Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ХРИСТОФОРОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Христофоровской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Христофорово, расположенный вблизи одноимённой станции, являющейся самой северной на Горьковской железной дороге (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи от станции Сусоловка).

Название узкоколейной железной дороги приводится со слов её бывших работников. Автор не встречал документов, в которых упоминалось бы название узкоколейной железной дороги, поэтому гарантировать его достоверность невозможно.

Точная дата постройки узкоколейной железной дороги не установлена. Ориентировочно, она появилась в 1940-е годы.

Первоначально на дороге работали паровозы. Первые тепловозы ТУ4 прибыли в 1965 году. Со слов бывшего начальника узкоколейной железной дороги Алексея Петровича Смертина, имелись тепловозы ТУ4-2941 (либо ТУ4-0941), ТУ4-1500. Позднее использовались также тепловозы ТУ6А, ТУ7 (ТУ7А).

До лесного посёлка Хобот, расположенного в 25 километрах от Христофорово, дважды в день курсировал пассажирский поезд. Обычно его вёл мотовоз МД54-4.



Узкоколейная железная дорога Христофоровского леспромхоза
на топографической карте масштаба 1: 200 000 «Кировская
область», выпущенной в 2000 году 439-й ЦЭВКФ.



К началу 1990-х годов объём вывоза леса по узкоколейной железной дороге резко уменьшился, а в посёлке Хобот не осталось постоянного населения.

По состоянию на 1994 год, лес вывозился от 27 километра «южной ветки» (эта ветка начиналась путевым треугольником на 17-м километре магистрали Христофорово — Хобот, вела в юго-восточном направлении). В том же году вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён.

Ещё почти 6 лет после этого основная магистраль Христофорово — Хобот сохранялась в рабочем состоянии, на ней существовало нерегулярное движение. Жители посёлка Христофорово ездили по узкой колее в лес на мотодрезинах-«пионерках».

В ликвидированном посёлке Хобот было много покосов. В сенокосный сезон (июль-август) туда регулярно ездил «сенокосный» пассажирский поезд, в ноябре-декабре из Хобота вывозили сено. Организатором этого движения был А. П. Смертин.

После 2000 года сенокосные поезда уже не назначались. Одна из причин этого — на некоторых участках путь стал непригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава. Почти все исправные тепловозы были проданы, и отправились на другие узкоколейные железные дороги (известно, что один из тепловозов попал в посёлок Таврический, на Аникинскую узкоколейную железную дорогу).

В 2002 году было принято решение об окончательной разборке узкоколейной железной дороги. На протяжении почти всего следующего, 2003 года, по её линиям ездил тепловоз с бригадой «разбиральщиков».

Весной 2004 года были сняты последние участки пути за пределами нижнего склада в посёлке Христофорово.

Короткий участок узкоколейной железной дороги на нижнем складе действовал ещё несколько лет, затем был ликвидирован. По состоянию на 2009 год (информация от С. Костыгова), путь на нижнем складе полностью разобран.





Ситуация узкоколейной железной дороги (по состоянию на лето 2004 года)

Христофоровская узкоколейная железная дорога по-прежнему является действующей. Звучит странно — но это не «опечатка». Однако протяжённость узкоколейной железной дороги составляет уже не 40-50 километров, как когда-то, а менее одного километра.


Окрестности посёлка Христофорово на топографической карте масштаба 1:100 000.
Сохранившийся участок узкоколейной железной дороги (по состоянию
на 2004 год) выделен красным цветом.


Особенность работы нижнего склада в Христофорове такова, что автомобили-лесовозы не могут подъезжать непосредственно к эстакадам, на которые подаются хлысты для разделки. Кроме того, большая часть хлыстов заготавливается зимой, а отгрузка древесины потребителям производится круглый год.

Узкоколейную железную дорогу было решено сохранить в качестве средства доставки хлыстов к эстакаде. К югу от основной территории нижнего склада имеется площадка, предназначенная для накопления хлыстов, доставленных автомобильным транспортом. К ней подведён путь узкой колеи. Тракторный погрузчик грузит хлысты в сцепы, состав отправляется на разгрузку, и вскоре возвращается в «запасник».

Протяжённость участка с грузовым движением (от запасника до эстакады) составляет около 300 метров. Кроме него, сохранился участок пути, подводящий к пункту заправки тепловоза горюче-смазочными материалами.

Движение на «грузовом» участке — круглогодичное и регулярное (за каждый рабочий день от «запасника» отправляется 15—20 гружёных составов). Перспективы его работы в будущем неясны. Нельзя исключать, что нижний склад будет переоборудован, и автомобили-лесовозы смогут подъезжать к тому месту, куда сейчас хлысты доставляются по рельсам.



Подвижной состав

По состоянию на лето 2004 года, имеется один действующий тепловоз — ТУ6А-3210. Все перевозки на нижнем складе обеспечивает только он. В северной части нижнего склада сохранился разгромленный тепловоз ТУ6А-0321, а также два ещё более «пострадавших» тепловоза ТУ6А (либо ТУ8).

В лесу, рядом с территорией нижнего склада, стоит около восьми тепловозов ТУ6А (ТУ8) в аналогичном состоянии.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    












10.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Кировской области»

на главную страницу