Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











КВАЗЕНЬГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Квáзеньгской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Квáзеньга, расположенный в Устьянском районе Архангельской области (центр района — посёлок Октябрьский), на берегу реки Устья. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Принадлежала Квазеньгскому лесопункту Дмитриевского леспромхоза.



история

Посёлок Квазеньга был основан в 1934 году. Точная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не выяснена. По воспоминаниям некоторых жителей посёлка, она действует с 1939 года, согласно архивным документам бывшего Министерства лесной промышленности — с 1956 года. Возможно, первоначально вблизи посёлка Квазеньга действовали лёгкие рельсовые пути, предназначенные для перемещения вагонеток конной либо ручной тягой.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы и маломощные мотовозы. Лесных посёлков, предназначенных для постоянного проживания, на узкоколейной железной дороге не было, однако были вахтовые посёлки.

В 1961 году Квазеньгский леспромхоз был превращён в лесопункт Дмитриевского леспромхоза, управление которого находится в посёлке Кизема.

В 1965 году на узкоколейной железной дороге насчитывалось 3 паровоза производства Воткинского машиностроительного завода, около 4 мотовозов (известно о наличии мотовозов МУЗг4). Протяжённость магистрали составляла 26 километров.

Вскоре начали поступать тепловозы ТУ4, мотовозы МД54-4, позднее — тепловозы ТУ7, ТУ6А. Все паровозы были вывезены в 1968 году (ориентировочно). Один из паровозов Кп4 был превращён в парогенератор котельной соседнего посёлка Первомайской. По состоянию на 2005 год, он всё ещё работает, причём сохранился не только котёл, как у большинства паровозов-парогенераторов, но и экипажная часть. По неподтверждённым данным, ещё один паровоз был отправлен на котельную посёлка Кизема.

В 1968 году производилась замена рельсов типа Р-18 на рельсы типа Р-24. Скорее всего, это делалось в расчёте на предстоящее внедрение «тяжёлых» магистральных тепловозов ТУ7.

Вблизи посёлка Квазеньга, на берегу реки Устья, был построен нижний склад, имевший хорошее техническое оснащение. Известно о наличии нескольких портальных кранов. Территория нижнего склада имела значительную протяжённость (максимальное удаление от станции Квазеньга — около 4 километров).

В 1976 году (по другим данным — несколько позднее) одна из веток Квазеньгской узкоколейной железной дороги была доведена до посёлка Первомайский, центра Бритвинского лесопункта Дмитриевского леспромхоза. Первомайский нельзя было назвать лесным посёлком — он имел примерно равное положение с Квазеньгой. Ведущая в него ветвь была названа Бритвинской узкоколейной железной дорогой. Тепловозы привозили в Первомайский со станции Кизема в зимнее время на «волокушах» (санных тракторных прицепах).

Позднее Бритвинская узкоколейная железная дорога перестала составлять единую сеть с Квазеньгской узкоколейной железной дорогой.

В 1979 (?) году Квазеньгская и Бритвинская узкоколейные железные дороги были объединены с Авнюгской узкоколейной железной дорогой. На протяжении приблизительно 10 лет в этой части Архангельской области существовала огромная сеть железных дорог колеи 750 мм, общая протяжённость которой составляла около 200 километров.







Квазеньгская, Бритвинская и Авнюгская узкоколейные
железные дороги (частично нанесены условно).






После открытия сквозного движения до Авнюги часть добывавшейся Квазеньгским лесопунктом древесины стала сплавляться по реке Северная Двина. В основном, на нижний склад в Авнюге возили берёзу, которая не подходила для сплава по реке Устья. Работа объединённой сети было организована по следующему принципу: квазеньгские тепловозы доводили составы до одного из разъездов, считавшегося границей дорог. Далее до нижнего склада в Авнюге их вели тепловозы Авнюгской узкоколейной железной дороги.

Соединение просуществовало приблизительно 10 лет, в последние годы уже не использовалось (?). Затем «Квазеньгско-Бритвинская» узкоколейная железная дорога вновь стала изолированной.

В 1993 году был прекращён сплав леса по реке Устья. С этого времени лес вывозится из Квазеньги только автомобильным транспортом (в основном, на станцию Кизема).

В 2000 году (по другим данным — существенно раньше) был разобран соединительный участок между Квазеньгской и Бритвинской узкоколейными железными дорогами.

В 2003 году протяжённость узкоколейной железной дороги была значительно сокращена: из 25-30 километров магистрали осталось около тринадцати. Тогда же было заявлено о предстоящем полном закрытии узкоколейной железной дороги в ближайшем будущем.



Состояние узкоколейной железной дороги на 2005 год

По данным на 23 июня 2005 года, узкоколейная железная дорога действует. Вывозка леса ведётся с «уса», начинающегося на 12-м километре магистрали. Утром каждого рабочего дня на «ус» отправляется рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона.

Тяговый подвижной состав представлен двумя исправными тепловозами — ТУ6А-2519, ТУ6А-3531 (в обоих случаях номера приводятся согласно табличкам на металлических шкафах в кабине), разграбленный тепловоз ТУ6А-1976. Возможно, список локомотивов неполный — на станции сохранилось деревянное здание локомотивного депо, когда-то имевшее 7 стойл (теперь их меньше). Депо уже давно не используется, но не исключено, что в нём ещё стоят тепловозы.

Старый нижний склад, располагавшийся вдоль берега реки Устья, почти полностью разрушен. Последний портальный кран опрокинут набок, и подлежит разделке на металлолом. Линия узкоколейной железной дороги на нижнем складе полностью разобрана. Лес грузится из сцепов в автомобили-лесовозы на новом нижнем складе, расположенном вблизи автодороги. Все последние годы узкоколейная железная дорога консервировалась на зимний период. В это время лес возили по зимним автодорогам.

Мотодрезин («пионерок») в Квазеньге практически нет. При минимальной протяжённости узкоколейной железной дороги ездить на них уже не имеет смысла.

На тот момент предполагалось: скорее всего, узкоколейная железная дорога будет полностью разобрана в 2006 году, либо в ближайшие последующие годы.


Квазеньгская узкоколейная железная дорога была разобрана в 2011 году. Возможно, тепловозы были вывезены в Лепшу.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    












30.11.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу