КОМСОМОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ








С 1 апреля 2018 года гнилые мудаки закрыли самую важную для Комсомольска трамвайную линию — на Дзёмги. В усечённом виде система проработала недолго. С 1 октября 2018 года она была закрыта полностью.



Комсомольский трамвай находится в Комсомольске-на-Амуре, втором по величине городе Хабаровского края. Одна из двух трамвайных систем региона, и одна из трёх на Дальнем Востоке России. Другие — Хабаровск, Владивосток.

Комсомольск расположен на левом берегу Амур, в 400 километрах северо-восточнее Хабаровска. Третий по величине город Дальнего Востока России (Якутск — это Сибирь, а не Дальний Восток). Единственный крупный город Дальнего Востока, который находится в глубине страны — не вблизи морского побережья и не у государственной границы.

Железнодорожный узел трёх линий: Волочаевка — Комсомольск (ВолК), исторически самая первая, Байкало-Амурская железная дорога (Лена — Тында — Новый Ургал — Комсомольск), Комсомольск — Советская Гавань. Все линии однопутные, неэлектрифицированные, но являются магистральными и пропускают большое число грузовых поездов.

Город создавался «с нуля», начиная с 1932 года, специально как промышленный центр вдали от границ и побережья. На месте его центральной части находилось село Пермское, позднее полностью снесённое.

Главные предприятия города: металлургический завод «Амурсталь», авиастроительный завод, судостроительный завод. Впрочем, завод «Амурсталь» относительно невелик, по сравнению, к примеру, с гигантской «Северсталью» в Череповце. Комсомольск не является аналогом «Магнитки».

Трамвайное движение было открыто 6 ноября 1957 года. Первый открывшийся участок: «Амурсталь» — площадь Металлургов — Мылки. Немногим позднее (вероятно, в начале 1958 года) линия была продлена до железнодорожного вокзала.

Вокзал в то время был деревянным и находился не там, где нынешний вокзал — а ближе к Хабаровску, в том месте, где улица Пирогова «упирается» в железнодорожные пути.

Через несколько лет был открыт ныне действующий вокзал, и построена трамвайная линия к нему по Магистральному шоссе. Но ещё много лет сохранялось движение и на старый вокзал.

В 1958 году был открыт участок площадь Металлургов — Набережная, в 1961 году — участок площадь Металлургов — Дзёмги. Линия на Дзёмги открывалась как минимум в два этапа, но более вероятно — в три. Вначале, ориентировочно в 1960 году — до кольца «Кинотеатр «Звезда» (ныне на этом месте остановка «посёлок Парковый» без путевого развития), затем до кольца «Амурская», и наконец — до собственно станции Дзёмги. Достоверных сведений по датам не найдено.

Трамвайная сеть достигла наивысшего развития в начале 1960-х годов и с того времени не увеличивалась. В конце 1970-х годов она незначительно уменьшилась: была закрыта короткая линия в «дальней» части улицы Пирогова, к старому вокзалу, и собственно кольцо с официальным названием «Станция Комсомольск» (тогда как на действующем вокзале название — «Железнодорожный вокзал»).

Архитектурно красивое деревянное здание старого вокзала было снесено. Удивительный факт: табличка на давно разобранной трамвайной станции у старого вокзала ещё сохранялась в 2015 году.

Конфигурация сети Комсомольского трамвая очень простая: две линии в форме креста, пересекающиеся в центре города. Пересечение линий находится на площади Металлургов и имеет форму круга — аналог автомобильных перекрёстков с круговым движением.

При всём том, трамвайная сеть протяжённая, и она являлась основным транспортом в городе.

http://transphoto.ru/photo/126145/ — схема трамвайной сети.

Первые два десятилетия в «новой» России (после 1991 года) Комсомольск переживал тяжело. Ситуация тут была хуже, чем в Хабаровске и Владивостоке. Имелся сильный отток населения, численность которого сократилась с 320 000 человек в 1992 году до 250 000 в 2017 году. Существенным недостатком здесь является отсутствие статуса административного центра. При том, что город намного больше областных центров — Благовещенска, Южно-Сахалинска и Магадана.

Ещё примерно в 2005 году Комсомольск имел имидж «законсервированного уголка СССР», а также криминального города. Но это в прошлом. Город развивается, и здесь уже нет ярко выраженного отставания от Хабаровска.

Здесь вплоть до 2017 года не было закрытий трамвайных линий, но состояние сети год за годом ухудшалось. Главная проблема — большие интервалы движения. Вследствие этого трамвай не популярен у пассажиров. В особенности, это касается линии на Дзёмги — которая, по всем внешним признакам, должна быть главной и самой популярной в городе.

Десятки лет здесь было пять маршрутов: №1 «Железнодорожный вокзал» — «Парк металлургов» (Амурсталь), №2 «Железнодорожный вокзал» — «Набережная», №3 «Парк металлургов» (Амурсталь) — «Набережная» (другое название — «Речной вокзал»), №4 «Набережная» — «Дзёмги», №5 «Железнодорожный вокзал» — «Дзёмги».

После 2000 года был отменён маршрут №4. Маршрут №5 неоднократно пытались сокращать: от станции «Дзёмги» только до площади Металлургов, вместо железнодорожного вокзала.

«Резервными» пунктами оборота, где возможен оборот вагонов по кольцу, являются «Амурская» и «Мылки».

Все линии — двухпутные. Но на линии к вокзалу по улице Пирогова, между пунктами «Мылки» и «Магистральная», пути встречных направлений проложены по разным сторонам улицы. Внешне это создаёт иллюзию однопутности.

Имеются с одноуровневые пересечения с железнодорожными подъездными путями без пассажирского движения. Между тем, до 1975 года, вероятно, на одном из этих железнодорожных путей пассажирское движение было — он вёл к паромно-ледовой переправе через реку Амур. До открытия моста в 1975 году через переправу курсировал пассажирский поезд Хабаровск — Советская Гавань.

Подвижной состав, по состоянию на 2017 год: примерно в равной пропорции рижские вагоны РВЗ-6М и усть-катавские КТМ-5. Вдобавок — некоторое количество ленинградских ЛМ-93, два ЛМ99К. Комсомольск и Хабаровск — последние города мира, где рижские вагоны работают в большом количестве.

Стоимость проезда 23 рубля. Оплата кондуктору — при высоком пассажиропотоке, или водителю. Причём водителю платят не при входе, а при выходе — в отличие от почти всех остальных городов, где практикуется бескондукторная оплата.

Интервал движения на линии маршрута №5 — около 30 минут, выход на маршрут — обычно два вагона. В редких случаях — три вагона. На остальных участках интервал меньше, около 15 минут.

Зарплата водителей трамвая: при штатной нагрузке 12 000 рублей, если брать дополнительную нагрузку и иметь только один выходной в неделю — 18 000 рублей. Для Хабаровского края с его повышенными по сравнению с Европейской частью России ценами это ужасающе мало. Раньше зарплата при дополнительной нагрузке была 25 000 рублей — деньги, видимо, ушли на Крым.

С 2016 года городские власти много говорят о безумной идее: закрытие всей линии маршрута №5, от «площади Металлургов» до конечной станции «Дзёмги». Это самая протяжённая, самая главная, самая перспективная для города линия. Она соединяет два главных городских района, разделённых рекой Силинка и лесом.

В октябре 2017 года было заявлено о закрытии линии на Дзёмги в конце декабря. Если это случится — трамвай потеряет половину своей протяжённости. Вскоре это приведёт и к полному закрытию. Это было бы актом ужасающего варварства и «терроризма». Задача каждого честного гражданина — попытаться не допустить этого!




Впервые я проездил Комсомольский трамвай на небольшом участке в ходе поездки на Сахалин в 1998 году. Фотографий нет.

В 2009 году в ходе экспедиции Оборская железная дорога — БАМ (http://infojd.ru/dop/poezdka2009bam.html) было сделано немного фотографий у вокзала.

Ноябрь 2017 года. Приезжаю из Москвы в Комсомольск целенаправленно и внепланово в связи с угрозой скорого закрытия линии на Дзёмги. Полное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2017kom.html.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ («ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ»)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЛИНИЯ НА УЧАСТКЕ МЫЛКИ — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ», ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5, КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ДЗЁМГИ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ДЗЁМГИ», ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ЛИНИЯ НА «АМУРСТАЛЬ», ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (ДЕПО, ЛИНИЯ НА «АМУРСТАЛЬ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 9) (КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ПАРК МЕТАЛЛУРГОВ» НА «АМУРСТАЛИ», «НАБЕРЕЖНАЯ», ЛИНИЯ К ВОКЗАЛУ)
   









22.11.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика