МАЛАЯ ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Малая Восточно-Сибирская (Иркутская) детская железная дорога находится в городе Иркутске — центре Иркутской области и Восточно-Сибирской железной дороги. Местонахождение детской железной дороги — острова Юность и Конный на реке Ангаре (фактически они представляют собой полуостров, соединённый дамбой с правым берегом реки).

В нынешнем виде Малая Восточно-Сибирская детская железная дорога действует с 1992 года. С 1939 года по 1992 год в Иркутске действовала другая детская железная дорога — «Старая» Малая Восточно-Сибирская. Она находилась в другом конце города — в районе Рабочее.

Строительство новой Малой Восточно-Сибирской детской железной дороги началось в 1986 году. Позднее оно на некоторое время приостанавливалось из-за отсутствия средств.

Новая детская железная дорога была торжественно открыта 2 августа 1992 года. Старая детская железная дорога в Рабочем после этого была ликвидирована.

Подвижной состав новой детской железной дороги частично был перевезён со старой детской железной дороги, а именно — тепловозы ТУ2-228 и ТУ2-053, как минимум два вагона Pafawag. Частично — был закуплен специально для новой дороги (14 вагонов ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода, тепловоз ТУ7-2925 производства Камбарского машиностроительного завода).

Протяжённость новой детской железной дороги составила около 3200 метров. Конфигурация дороги — петля. Главная станция, как и на старой детской железной дороге, была названа Солнечная. Других станций на момент открытия дороги не было — их строительство предусматривалось проектом (этим объясняется большое число поступивших на дорогу пассажирских вагонов), но не было реализовано.




Тепловоз ТУ2-288 с «демиховскими» вагонами ПВ40 на станции Солнечная. Начало 1990-х годов.
Снимок из архива детской железной дороги.




В первые 10 лет работы новая детская железная дорога по материально-технической оснащённости во многом уступала старой. На ней была только одна станция, и главное — не было полноценных зданий. Учебный корпус по-прежнему находился на бывшей станции Солнечная старой детской железной дороги.

В 2000 году детская железная дорога находилась под угрозой ликвидации из-за начавшегося строительства автомобильного моста через реку Ангару. Первоначальным проектом мостового перехода (скорее всего, созданным до появления на острове детской железной дороги) предусматривалось, что предмостный подход автодороги будет выполнен в виде насыпи. Никаких сооружений для пропуска линии узкоколейной железной дороги в ней не предусматривалось.

Рассматривались предложения ликвидировать детскую железную дорогу ради строительства автодорожной насыпи. В итоге проект мостового перехода был изменён. Вместо насыпи на острове было решено построить эстакаду. Это позволило не только сохранить детскую железную дорогу, но и свести к минимуму воздействие на природу острова.

4 августа 2002 года на станции Солнечная была открыта первая очередь административно-учебного комплекса. Летом 2003 года открылась вторая очередь административно-учебного комплекса и две новые промежуточные станции: Родники и Ангара. С этого времени Малая Восточно-Сибирская детская железная дорога является одной из лучших по уровню материально-технического оснащения.

Комплекс зданий на станции Солнечная впечатляет своими размерами. По масштабам он превосходит вокзалы в некоторых крупных городах и здание управления Сахалинской железной дороги.

Приблизительно тогда же на детской железной дороге был создан музей натурных образцов подвижного состава широкой колеи. По состоянию на 2008 год, среди них был паровоз Л-3507.

5 июля 2003 года Малой Восточно-Сибирской детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского – начальника Восточно-Сибирской с 1968 по 1979 год, почётного железнодорожника.

К открытию эксплуатационного сезона 2007 в депо Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги прошёл капитальный ремонт тепловоз ТУ2-228, к открытию сезона 2008 года — тепловоз ТУ2-053. Фактически, дорога получила новые локомотивы: от старых тепловозов с такими же номерами в них осталось немногое.

По состоянию на 2008 год, движение поездов на Малой Восточно-Сибирской детской железной дороге осуществляется с 9 мая до 31 августа кроме ежедневно, понедельника и вторника. В ходу 9 поездов, отправление от станции Солнечная — в 10:40, 11:15, 11:50, 12:25, 14:30, 15:05, 15:40, 16:15, 16:50 (время местное). В случае отсутствия пассажиров (например, из-за неблагоприятной погоды) движения может не быть.

Имеются два состава: «Малый Байкал» и «Сибирячок», каждый состоит из 7 вагонов. Несмотря наличие на петле двух промежуточных станций, движение по петле осуществляется только в одном направлении — против часовой стрелки (Солнечная — Ангара — Родники — Солнечная).

С 2008 года Малая Восточно-Сибирская детская железная дорога знаменита тепловозами, получившими весьма своебразный дизайн после реконструкции в депо Слюдянка. В этих тепловозах трудно узнать привычные ТУ2. Тепловозы ТУ2 Малой Московской детской железной дороги, модернизированные в Рязани, выглядят ближе к оригиналу.


Я впервые побывал здесь 12 июня 2008 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2008habirk.html.

Удалось совершить поездку по всей линии в кабине тепловоза ТУ2-228.

При модернизации тепловозы были оснащены новейшим оборудованием, в том числе электронной системой управления (под ОС «Windows»). Однако к качеству тепловоза ТУ2-228 у машинистов есть претензии — в сильный дождь протекает крыша и периодически приходится удалять воду, дизель порой удаётся запустить с трудом. Электронная система управления пока не давала серьёзных сбоев, но такой риск есть. Со слов машиниста-инструктора, именно на случай отказа электроники на дороге должен оставаться резерный тепловоз ТУ7-2925, которого модернизация не коснулась.

Благодарю работников Малой Восточно-Сибирской детской железной дороги за содействие!





______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________




Фотографии, сделанные на Малой Восточно-Сибирской детской железной дороге.
12.06.2008












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ, ТЕПЛОВОЗ ТУ2-228, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ — СТАНЦИЯ АНГАРА, СТАНЦИЯ РОДНИКИ)
   











11.01.2010 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Иркутской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика