Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







КОМСОМОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ








Комсомольский трамвай находится в Комсомольске-на-Амуре, втором по величине городе Хабаровского края. Одна из двух трамвайных систем региона, и одна из трёх на Дальнем Востоке России. Другие — Хабаровск, Владивосток.

Комсомольск расположен на левом берегу Амур, в 400 километрах северо-восточнее Хабаровска. Третий по величине город Дальнего Востока России (Якутск — это Сибирь, а не Дальний Восток). Единственный крупный город Дальнего Востока, который находится в глубине страны — не вблизи морского побережья и не у государственной границы.

Железнодорожный узел трёх линий: Волочаевка — Комсомольск (ВолК), исторически самая первая, Байкало-Амурская железная дорога (Лена — Тында — Новый Ургал — Комсомольск), Комсомольск — Советская Гавань. Все линии однопутные, неэлектрифицированные, но являются магистральными и пропускают большое число грузовых поездов.

Город создавался «с нуля», начиная с 1932 года, специально как промышленный центр вдали от границ и побережья. На месте его центральной части находилось село Пермское, позднее полностью снесённое.

Главные предприятия города: металлургический завод «Амурсталь», авиастроительный завод, судостроительный завод. Впрочем, завод «Амурсталь» относительно невелик, по сравнению, к примеру, с гигантской «Северсталью» в Череповце. Комсомольск не является аналогом «Магнитки».

Трамвайное движение было открыто 6 ноября 1957 года. Первый открывшийся участок: «Амурсталь» — площадь Металлургов — Мылки. Немногим позднее (вероятно, в начале 1958 года) линия была продлена до железнодорожного вокзала.

Вокзал в то время был деревянным и находился не там, где нынешний вокзал — а ближе к Хабаровску, в том месте, где улица Пирогова «упирается» в железнодорожные пути.

Через несколько лет был открыт ныне действующий вокзал, и построена трамвайная линия к нему по Магистральному шоссе. Но ещё много лет сохранялось движение и на старый вокзал.

В 1958 году был открыт участок площадь Металлургов — Набережная, в 1961 году — участок площадь Металлургов — Дзёмги. Линия на Дзёмги открывалась как минимум в два этапа, но более вероятно — в три. Вначале, ориентировочно в 1960 году — до кольца «Кинотеатр «Звезда» (ныне на этом месте остановка «посёлок Парковый» без путевого развития), затем до кольца «Амурская», и наконец — до собственно станции Дзёмги. Достоверных сведений по датам не найдено.

Трамвайная сеть достигла наивысшего развития в начале 1960-х годов и с того времени не увеличивалась. В конце 1970-х годов она незначительно уменьшилась: была закрыта короткая линия в «дальней» части улицы Пирогова, к старому вокзалу, и собственно кольцо с официальным названием «Станция Комсомольск» (тогда как на действующем вокзале название — «Железнодорожный вокзал»).

Архитектурно красивое деревянное здание старого вокзала было снесено. Удивительный факт: табличка на давно разобранной трамвайной станции у старого вокзала ещё сохранялась в 2015 году.

Конфигурация сети Комсомольского трамвая очень простая: две линии в форме креста, пересекающиеся в центре города. Пересечение линий находится на площади Металлургов и имеет форму круга — аналог автомобильных перекрёстков с круговым движением.

При всём том, трамвайная сеть протяжённая, и она являлась основным транспортом в городе.

http://transphoto.ru/photo/126145/ — схема трамвайной сети.

Первые два десятилетия в «новой» России (после 1991 года) Комсомольск переживал тяжело. Ситуация тут была хуже, чем в Хабаровске и Владивостоке. Имелся сильный отток населения, численность которого сократилась с 320 000 человек в 1992 году до 250 000 в 2017 году. Существенным недостатком здесь является отсутствие статуса административного центра. При том, что город намного больше областных центров — Благовещенска, Южно-Сахалинска и Магадана.

Ещё примерно в 2005 году Комсомольск имел имидж «законсервированного уголка СССР», а также криминального города. Но это в прошлом. Город развивается, и здесь уже нет ярко выраженного отставания от Хабаровска.

Здесь вплоть до 2017 года не было закрытий трамвайных линий, но состояние сети год за годом ухудшалось. Главная проблема — большие интервалы движения. Вследствие этого трамвай не популярен у пассажиров. В особенности, это касается линии на Дзёмги — которая, по всем внешним признакам, должна быть главной и самой популярной в городе.

Десятки лет здесь было пять маршрутов: №1 «Железнодорожный вокзал» — «Парк металлургов» (Амурсталь), №2 «Железнодорожный вокзал» — «Набережная», №3 «Парк металлургов» (Амурсталь) — «Набережная» (другое название — «Речной вокзал»), №4 «Набережная» — «Дзёмги», №5 «Железнодорожный вокзал» — «Дзёмги».

После 2000 года был отменён маршрут №4. Маршрут №5 неоднократно пытались сокращать: до станции «Дзёмги» только до площади Металлургов, вместо железнодорожного вокзала.

«Резервными» пунктами оборота, где возможен оборот вагонов по кольцу, являются «Амурская» и «Мылки».

Все линии — двухпутные. Но на линии к вокзалу по улице Пирогова, между пунктами «Мылки» и «Магистральная», пути встречных направлений проложены по разным сторонам улицы. Внешне это создаёт иллюзию однопутности.

Имеются с одноуровневые пересечение с железнодорожными подъездными путями без пассажирского движения. Между тем, до 1975 года, вероятно, на одном из этих железнодорожных путей пассажирское движение было — он вёл к паромно-ледовой переправе через реку Амур. До открытия моста в 1975 году через переправу курсировал пассажирский поезд Хабаровск — Советская Гавань.

Подвижной состав, по состоянию на 2017 год: примерно в равной пропорции рижские вагоны РВЗ-6М и усть-катавские КТМ-5. Вдобавок — некоторое количество ленинградских ЛМ-93, два ЛМ99К. Комсомольск и Хабаровск — последние города мира, где рижские вагоны работают в большом количестве.

Стоимость проезда 23 рубля. Оплата кондуктору — при высоком пассажиропотоке, или водителю. Причём водителю платят при выходе — в отличие от других городов.

Интервал движения на линии маршрута №5 — около 30 минут, выход на маршрут — обычно два вагона. В редких случаях — три вагона. На остальных участках интервал меньше, около 15 минут.

Зарплата водителей трамвая: при штатной нагрузке 12 000 рублей, если брать дополнительную нагрузку и иметь только один выходной в неделю — 18 000 рублей. Для Хабаровского края с его повышенными по сравнению с Европейской частью России ценами это ужасающе мало. Раньше зарплата при дополнительной нагрузке была 25 000 рублей — деньги, видимо, ушли на Крым.

С 2016 года городские власти много говорят о безумной идее: закрытие всей линии маршрута №5, от «площади Металлургов» до конечной станции «Дзёмги». Это самая протяжённая, самая главная, самая перспективная для города линия. Она соединяет два главных городских района, разделённых рекой Силинка и лесом.

В октябре 2017 года было заявлено о закрытии линии на Дзёмги в конце декабря. Если это случится — трамвай потеряет половину своей протяжённости. Вскоре это приведёт и к полному закрытию. Это было бы актом ужасающего варварства и «терроризма». Задача каждого честного гражданина — попытаться не допустить этого!




Впервые я проездил Комсомольский трамвай на небольшом участке в ходе поездки на Сахалин в 1998 году. Фотографий нет.

В 2009 году в ходе экспедиции Оборская железная дорога — БАМ (http://infojd.ru/dop/poezdka2009bam.html) было сделано немного фотографий у вокзала.

Ноябрь 2017 года. Приезжаю из Москвы в Комсомольск целенаправленно и внепланово в связи с угрозой скорого закрытия линии на Дзёмги. Полное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2017kom-1.html.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ («ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ»)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЛИНИЯ НА УЧАСТКЕ МЫЛКИ — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ», ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5, КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ДЗЁМГИ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ДЗЁМГИ», ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ №5)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ЛИНИЯ НА «АМУРСТАЛЬ», ДЕПО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (ДЕПО, ЛИНИЯ НА «АМУРСТАЛЬ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 9) (КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ПАРК МЕТАЛЛУРГОВ» НА «АМУРСТАЛИ», «НАБЕРЕЖНАЯ», ЛИНИЯ К ВОКЗАЛУ)
   









22.11.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу