Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА КАРНАСУРТСКОМ РУДНИКЕ







Карнасуртский рудник (рудник «Карнасурт») находится в Ловозерском районе Мурманской области, в 7 километрах от посёлка Ревда. По состоянию на 2008 год, рудник принадлежит Ловозерскому ГОКу (горно-обогатительному комбинату), управление которого находится в Ревде. На руднике ведётся подземная добыча лопаритовой руды — сырья для производства редких и редкоземельных металлов (тантала, ниобия, титана, и некоторых других). Название рудника происходит от горы Карнасурт (в переводе с саамского языка карнас — ворон, урт — гора, горная цепь).

На руднике действует шахтная узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки суммарной протяжённостью свыше 1 километра. Ширина колеи составляет 600 мм. Наземные участки полностью электрифицированы.


История (по материалам музея Ловозерского ГОКа)

Подготовка к строительству Карнасуртского рудника началась в 1938 году. В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, работы были прекращены. Активное строительство возобновилось в 1948 году. В июле 1948 года была начата проходка штольни «Главная», в августе — штольни «Подэтажная». Одновременно строились посёлки Ильма (в непосредственной близости от рудника) и Пятый километр (на берегу Кривого озера, в 10 километрах от рудника). В настоящее время посёлок Пятый километр является отдалённым северным микрорайоном посёлка Ревда.

Несмотря на то, что уже в 1948 году в числе первого оборудования, поступившего на строящийся рудник, были электровозы, в первые годы преобладала конная тяга. Вблизи стройплощадки были построены конюшни, рассчитанные на содержание нескольких сотен голов лошадей. Конная тяга использовалась как на поверхности земли, так и в строящихся штольнях.

Круглогодичной автомобильной дороги до стройплощадки в то время не было. Оборудование завозилось с большими сложностями по автозимникам со станций Оленья и Пулозеро Кировской (Мурманской) железной дороги. Основная часть работ на стройплощадке выполнялась вручную, невзирая на суровые природные условия. По готовым штольням вагонетки с породой вывозили в основном гужевой тягой. Почти все лошади, задействованные в штольнях, становились слепыми из-за работы в условиях полного отсутствия света.

В 1949 году были построены первые дома посёлка 8 километр (Ревда). Этот посёлок было решено разместить на удалении от рудника. Условия для жизни в Ревде были несравнимо лучше, чем в Ильме: посёлок строился в почти равнинной местности, покрытой лесом, тогда как Ильма находилась в горах, где нет деревьев и почти круглый год лежит снег. В 1950 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено официальное наименование Ревда.

Строительство домов в посёлке Ильма продолжалось: в то время здесь не было автобусов и автодорог, пригодных для их движения, организовать массовую перевозку людей на расстояние 7 километров (от посёлка Ревда до рудника) не представлялось возможным. Ревда стала административным центром Ловозерского ГОКа, но почти все рабочие проживали в Ильме.

В 1950-х годах была налажена круглогодичная доставка руды по грунтовой автодороге от Карнасуртского рудника до станции Оленья (ныне Оленегорск). Посёлок Ревда приблизился к цивилизации, в нём началось строительство капитальных кирпичных домов. Гужевая тяга ушла в прошлое, на узкоколейной железной дороге Карнасуртского рудника стали использоваться контактные электровозы.

1 апреля 1967 года было начато строительство Умбозерского рудника, расположенного к юго-западу от посёлка Ревда. В том же году в Ревду пришла железная дорога из Кировского района. На окраине посёлка была открыта станция Ловозеро. С этого момента руда доставлялась автомобилями от Карнасуртского рудника до станции Ловозеро, далее отправлялась по железной дороге.

В 1970-х годах последние жители посёлка Ильма были переселены в Ревду. Позднее посёлок, в котором когда-то было много улиц, школа, клуб и другие учреждения, был снесён, о его наличии почти ничто не напоминает.

В 1973 году на Карнасуртском руднике завершилось строительство обогатительной фабрики. С этого времени рудник в основном приобрёл современный вид.

Важным событием в истории узкоколейной железной дороги Карнасуртского рудника стало строительство наземного участка от поверхностного комплекса до 15-й штольни. Наземный участок получил обиходное название «БАМ», это название со временем стало почти «официальным», его можно встретить даже в служебной схеме узкоколейной железной дороги. Протяжённость участка — почти 1 километр. Этот участок был непростым по условиям строительства, на нём имеется высокая насыпь с водопропускной трубой, через которую пропущена река Ильмайок. С вводом строй «БАМа» (ориентировочно в 1998 году) заметно сократилась дальность транспортировки руды по подземным путям.

С 1992 года Ловозерский ГОК переживал период острого кризиса. Добыча руды сократилась до минимума, работникам не выплачивалась заработная плата, существовала угроза затопления шахт и уничтожения предприятия. Численность населения посёлка Ревда сократилась почти в два раза.

В 2006-2007 годах была разграблена и уничтожена железная дорога Айкувен — Ловозеро. Посёлок Ревда лишился наиболее экономичного и надёжного вида транспорта — железнодорожного. С этого времени добытая руда отправляется автомобильным транспортом на станцию Оленегорск.

По состоянию на июль 2008 года, Карнасуртский рудник является действующим. На Умбозерском руднике производилась откачка воды (в случае её прекращения большая часть выработок была бы затоплена, после чего возобновить производство стало бы почти невозможно). Вероятность возобновления работы Умбозерского рудника оценивалась как низкая.

Согласно сведениям, полученным от представителей руководства Ловозерского ГОКа, узкоколейная железная дорога на Умбозерском руднике использовалась только в период его строительства. В период эксплуатации на руднике использовался безрельсовый внутришахтный транспорт (механизмы на гусеничном ходу и автомобили).

Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике, по данным на июль 2008 года, находилась в сравнительно хорошем состоянии. Дорога находится в ведении Участка внутришахтного транспорта. Развёрнутая протяжённость путей составляет около 20 километров, из них около 1 километра — наземный участок («БАМ»). Под землёй пути пролегают на трёх горизонтах: +430 метров, +350 метров, +280 метров (отсчёт от уровня моря). С поверхности земли пути уходят по горизонтальным штольням и квершлагам на горизонт +430 метров. Связь с двумя более глубокими горизонтами осуществляется посредством уклонов (наклонных путей узкой колеи) и вертикальных стволов.



Участок «БАМа» и электровоз К10 в поверхностном комплексе.
07.07.2008


На узкоколейной железной дороге осуществляются перевозки рабочих в пассажирских вагонетках. Пассажирские поезда курсируют по заранее установленному графику. Перевозка рабочих по наземному участку («БАМу») не производится.

Тяговый подвижной состав представлен приблизительно 20 электровозами (в основном К10, а также EL5/08, построенные в Германии). 6 электровозов К10 были модернизированы на одном из заводов Санкт-Петербурга, имеют асинхронные двигатели, оборудованы преобразователями частоты и программным управлением.

Переход на безрельсовые виды внутришахтного транспорта в обозримом будущем не предвидится. Узкоколейная железная дорога на Карнасуртском руднике имеет перспективы долговременной работы.



Ссылки:

http://leoshome.narod.ru/travel/2004/hibi_Sergin/photoview/data/pepelatz.jpg — фотография электровоза, сделанная одним из участников туристической группы Горного турклуба МГУ 26 января 2004 года

http://leoshome.narod.ru/travel/2004/hibi_Sergin/techn.html — описание похода группы Горного турклуба в январе-феврале 2004 года

http://tourist.kharkov.ua/review_velo/topic66_0.jpg — фотография наземного участка узкоколейной железной дороги, сделанная 22 июля 2006 года одним из участников туристической группы из г. Харькова

http://community.livejournal.com/ru_uzd/16332.html — фотографии А. Малянова (август 2007 года)








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    










27.07.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Мурманской области»

на главную страницу