.

19 мая 1958 года состоялась торжественная церемония открытия детской железной дороги. В ней принял участие начальник Дальневосточной железной дороги Л. Н. Кувшинов.

Первоначально детская железная дорога была не похожа на нынешнюю. На момент открытия она была самой короткой в стране (протяжённость составляла около 600 метров), имела конфигурацию замкнутого кольца, находящегося в парке посёлка Хабаровского овощесовхоза. На дороге имелась одна станция, получившая название Юбилейная в честь 100-летнего юбилея города. Подвижной состав был представлен одним мотовозом (тип не установлен), тремя открытыми деревянными вагонами и одним «самодельным» (?) закрытым вагоном.

В «миниатюрном» виде дорога работала лишь в течение первого сезона. В 1959 году была построена линия протяжённостью около 3 300 метров, пролегающая от посёлка Хабаровского овощесовхоза в направлении железнодорожного вокзала и центра города. Южная конечная станция, названная стандартно для детских железных дорог — Пионерская, находилась на улице Карла Маркса (предположительно, вблизи «Памятника партизанам»). Были построены две промежуточные платформы — Озёрная и Совхозная.

В начале 1959 года на детскую железную дорогу поступил паровоз 159-6421, ранее работавший на одной из лесовозных узкоколейных железных дорог Хабаровского края (возможно, на Вяземской узкоколейной железной дороге).

В 1965 году на детскую железную дорогу поступили четыре цельнометаллических пассажирских вагона Pafawag, которые заменили деревянные вагоны.

В 1967 году был ликвидирован крайний южный участок детской железной дороги, протяжённостью около 900 метров — от улицы Краснодарской до улицы Карла Маркса. Названные причины ликвидации — нежелательность эксплуатации вагонов Pafawag на участке, изобилующем кривыми малого радиуса, и застройка района. Станция Пионерская была перенесена на современное место — к западу от Краснодарской улицы. По неподтверждённым данным, станция Юбилейная также была перенесена.

В ходе реконструкции на дорогу поступили тепловозы ТУ2-001 и ТУ2-243. Паровоз 159-6421 был установлен в качестве памятника на новой станции Пионерская.

В 1970 году тепловоз ТУ2-001 был передан на Свободненскую Малую Забайкальскую детскую железную дорогу. Потеря «исторического» локомотива могла бы огорчить многих юных железнодорожников, поэтому здесь произвели фальсификацию — тепловозу ТУ2-243 был присвоен вымышленный номер «ТУ2-001». Таким образом, на протяжении некоторого времени на двух детских железных дорогах находились тепловозы с одинаковым номером. Не позднее лета 2005 года ТУ2-243 был установлен в качестве памятника рядом с паровозом, перед этим ему был возвращён истинный номер.

В 1972 году было открыто локомотивное депо на станции Юбилейная. Первоначально оно имело имело два стойла, вмещало только локомотивы. В 1986 году здание депо было расширено — к нему было пристроено помещение, предназначенное для хранения вагонов.

В 1986 году вагоны Pafawag были заменены вагонами ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода. В 1987 году на замену единственному на тот момент тепловозу ТУ2-243 («ложный» номер ТУ2-001) поступили тепловозы ТУ7-2611 и ТУ7-2612.

В 1999 году было принято решение о реконструкции детской железной дороги. На первом этапе реконструкции, завершившемся уже к сезону 2000 года, был осуществлён ремонт вокзала и учебного корпуса на станции Пионерская, заменено верхнее строение пути, внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов.

В районе платформы Озёрная линия детской железной дороги пролегает в непосредственной близости от Краевой клинической больницы и пересекает в одном уровне автомобильную дорогу к больнице. В 2004 году были произведены работы по переукладке пути и обустройству переезда, с связи с чем движение поездов в 2004 году началось не в конце мая, как обычно, а в середине июля.

По неподтверждённым данным, с целью ликвидации переезда предполагалось соорудить вблизи больницы выемку, над которой должен быть построен автомобильный путепровод. По состоянию на 2008 год, это не осуществлено.

19 августа 2007 года на станции Пионерская состоялась церемония закладки первого камня здания спального корпуса на 40 мест, в ней приняли участие президент ОАО «Российские железные дороги». В. И. Якунин и начальник Дальневосточной железной дороги М. М. Заиченко. В тот же день почётные гости, среди которых были В. И. Якунин, М. М. Заиченко, Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, совершили поездку в поезде детской железной дороги.

К 50-летнему юбилею Малой Дальневосточной детской железной дороги реконструкция была завершена, на станции Пионерская было открыто трёхэтажное здание спального корпуса, предназначенное для проживания иногородних юных железнодорожников. Учебно-административное здание детской железной дороги, одновременно являющееся вокзалом станции Пионерская, было расширено и из примитивной серой «коробки» превратилось в современную привлекательную постройку. Были отремонтированы локомотивы-памятники, действующие локомотивы и вагоны. 25 мая 2008 года был открыт 50-й сезон работы детской железной дороги.



Детская железная дорога по состоянию на 30 мая 2008 года
(описание поездки автора: http://infojd.ru/dop/poezdka2008habirk.html)


Протяжённость детской железной дороги от станции Пионерская до депо на станции Юбилейная составляет около 2500 метров. Главной станцией дороги обычно считается станция Пионерская — она находится рядом с учебно-административным зданием детской железной дороги, на ней начинают и заканчивают поездку почти все пассажиры. Однако локомотивное депо находится на противоположном конце линии детской железной дороги — на станции Юбилейная, что является нехарактерным случаем для детских железных дорог.

Станция Пионерская имеет два пути и два стрелочных перевода, оборудована электрической централизацией. Станция Озёрная (фактически — остановочный пункт) находится у входа на территорию Краевой клинической больницы, имеет одну платформу без каких-либо построек. Немногим южнее станции находится пост дежурного по переезду.

В некоторых схемах детской железной дороги к северу от станции Озёрная показана станция Юность. Этой станции никогда не было — на её месте находится второй пост дежурного по переезду.

На территории посёлка Овощесовхоза находится третий пост дежурного по переезду и станция Совхозная (фактически — остановочный пункт).

Станция Юбилейная, как и станция Пионерская, находится на огороженной территории. Здесь имеется одна платформа, два стрелочных поста, здание вокзала. К северу от платформы находится депо. Станция имеет 6 стрелочных переводов, из которых 4 (на тракционных путях) не оборудованы электрической централизацией.

Тяговый подвижной состав детской железной дороги представлен тепловозами ТУ7-2611 и ТУ7-2612. Прицепной подвижной состав — 6 вагонов ПВ40, 1 вагон-платформа. Локомотивы-памятники: паровоз 159-6421, тепловоз ТУ2-243. Тендер паровоза является неоригинальным. Скорее всего, он был собран в локомотивном депо Хабаровск из подручных материалов.

Движение поездов осуществляется с конца мая до начала сентября ежедневно, кроме понедельника. За день пропускается 8 пар поездов. Стоимость проезда, по состоянию на 2008 год — 50 рублей.



Билет для проезда по Малой Дальневосточной детской железной дороге.
30 мая 2008 года.


Детская железная дорога не имеет транспортного значения. Рассматривались планы её продления, но сейчас это едва ли возможно — дорога окружена городской застройкой.







______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________




Cтанция Пионерская (главная станция Малой Дальневосточной дороги),
вид со стороны станции Юбилейная. Справа — паровоз-памятник
159-6421 и тепловоз-памятник ТУ2-243.
30.05.2008




Станция Юбилейная. Вид со стороны станции Пионерская.
30.05.2008












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ЛОКОМОТИВЫ-ПАМЯТНИКИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, УЧАСТОК ПИОНЕРСКАЯ — ОЗЁРНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК ПИОНЕРСКАЯ — ОЗЁРНАЯ, ПЛАТФОРМА ОЗЁРНАЯ,
     УЧАСТОК ОЗЁРНАЯ — СОВХОЗНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ОЗЁРНАЯ — СОВХОЗНАЯ, ПЛАТФОРМА СОВХОЗНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЛАТФОРМА СОВХОЗНАЯ, УЧАСТОК СОВХОЗНАЯ — ЮБИЛЕЙНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЮБИЛЕЙНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ЮБИЛЕЙНАЯ, ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ЮБИЛЕЙНАЯ, ВАГОНЫ ПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА СО СТАНЦИИ ПИОНЕРСКАЯ)    












12.03.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Хабаровского края»

на главную страницу