«СТАРАЯ» МАЛАЯ ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







«Старая» Малая Восточно-Сибирская (Иркутская) детская железная дорога находилась в восточной части города Иркутска (район Рабочее), к северу от реки Ушаковки. Детская железная дорога являлась одной из первых в стране — она была открыта 8 ноября 1939 года (в один день с Малой Горьковской детской железной дорогой).




Местонахождение трёх узкоколейных железных дорог Иркутска («Старая» Малая Восточно-Сибирская
детская железная дорога, «Новая» Малая Восточно-Сибирская (Иркутская) детская железная дорога,
открытая в 1992 году, узкоколейная железная дорога Иркутского завода тяжёлого машиностроения
имени В.В. Куйбышева) на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году.




Одна из немногих известных карт города Иркутска, на которой частично показана детская железная дорога.




«Старая» Малая Восточно-Сибирская детская железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»).
Трасса отмечена не полностью.



Планы создания детской железной дороги в Иркутске возникли в 1936 году. В 1937 году проектной конторой Восточно-Сибирской железной дороги был подготовлен проект строительства детской железной дороги. Строительство началось в октябре 1937 года, в нём участвовали комсомольцы города, рабочие заводов и фабрик, студенты и служащие. 8 ноября 1939 года состоялась торжественная церемония открытия детской железной дороги.

На узкоколейной железной дороге с момента открытия было два локомотива: паровоз серии 159 и танк-паровоз австрийского производства (фирма «Краусс-Линц»). Пассажирские вагоны были построены Иркутским заводом тяжёлого машиностроения имени Куйбышева, располагавшимся недалеко от детской железной дороги.

По проекту, линия детской железной дороги первоначально имела две станции: Солнечная (основная) и Пионерская. Станция Солнечная находилась вблизи улицы Баррикад, далее детская железная дорога пролегала вокруг стадиона «Динамо». На дороге строилось локомотивное депо имени Лазаря Кагановича и мост имени Павлика Морозова (мост пересекал протоку реки Ушаковки, его длина составляла 19 метров). Противоположный конечный пункт — станция Пионерская, на которой также предусматривалось строительство пассажирского здания.

В 1939 году году была открыта первая очередь детской железной дороги, протяжённость и конфигурация действовавшей на тот момент линии не выяснена. В 1940 году была открыта вторая очередь, с этого времени протяжённость детской железной дороги составляла около 2 километров (Солнечная — Пионерская).

В период Великой Отечественной войны детская железная дорога не работала. Оба паровоза были переданы на Иркутский завод тяжёлого машиностроения имени Куйбышева, на котором осенью 1941 года в срочном порядке была построена узкоколейная железная дорога, соединившая его с железной дорогой широкой колеи. Многие юные железнодорожники продолжали работать на паровозах ДЖД — но в другом месте, на заводской узкоколейной железной дороге, выполнявшей перевозки продукции, необходимой для фронта. После войны паровозы были возвращены на детскую железную дорогу, в 1947 году её работа возобновилась.

В 1959 году был получен новый тепловоз ТУ2-228, построенный Калужским машиностроительным заводом. Как минимум один паровоз был снова передан Иркутскому заводу тяжёлого машиностроения.

В 1962 году в связи со строительством нового жилого района детская железная дорога была укорочена примерно вдвое — до 920 метров, станция Пионерская была перенесена в другое место. Предполагалось, что взамен участка, попадающего под застройку, будет построен новый (немногим южнее, вдоль берега реки Ушаковки), но этого не произошло.

В 1964 году пассажирские вагоны постройки ИЗТМ были заменены пассажирскими вагонами производства завода Pafawag (Польша). В 1973 году поступил тепловоз ТУ2-053. В 1977 году было открыто движение двух поездов (не одновременное, так как промежуточных раздельных пунктов на дороге не было).

С 1970-х годов стали активно обсуждаться планы переноса детской железной дороги в другое место. Рассматривалась возможность строительства новой линии в пади Грязнуха, что позволило бы создать детскую железную дорогу значительной протяжённости, возможно, имеющую транспортное значение. Однако в итоге был принят значительно более худший вариант: местом размещения детской железной дороги были выбраны острова Юность и Конный на реке Ангаре. Ограниченное пространство островов не оставляло возможности построить длинную линию, транспортное сообщение с детской железной дорогой на островах хуже, чем на прежнем месте (расстояние до ближайшей остановки общественного транспорта — свыше километра).

Строительство детской железной дороги на островах Юность и Конный было включено в Генеральный план развития города. В 1986 году строительство было начато. 2 августа 1992 года была открыта «Новая» Малая Восточно-Сибирская детская железная дорога.

Предположительно, последним сезоном работы «Старой» Малой Восточно-Сибирской детской железной дороги было лето 1992 года (по другим данным, в 1992 году она уже не работала). Оба тепловоза (ТУ2-228 и ТУ2-053) были перевезены на новую детскую железную дорогу. Туда же были перевезены как минимум два вагона Pafawag.

В последующие годы детская железная дорога была почти полностью уничтожена. У бывшей станции Солнечная до 2003 года существовал учебный корпус. Сохранились ли вокзальные здания — не установлено.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 01)
   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 02)
   











25.01.2010 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Иркутской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика