Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КЛЕЩЁВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Клещёвской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кóвкула, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Посёлок находится на правом берегу реки Онега, на автодороге Онега — Савинск. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1955 году. Насколько известно автору, на ней не было лесных посёлков. Протяжённость магистральной линии на пике развития составляла около 40 километров.

Ориентировочная дата прекращения вывоза леса по Клещёвской узкоколейной железной дороге – 1995 год. После прекращения движения «тяжёлого» подвижного состава узкоколейная железная дорога использовалась жителями посёлка Ковкула для движения на мотодрезинах.

В 2004 году узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. По неподтверждённым данным, рельсы остались на отдалённых лесных участках.

По состоянию на июнь 2005 года (поездка автора), в посёлке Ковкула сохранялась по меньшей мере одна кабина тепловоза. Скорее всего, это был тепловоз ТУ6А. Сохранялся один частично разрезанный пассажирский вагон. В деревянном здании бывшей диспетчерской узкоколейной железной дороги (?) размещалось Прилукское лесничество и отделение Сбербанка.







Пересечение Клещёвской узкоколейной железной дороги с автодорогой Онега — Савинск на окраине
посёлка Ковкула. Вид в западном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005








Там же, вид в противоположном направлении.
09.06.2005








Несколько ближе к бывшему нижнему складу. Вид на запад, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005








Вид из той же точки в противоположном направлении. Впереди — разрушенный мост.
09.06.2005








Разобранная линия узкоколейная железной дороги вступает в пределы жилой части посёлка Ковкула.
09.06.2005








Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на восток.
09.06.2005








Посёлок Ковкула. Здание, в котором в настоящее время размещается отделение Сбербанка -
возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги.
09.06.2005








Вид от западной горловины бывшей главной станции узкоколейной железной дороги
в направлении берега реки Онега и нижнего склада.
09.06.2005








Вид из той же точки в противоположную сторону. Впереди — разрушенная главная станция узкоколейной
железной дороги. Слева — здание, в котором в настоящее время размещается отделение
Сбербанка (возможно, бывшая диспетчерская узкоколейной железной дороги).
09.06.2005








Участок разобранной узкоколейной железной дороги, расположенный недалеко от реки Онега.
Вид в сторону главной станции узкоколейной железной дороги.
Вправо отходит путь к базе горюче-смазочных материалов.
09.06.2005








Разобранная узкоколейная железная дорога приближается к бывшему нижнему складу,
расположенному на берегу реки Онега. Вид в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005








Разобранные пути у берега реки Онега. Вид в северном направлении.
09.06.2005








Разобранный путь у берега реки Онега. Вид в направлении
бывшей главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005








Кабина тепловоза вблизи берега реки Онега.
09.06.2005








Та же самая кабина. Вид в северном направлении, в сторону бывшего нижнего склада.
09.06.2005








Территория бывшего нижнего склада. Вид в северном направлении.
09.06.2005








Пассажирский вагон на территории бывшего нижнего склада.
09.06.2005








Территория бывшего нижнего склада. Вид в южном направлении.
09.06.2005








Разобранный участок железнодорожного пути, расположенный к югу (выше по течению) от нижнего склада.
Вид в южном направлении. Впереди находилась база горюче-смазочных материалов.
09.06.2005








Между бывшей базой горюче-смазочных материалов и бывшей главной станцией узкоколейной железной дороги.
Этот путь когда-то являлся частью «треугольника». Вид в сторону бывшей
главной станции узкоколейной железной дороги.
09.06.2005








Тот же самый путь, вид в том же самом направлении. Вдали —
бывшая главная станция узкоколейной железной дороги.
09.06.2005








Вид из той же точки в противоположную сторону.
09.06.2005












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












19.01.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу