Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ПИОНЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Пионерской узкоколейной железной дороги является посёлок Казéнщина, расположенный в Холмогорском районе Архангельской области, вблизи правого берега реки Северная Двина. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».



история

Посёлок Казенщина возник в 1930-е годы (по неподтверждённым данным, в 1930 году). Позднее здесь была построена подвесная дорога, предназначенная для транспортировки леса (возможно, пролегала по направлению Казенщина — Орлецы). Подвесные и монорельсовые лесовозные дороги в то время пытались внедрять в разных регионах СССР. К железной дороге такой вид транспорта не имеет никакого отношения.

В 1947 году был открыт первый участок узкоколейной железной дороги. Официальное название «Пионерская узкоколейная железная дорога» жители Казенщины связывают с тем, что на строительстве работали пионеры (дети среднего и старшего школьного возраста, состоящие во Всесоюзной Пионерской организации).

Вначале узкоколейная железная дорога вела к окрестностям Хепальского озера (около 7 километров от Казенщины). Позднее магистраль стала строиться по другому направлению — на восток от посёлка Казенщина. На 3-м, 8-м, 22-м, 24-м километрах разрабатывались балластные карьеры.

На пике развития протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 70 километров, в том числе магистраль — 46 километров. На 22 километре начинались ветки в южном направлении — на Илас. Имелась ветка в северном направлении — на Кузегу.

Лесных посёлков, предназначенных для постоянного проживания, на узкоколейной железной дороге не было. Существовали вахтовые посёлки. Один из этих посёлков находился на 26-м километре, другой — на «Бобрихе».

Принадлежность лесопункта «Казенщина» до 1960 года не выяснена. С 1960 года лесопункт относился к Орлецкому леспромхозу. В 1973 (?) году, в связи с ликвидацией Орлецкого леспромхоза, лесопункт был передан Емецкому леспромхозу.

В 1983 (?) году Казенщина сильно пострадала от весеннего паводка, большое количество домов было разрушено. Посёлок было решено восстанавливать на новом месте — подальше от реки.

В начале 1990-х годов на Пионерскую узкоколейную железную дорогу была передана часть подвижного состава закрывающейся Ракульской узкоколейной железной дороги (начальный пункт — посёлок Палово). Известно о том, что из Палово были доставлены сцепы.

В 2001 (?) году вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена по решению нового владельца лесопункта — ОАО «Ваймугалес». К тому времени оставалось 36 километров магистрали, но мост на 26 километре был непригоден для проезда.

Жители Казенщины были возмущены данным решением: никакой работы в посёлке не стало. По словам многих, разумных объяснений этому не было, дорога вполне могла бы работать: «лес есть, путь содержать можно, но они не захотели». Автомобильная вывозка взамен железнодорожной налажена не была.

В последующие годы протяжённость узкоколейной железной дороги сокращалась. Почти все «усы» были разобраны.

В 2005 году руководство «Ваймугалеса» приняло решение разобрать последний сохранившийся участок. На протяжении нескольких месяцев борьба за сохранение узкоколейной железной дороги шла между «Ваймугалесом» с одной стороны, и жителями Казенщины, а также представителями Холмогорского лесхоза — с другой. Лесники пытались добиться сохранения узкоколейной железной дороги либо обязательного строительства на её месте автодороги, чтобы сохранить возможность быстрого доступа в лес.

2 сентября 2005 года в районной газете «Холмогорская жизнь» был опубликован материал «Оставьте нам узкоколейку!». Появление данной публикации не могло не радовать — чаще всего ликвидация узкоколейных железных дорог в России проходит незамеченной или почти незамеченной средствами массовой информации.









Оставьте нам узкоколейку!

Мы, коллектив лесопункта Казенщина, рабочие и пенсионеры, просим разъяснить нам, акционерам, наши права. Мы, старики, и наши дети, которые строили, работали и работают в данном лесопункте, имеем на руках акции на владение материальных средств.

Но произошла перестройка в лесозаготовке, и мы остались у разбитого корыта. Наш новый руководитель, нам неизвестный, решил убрать узкоколейную железную дорогу и сдать рельсы на металлолом. В прошлом году часть рельсов сняли и вывезли куда-то, нам — ни гроша, и сам руководитель не показывается. Кто он?

Мы просим разъяснить новому управляющему, что от него ничего не требуем: ни его транспорта, ни ремонта УЖД. Одна просьба; не мешать нам, акционерам, пользоваться старой дорогой, которая стала для нас «дорогой жизни». По ней мы имеем единственную возможность выехать в лес за грибами, ягодами, на рыбалку по озёрам. Часть этих даров, конечно, идёт на продажу.

У нас своя дрезина и для передвижения по дороге. Нам у олигархов ничего просить не надо, только не мешайте выживать! Коллектив лесопункта Казенщина поручил мне, И.И. Анисимову, как старосте, поставить перед руководством вопрос об оставлении УЖД для нужд акционеров, а также для охраны лесов, в том числе от пожаров. А металлолом пусть соберут, он повсюду лежит, то есть валяется.

И. АНИСИМОВ



ОТ РЕДАКЦИИ: на это письмо из Казенщины мы попросили ответить директора Холмогорского лесхоза В.И. Зорина, ибо действительно есть рациональное зерно по поводу передачи узкоколейки лесхозу для возможного использования дороги при тушении лесных пожаров. Валентин Иванович при встрече сообщил, что с их стороны по поводу передачи узкоколейки Холмогорскому лесхозу был направлен письменный запрос конкурсному управляющему ОАО «Ваймугалес» А. Цыбулевскому. И вот что он ответил:

«1. Пионерская линия УЖД в посёлке Казенщина является собственностью ОАО «Ваймугалес».

В Вашем письме от 13 мая 2005 года Вы утверждаете, что указанная УЖД является собственностью Холмогорского лесхоза. В обоснование Вами приведены положения Правил отпуска древесины на корню, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 июня 1998 года № 551. Согласно указанным правилам основные лесовозные дороги должны быть переданы лесхозу в состоянии пригодном для хозяйственного использования. Однако, Вами не упомянуто положение п. 49 Правил, согласно которого перечень таких дорог определяется в договоре на долгосрочное пользование участком лесного фонда.

10 июля 1999 года между ОАО «Ваймугалес» и Холмогорским лесхозом был заключен договор аренды лесного фонда № 6. Пунктом 4.2. договора установлены обязанности арендатора. Обязанность по передаче лесхозу основных лесовозных дорог после окончания срока вывозки древесины данным договором не предусмотрена. Данный договор не содержит перечня дорог, передаваемых лесхозу после окончания вывозки древесины в соответствии с п.49 Правил.

Отсутствует подобный перечень и в плане рубок главного пользования и проекте лесохозяйственных мероприятий на арендуемом участке лесного фонда ОАО «Ваймугалес» в Холмогорском лесхозе, утвержденным Протоколом № 1 от 01 февраля 2002 года Комитетом природных ресурсов Архангельской области. Планом рубок главного пользования и проектом лесохозяйственных мероприятий установлено лишь, что строительство лесовозных дорог на арендуемой территории Холмогорского лесхоза ведет арендатор.

Таким образом, у Холмогорского лесхоза отсутствуют основания для признания права собственности на линию УЖД в посёлке Казенщина. Считаем, единственным возможным законным собственником узкоколейной железной дороги — открытое акционерное общество «Ваймугалес».

2. ОАО «Ваймугалес» считает невозможным осуществление передачи линии УЖД Холмогорскому лесхозу по следующим основаниям. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2003 года открытое акционерное общество «Ваймугалес» признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. В соответствии с п. 1 статьи 103 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 года всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу.

В соответствии с п. 1 статьи 112 Закона о банкротстве, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрены основания для безвозмездной передачи имущества, составляющего конкурсную массу, третьим лицам. Исключение составляет передача жилищного фонда социального назначения, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Передача узкоколейной дороги федеральному органу государственной власти в лице территориального управления не относится к данному исключению, установленному п.4 ст. 104 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01. 1998 года.

В дополнение, сообщаем, что в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года № 8-П, безвозмездная передача объектов социального назначения и коммунальной инфраструктуры признана не соответствующей положениям ст. 35, 46, 55 Конституции Российской Федерации. Такое имущество может быть передано лишь на условиях разумного, справедливого, соразмерного и предварительного возмещения.

Таким образом, действия конкурсного управляющего, направленные на передачу линии Пионерской УЖД в посёлке Казенщина Холмогорскому лесхозу будут являться незаконными и могут существенно повлиять на удовлетворение законных требований кредиторов ОАО «Ваймугалес», что может служить основанием для отстранения конкурсного управляющего от исполнения обязанностей в соответствии со статьей 116 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. УЖД не соответствует техническим требованиям, её эксплуатация несет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

По имеющимся у нас сведениям, в настоящее время узкоколейная железная дорога самовольно, вопреки указаниям собственника, используется рядом физических лиц, использующим её для передвижения к местам охоты, рыбалки и т. п. При этом ими используются самодельные дрезины.

В то же время, узкоколейная железная дорога по своим техническим характеристикам не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для подобных сооружений, в том числе правилам технической эксплуатации узкоколейных железных лесовозных дорог, ГОСТ 9720-76, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 05.10.1976 г. № 156. Эксплуатация линии УЖД в настоящее время несёт потенциальную опасность жизни и здоровью граждан, поскольку чрезвычайно высока вероятность переворачивания самодельных дрезин с причинением телесных повреждений пассажирам.

В связи с тем, что предприятие находится в процессе ликвидации, отсутствуют финансовые, технические, кадровые ресурсы для поддержания УЖД в состоянии, пригодном для её хозяйственного использования. УЖД не соответствует требованиям по технической эксплуатации, у предприятия отсутствуют возможности для приведения её в соответствии с установленными требованиями. Учитывая, что дальнейшая её эксплуатация может повлечь человеческие жертвы, и принимая во внимание все изложенные выше обстоятельства, конкурсным управляющим ОАО «Ваймугалес» было принято решение о демонтаже Пионерской линии УЖД в посёлке Казенщина.

Учитывая указанное, ОАО «Ваймугалес» вынуждено отказать Вам в удовлетворении Вашего предложения.

С уважением, А. Цыбулевский, конкурсный управляющий ОАО «Ваймугалес».




В ответе ни одним словом не сказано про права, нужды и чаяния акционеров открытого общества «Ваймугалес», хотя управляющий действует от его имени. Может тогда следует акционерам обратиться за защитой своих прав в суд? Кстати, есть примеры, когда в соседних районах по требованию бывших работников лесопунктов оставляли узкоколейки для жителей посёлков, и служат такие дороги исправно.







Ответ «хозяев» узкоколейной железной дороги можно назвать возмутительным. Особенно цинично звучит одно из найденных ими «обоснований» необходимости разборки узкоколейной железной дороги: «Учитывая, что дальнейшая её эксплуатация может повлечь человеческие жертвы».

В действительности, на узкоколейных железных дорогах аварии с тяжёлыми последствиями обычно случаются в результате столкновения мотодрезин, движущихся навстречу. Плохое состояние пути на узкоколейной железной дороге, используемой только для движения мотодрезин, в какой-то степени повышает безопасность — владельцы мотодрезин не имеют возможности разгоняться сверх меры.

Единственное происшествие, которое может произойти из-за плохого состояния пути — сход мотодрезины с рельсов. Но вероятность того, что это приведёт к человеческим жертвам — минимальная. При сравнительно небольшой скорости все пассажиры мотодрезины остаются на месте, при высокой скорости — могут «вылететь» на несколько метров в стороны. В ходе поездок на узкоколейные железные дороги мне более ста раз доводилось ездить на съёмных мотодрезинах, и несколько раз приходилось «вылетать» с них. Однако во всех подобных случаях последствия ограничивались ушибами и (иногда) порванной одеждой. Автор ни разу не был свидетелем того, чтобы кто-то из пассажиров мотодрезины получил серьёзную травму, после которой требовалась бы немедленная медицинская помощь.

Следуя логике «хозяев» Пионерской узкоколейной железной дороги, из соображений безопасности нужно запрещать также мотоциклы и автомобили…





По состоянию на 20 июля 2007 года (поездка автора в посёлок Казенщина), оставалось 22 километра линии узкоколейной железной дороги, пригодной для движения съёмных мотодрезин («теоретически», она была пригодна и для движения «тяжёлого» подвижного состава). В пассажирском вагоне на бывшем нижнем складе, расположенном на берегу Северной Двины, проживали сборщики металлолома, прибывшие из Новодвинска. Они занимались порезкой различной техники и остатков металлических сооружений.

В посёлке Казенщина имелся один «условно исправный» тепловоз ТУ6А (его номер установить не удалось). Со слов местных жителей, тепловоз не ездил по узкоколейной железной дороге с весны. Ещё недавно рядом с ним стоял второй тепловоз, в конце июня его увезли в посёлок Рочегда, на Конецгорскую узкоколейную железную дорогу.

Вблизи бывшего депо находился разграбленный тепловоз ТУ6А-1301 (номер приводится согласно заводской надписи, сделанной мелом на раме). На территории одного из частных домовладений стояла кабина тепловоза ТУ4-1152. На бывшем нижнем складе удалось найти шкаф, который, судя по номеру на металлической табличке, когда-то находился в кабине тепловоза ТУ6А-3660.

За 22 километром рельсов не было на протяжении по меньшей мере одного километра — их украли жители посёлка Светлый, заехавшие туда зимой на тракторе. Со слов жителей Казенщины, преступники были пойманы и осуждены на 6 и 8 лет лишения свободы. За 23 километром есть ещё несколько километров рельсового пути.

Посёлок Казенщина выглядит крайне запущенным даже по меркам Архангельской области — не самого богатого региона. Несмотря на близость к областному центру (расстояние до Архангельска — немногим более 100 километров), посёлок оторван от внешнего мира. Сюда можно проехать только на автомобиле повышенной проходимости, и только в хорошую погоду. Ближайшая автомобильная переправа через реку Северная Двина находится в Ичкoве (около 10 километров севернее). Непосредственно в Казенщине существует пассажирская переправа (обслуживается катером «Садко»). Ранее катер отправлялся на левый берег ежедневно, в 7:30 и 15:30. Сейчас на его регулярное курсирование можно не рассчитывать.

Есть все основания предполагать, что узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в конце 2005 года, либо в 2006 году.









Ремонт пути. 1970-е годы (?).












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ (ЧАСТЬ 4)    












01.12.2005 © С. Болашенко


назад

на главную страницу